Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:20, курсовая работа
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, город Улан-Удэ монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Данная работа состоит из трех основных разделов.
Первый посвящен рассмотрению принципов и задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического плана город Улан-Удэ.
Второй - вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города.
Третий - основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования.
Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………………………………. 4
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах………………. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана……………………………………... 5
Глава II. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития Муниципальных образований……………………………………………10
2.1. Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………………………………………………………………..10
2.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………14
Глава III. Концепция и программа социально-экономического
развития г. Улан-Удэ………………………………………………………………...16
3.1. Развитие Муниципального образования Республики
Бурятия и города Улан-Удэ…………………………………………………………16
3.2 Муниципальное образование «Кяхтинского района»…………………………17
3.3 Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район»………………………………………………………………………………...19
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….....27
В
настоящее время
Из
общего многообразия моделей планов
и программ социально-экономического
развития зарубежных муниципальных
образований отечественные
Сравнительный
анализ перечисленных моделей показал,
что все они в основном в
той или иной мере повторяют структуры
моделей управления крупными хозяйствующими
субъектами, но отличаются от последних
наличием в них разделов согласования
с общественностью возможных
альтернатив развития муниципальных
образований. Помимо этого в каждой
из территориальных моделей
Сегодня
муниципальное планирование является
важнейшим инструментом в урегулировании
комплекса проблем и
Основные задачи, решаемые средствами муниципального планирования в развитых странах, группируются в основном по четырем направлениям:
Задачи формирования оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики на территории муниципального образования.
Задачи согласования отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципального образования.
Задачи
пространственного согласования планов
гражданского и производственного
землепользования с планами развития
жилищно-коммунального
Задачи
обеспечения
Для
муниципальных образований, находящихся
на пространстве ЕЭС, добавляются еще
и задачи обеспечения компромисса
между экономической политикой
Евросоюза и политикой
Накопленный
за рубежом потенциал
Отсутствие государственных законов, как правило, компенсируется другими гражданскими или общественными институтами, формирующими мотивацию необходимости ведения муниципального хозяйства на научно обоснованных и проверенных практикой методиках.
С
точки зрения оптимального соотношения
достаточно большой автономии
Так,
например, в Германии стратегические
планы развития Мюнхена, Дрездена, Берлина,
Штутгарта и других значительно
отличаются как по целям, так и
по средствам их реализации. Вместе
с тем, все они разрабатывались
и реализуются в полном соответствии
с Федеральным законом о
В
законе достаточно детально прописаны
процедуры уведомления
Ряд процедур, обеспечивающих устранение противоречий между экономическими и социальными целями муниципального планирования, разработан и контролируется Федеральным административным судом ФРГ.
В то же время, согласно федеральному законодательству Германии, высший уровень власти не отвечает за текущее муниципальное планирование, но, согласно Конституции, он в обязательном порядке должен следить за достижением общей цели улучшения качества жизни в стране.
Таким образом, с одной стороны, достигается определенная свобода стратегических приоритетов развития муниципальных образований как на стадии выбора, так и на стадии их реализации, а с другой стороны, обеспечивается определенная типизация плановых документов в соответствии со стандартами, определенными государством, а также контроль за ходом реализации плановых документов на основе единых форм отчетности и принципов ответственности за принимаемые решения.
По
результатам анализа зарубежной
литературы можно сделать вывод
о том, что государственное
В Российской Федерации возврат к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований, впрочем, как и экономики страны в целом, идет крайне медленно, противоречиво и, к сожалению, на основе слабой научной проработки и недостаточной правовой базы.
Разнообразие в подходах к пониманию задач территориального планирования и прогнозирования муниципальных образований в научной литературе объясняется наличием нескольких факторов.
Во-первых,
экономика России является экономикой
быстрых и неравномерных
Вторым
по значимости фактором, определяющим
медленное осознание единых подходов
в планировании и прогнозировании
развития первичных звеньев
Действительно, Федеральный закон №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», распространил обязательность разработки прогнозов и программ, а также определил порядок их разработки только до уровня субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации», принятый 6 октября 2003 г., лишь продекларировал обязательность составления годового плана социально-экономического развития для каждого муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения.
Третьим
фактором, который наиболее часто
ставится причиной сдерживания формирования
единой системы планирования и прогнозирования
в России - отсутствие государственного
финансирования проблем территориального
планирования от стадии научных исследований
до стадии практического применения
научных разработок.
2.2 Роль
и место планирования
и прогнозирования в
процессе управления
социально-экономическим
развитием муниципальных
образований
Принятый
6 октября 2003 года Федеральный закон
№131-ФЗ «Об общих принципах
Закон достаточно четко прописал вопросы, отнесенные к компетенции органов самоуправления муниципальных образований - это владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация функционирования практически всей инфраструктуры района, города (за исключением финансовой) и коммуникаций регионального и федерального значения. К компетенции местного самоуправления отнесена также и организация функционирования социального сектора муниципалитетов. Определил закон и средства для реализации «вопросов местного значения» - собственные материальные и финансовые ресурсы, за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 15, ч. 1 Федерального закона).
Все это предполагает не только исключительно целевое, эффективное расходование бюджетных средств, но и наличие в каждом муниципальном образовании нормативных документов, определяющих на территории муниципалитета общие для населения, бизнеса и власти «правила игры» в области промышленной, фискальной, экономической и социальной политики на достаточно длительную перспективу.
В
качестве таких документов, согласующих
совместные действия органов власти,
населения и хозяйствующих
Разработчики
существующих плановых и прогнозных
документов муниципальных образований
упускают один из основных аспектов планирования,
определяющий его последующую
Основной функцией территориального планирования на уровне современного муниципального образования должно, по моему мнению, являться формирование условий достижения точности фокусировки управленческих решений органов власти как на текущий момент, так и на длительную перспективу.
Вступление
в силу Федерального закона №131-ФЗ,
означающее начало практической реализации
в Российской Федерации фундаментального
принципа управления - сокращение административной
дистанции между
Вместе с тем, при всей очевидной необходимости ускорения процесса разработки плановых и прогнозных документов, соответствующих по своей структуре и по своему содержанию качественно новым задачам управления, такая работа в нашей стране ведется крайне медленно.
Действительно,
если рассматривать функции
Однако
социальное развитие муниципального образования
предполагает качественное изменение
основных характеристик
С
одной стороны, успешное развитие хозяйствующих
субъектов является основой обеспечения
нормальной жизнедеятельности населения,
роста его покупательной
Таким
образом, местное самоуправление для
исполнения своих функций должно
иметь действенный инструмент регулирования
воспроизводственных процессов
на территории муниципального образования
в интересах всего местного сообщества
и внятную муниципальную