Факторный аналыз прибыли от продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

На формирование прибыли оказывают воздействие производственные и финансовые факторы, а также содержание учетной политики в области ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Отчет о прибылях и убытках в современной аналитической практике рассматривается как источник информации об уровне экономической эффективности хозяйственной деятельности организации, используется для выявления и анализа тенденций формирования показателей финансовых результатов и оценки управленческих решений за отчетный период.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 5
2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли 11
3. Оценка методик факторного анализа прибыли от продаж 15
4. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок 22
5. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода 27
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-Факторный анализ прибыли от продаж.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

Обзор литературных источников показывает, что для факторного анализа прибыли от продаж наибольшее применение получила следующая модель:

                    П = Σ[VРПi × (цi – Зi)],     

где VРПi – объем реализованной продукции i-го вида в натуральном выражении.

Общим недостатком двух последних моделей является отсутствие учета взаимосвязи объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Предполагается, что объем продаж изменяется сам по себе, себестоимость и цены варьируют не зависимо от объема реализации продукции. На самом деле при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, поскольку на единицу продукции приходится меньше постоянных расходов; при сокращении объемов производства и продаж себестоимость изделий возрастает из-за того, что на единицу продукции приходится больше постоянных расходов.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли от продаж, а также с целью прогнозирования ее величины желательно использовать модели, построенные по правилам маржинального анализа, в основе которого лежит деление затрат на постоянные и переменные:

П = Σ[VРПобщ. × Удi × (цi – bi)] – А,   

П = Σ[VРПi × (цi – bi)] – А,                       

где bi – удельные переменные затраты,

А – сумма постоянных затрат на весь объем произведенной (реализованной) продукции.

Преимущества данных моделей  очевидны. Однако их использование при проведении факторного анализа прибыли от продаж осложняется тем, что учет затрат на предприятиях, как правило, не организован должным образом и не позволяет формировать необходимую для управления информацию о переменных и постоянных затратах.

Таким образом, из множества  моделей факторного анализа прибыли  от продаж, наиболее часто предлагаемых в экономической литературе, всем необходимым условиям удовлетворяют модели, построенные по правилам маржинального анализа.

 

  1. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок

 

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления  которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая  дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница  между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими  на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

1) изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

2) изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

3) изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

4) изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа  прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника  информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Таблица 1                                                                  

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж:

                                                                                                    (тыс.руб.)

№ п/п

Показатели

Данные на начало периода

Расчетные данные, исходя из объема и  структуры конца периода и  ценовых показателях на начало

Данные на конец периода

Абсолютное отклоне-ние

1

Выручка от продаж продукции

57800

72250

68500

+10700

2

Полная себестоимость продукции

49260

53965

58670

+9410

3

Прибыль от продаж продукции

8540

18285

9830

+1290

4

Индекс изменения количества выпускаемой  продукции

1

 

1,25

+0,25


 

Прибыль за анализируемый  период выросла на 1290 тыс. руб.:

        ΔП = 9830 – 8540 = 1290 тыс.руб.

Определим, какие факторы  повлияли на изменение прибыли от продаж.

Если сравнивать сумму  прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах  и себестоимости продукции на начало периода, то разница между ними показывает, насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:

ΔП (v, уд.в.) = 18285 - 8540 = + 9745 (тыс. руб.)

1. Чтобы найти влияние  только объема продаж, необходимо  прибыль на начало периода умножить на процент роста объема производства, который определяется делением выручки от реализации, рассчитанной исходя из базисной цены и фактического объема реализованной продукции, на выручку от реализации на начало периода:

(72250/57800 )×100 – 100 = 25

ΔП (v) = 8540×25 / 100 = +2135 (тыс.руб.)

2. Определим влияние структурного  фактора:

ΔП ( уд.в.) = 9745 – 2135 = + 7610 (тыс. руб.)

3. Влияние изменения полной  себестоимости на сумму прибыли  устанавливается сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости единицы продукции на начало периода и полной фактической себестоимостью на конец периода:

ΔП (с/с) = 53965 - 58670 = – 4705 (тыс. руб.)

4. Изменение суммы прибыли  за счет отпускных цен на  продукцию определяется сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с выручкой от реализации, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало периода:

ΔП (ц) = 68500 – 72250 = -3750 (тыс. руб.)

Общее изменение прибыли  от данных факторов находится суммированием полученных результатов:

2135 +7610 + (-4705) + (-3750) = 1290 (тыс. руб.)

 

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепных подстановок, последовательно  заменяя плановую величину каждого  фактора фактической величиной:

Таблица 2

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли 

от реализации продукции способом цепных подстановок

Показатели

Условие расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс.руб

Объем реали-зации

Структу-ра товар-ной про-дукции

Цена

Себестоимость

На начало периода

0

0

0

0

ВР0 -С/с0

57800-49260

8540

Усл. 1

1

0

0

0

П0*К роста

8540*1,25

10675

Усл. 2

1

1

0

0

ВРусл.-С/с усл.

72250-53965

18285

Усл. 3

1

1

1

0

ВР1 – С/с усл.

68500-53965

14535

 На конец периода

1

1

1

1

ВР1- С/с1

68500-58670

9830


 

Изменение суммы прибыли  за счет:

1) объема реализации продукции:

ΔП (v) = 10675 – 8540 = +2135 тыс. руб;

2) структуры товарной продукции:

ΔП ( уд.в.) = 18285 – 10675= +7610 тыс. руб.;

3) средних цен реализации:

ΔП (ц ) = 14535 – 18285 = -3750 тыс. руб.;

4) себестоимости реализованной  продукции:

ΔП(с/с) = 9830 – 14535 = -4705 тыс. руб.

Общее изменение прибыли  от данных факторов:

2135 + 7610 +(-3750) + (-4705) = 1290 (тыс. руб.)

 

Таблица 3

Сводные показатели влияния факторов на величину прибыли

Показатель

Сумма, тыс. руб

Отклонение прибыли, всего

+1290

В т.ч. за счет факторов:

 

Изменение объема реализации продукции

+2135

Изменение структуры товарной продукции

+7610

Изменение средних цен реализации

-3750

Изменение себестоимости реализованной продукции

-4705


 

На основании проведенного факторного анализа прибыли от реализации продукции  можно сделать вывод  о том, что увеличение прибыли  на 1290 тыс. руб. в отчетном году по сравнению  с базисным годом произошло за счет изменения объема реализации продукции, изменения структуры продукции (прибыль составила соответственно 2135 и 7610 тыс. руб.),что может служить положительной тенденцией в деятельности предприятия. Увеличение себестоимости выпускаемой продукции и изменение средних цен отрицательно сказались на прибыли предприятия (так, прибыль соответственно снизилась на 4705 и 3750 тыс. руб.).

Можно сделать вывод, что основным путем увеличения прибыли является изменение структуры товарной продукции, на предприятии, скорее всего, произошло увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.

 

 

  1. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода

В последнее время в  связи с развитием рыночных отношений  все больший интерес вызывает анализ прибыли по системе «директ-кост». В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется в основном на отечественных предприятиях, система «директ-кост» позволяет более полно

учитывать взаимосвязи  между показателями и точнее измерять влияние факторов.

При анализе прибыли, применяемой  в нашей стране, обычно используется модель:

П = К ( Ц – С/с ),

где П – сумма прибыли;

К – количество реализованной  продукции в натуральных показателях;

Ц – цена реализации единицы  продукции;

С/с – себестоимость  единицы продукции.

В данном случае принимают, что  все факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь между объемом реализации и себестоимостью продукции. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается за счет того, что сумма постоянных расходов не изменяется, а возрастают только переменные затраты.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов используется маржинальный доход. Он представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат предприятия (П + Н). Зная ставку маржинального дохода (Дс) в цене единицы продукции, можно определить прибыль от реализации конкретного вида продукции:

П = К×Дс – Н;

Дс = Ц – V;

П = К× (Ц-V) – Н,

где V – переменные затраты  на единицу продукции.

Анализ прибыли по формуле, учитывающей переменные и постоянные затраты, более точно определяет влияние факторов на результирующий показатель.

Рассмотрим это на примере.

Таблица 4

Данные для факторного анализа  прибыли по методу маржинального дохода

Показатели

На начало

 периода

На конец

 периода

Объем реализации продукции, ед

200 000

250 000

Цена реализации, руб.

289

274

Себестоимость изделия, руб.

246,3

234,68

      в т.ч. удельные переменные

 расходы, руб.

172,4

161,4

    Сумма постоянных затрат, тыс.руб

14 780

18 320

Прибыль, тыс. руб.

8 540

9 830


 

Прибыль на начало периода:

П0 = К0 (Ц0 – V0) – Н0 = 200000 (289 – 172,4) – 14780000 = 8540 (тыс. руб.)

Пусл.1 = К1(Ц0 – V0) – Н0= 250000 (289 – 172,4)– 14780000= 14370 (тыс. руб.)

Пусл.2 = К1(Ц1 – V0)– Н0 = 250000(274 –172,4) – 14780000 = 10620 (тыс. руб.)

Пусл.3 = К1(Ц1 – V1)–Н0 = 250000(274 – 161,4) – 14780000 = 13370 (тыс. руб.)

Прибыль на конец периода:

П1 = К1 (Ц1 – V1) – Н1 = 250000 (274 – 161,4) – 18320000 =  9830(тыс. руб.)

Общее изменение прибыли:

9830 – 8540 = 1290 (тыс. руб.),

в том числе за счет изменения:

-  количества реализованной продукции:

ΔПк = 14370 – 8540 = +5830 (тыс. руб.);

-  цены реализации:

ΔПц = 10620 – 14370 = -3750 (тыс. руб.);

-  удельных переменных затрат:

ΔП v = 13370 – 10620 = +2750 (тыс. руб.);

-  суммы постоянных затрат:

ΔПн = 9830 – 13370 = -3540 (тыс. руб.)

Проведем проверку факторной  модели:

5830-3750+2750-3540= +1290 (тыс.руб.)

Сравнивая результаты, полученные по данному методу и рассчитанные ранее по способу цепных подстановок, можно заметить расхождение между ними: за счет увеличения объема реализации продукции предприятие получило прирост прибыли в первом случае – 2135 тыс. руб., а во втором – 5830 тыс. руб. Рассмотренная методика, учитывая

Информация о работе Факторный аналыз прибыли от продаж