Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:22, реферат
Целью работы является её рассмотрение как одного из множества источников развития туризма в России. То есть Вышневолоцкую водную систему и её окрестности посещают множество туристов, на основе их поездок складываются различные статистические данные по поводу развития туризма в Тверской области и в России в целом. Так же хочется рассмотреть, как же создаются такие знаменательные и долгодействующие системы на воде и для чего вообще они создаются.
Введение……………………………………..…………………………..……….…3
Глава I. История Вышневолоцкой водной системы от момента создания до наших дней……………………………..……………………………….…...…...……4
Глава II. Каналы Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути...........................................................15
Глава III. Биография М.И. Сердюкова - генератора идей ………………….21
Заключение. ……………………………………..…………………………..…24
Литература…….…………………………………………………….………….25
Приложение 1. ………………………………………….……………..……...26
Приложение 2. ….……………………………………….………….…....…...28
Теперь даже в летнее время тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка без необходимости частичной загрузки товаров на небольшие суда-паузки или же перевозки части грузов по сухому пути гужом.
А Михаил Иванович Сердюков продолжает гидротехническую деятельность: строит каналы, дамбы, плотины, шлюзы. Но главное сооружение, любимое его детище – «Заводское» водохранилище, получившее название от отстроенных возле него заводов: винного, солодового, мельничного, пильного и др. На месте небольшой заводской плотины на Цне зимой 1740-1741 г.г. Сердюков построил новую плотину внушительных размеров со спусками. В результате образовалось резервное водохранилище, размером 6 кв. верст. Эта плотина задерживала вешние воды и давала возможность использовать их летом для поддержания в Тверецком канале и в Тверце уровня воды, необходимого для свободного движения судов [1, c.27].
И поплыли барки в Санкт-Петербург, а в них «всякие съестные припасы и прочие товары, дубовый к адмиралтейству лес, медь, железо с разных заводов, мортиры, пушки и прочие артиллерийские вещи».
До Сердюкова никому
из русских и иностранных
В 1741 году на трон взошла дочь Петра I Елизавета. Уже в следующем году Сердюков подал на имя императрицы докладную записку, в которой подробно описал историю создания Вышневолоцкой водной системы и предложил произвести улучшение условий судоходства.
Высоко оценив его деятельность, Елизавета Петровна возвела «Сердюкова с потомками ево за службы ево во дворяне» в 1742 году. В это время Михаилу Ивановичу шел седьмой десяток, однако его творческая активность не уменьшалась. Им были задуманы широкие планы создания новых гидротехнических сооружений на Вышневолоцкой системе. Был теперь у него помощник – сын Иван, которого он прочил в преемники всех своих дел. В отличии от самоучки отца Иван получил хорошее образование - окончил гимназию при Академии наук, знал немецкий и французский языки, прекрасно чертил и тем временам был весьма образованным человеком.
Работы, намеченные отцом и сыном Сердюковыми, должны были улучшить судоходство на Тверце и Мсте. Особое внимание они уделяли чистке порогов на Мсте, которые были настоящим бичом для судоходства. Чистка порогов проводилась на протяжении четырех десятилетий иностранными и русскими мастерами, но существенной пользы от этого не было.
Одной из причин неудач было то, что чистка препятствовала покрывавшая пороги вода. Сердюков первый официально выдвинул предположение понизить уровень воды в реке настолько, чтобы она не мешала ликвидировать «вредительные пороги». Любопытно, что автором этой идеи сам Сердюков называл Петра I: «Пётр Великий … неоднократно приказывать соизволил, что когда я Вышневолоцкие шлюзы исправлю, чтоб стараться воды, текущие к порогам удержать и тогда можно будет пороги чистить…» [1, c.30].
При проведении работ
по «исправлению» порогов
Чистку и исправление Вышневолоцкой водной системы Сердюков продолжал до конца своих дней. Точную дату смерти М.И. Сердюкова пока установить не удалось. Он скончался в 1754 или в начале 1755 года. После его смерти дело наследовал сын Иван, утонувший в 1761 году, а затем внук, названный в честь деда Михаилом.
В 1764 году на «коммуникации» начались большие беспорядки, участились случаи крушения судов и жалобы на плохое состояние системы. Это привело к тому, что Сенат предписал выкупить все сооружения у наследников М.И. Сердюкова за 170 тысяч рублей, и Вышневолоцкая водная система перешла в казенное ведомство. С тех пор государство взяло на себя техническое совершенствование сердюковского детища [1, c.27].
Особенно в этом преуспел новгородский губернатор Я.Е. Сиверс, который одновременно был и директором водяных коммуникаций в Тверской, Новгородской и Петербургской губерниях. Под его руководством были построены дополнительные резервуары с бейшлотами при них, прорыты три канала, сооружена глухая плотина. Количество судов, проходивших по системе, стало быстро возрастать, а из-за увеличения осадки судов, увеличилось и количество перевозимого груза. За его труды по проведению соединительного канала между Волховом и устьем Мсты император Александр I назвал этот канал Сиверсовым.
Летом 1785 года императрица Екатерина II «самолично пожелала осмотреть» Вышневолоцкие водяные коммуникации. Об этом событии рассказывает «Судоходный дорожник»: «Государыня изволила сухопутьем прибыть со свитою в Вышний Волочёк 6-го июня. На другой день Её Величество обозревала ввод судов в Тверецкий шлюз, Вышневолоцкие каналы с их сооружениями, новоустроенный Заводской гранитный бейшлот и выпуск судов из Цнинского шлюза в озеро Мстино. Затем государыня отправилась из Вышнего Волочка по береговой дороге, идущей от Цнинского канала по левому берегу Цны, озера Мстино и Мсты. Сплав судов по озеру Мстино государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту изволила смотреть с галереи при Мстинском шлюзе. Её Величество при этом изволила лично указать место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза и ныне существующего, в 2-х верстах ниже бывшего тогда деревянного шлюза, устроенного генерал-майором Муравьёвым» [2, c.12].
17 июня 1785 года последовал Именной Высочайший Указ об улучшении всей Вышневолоцкой водной системы, и уже в следующем году начались работы по перестройке пришедших в ветхость бейшлотов и шлюзов в гранитные, которые продолжались до 1797 года.
После посещения императрицей гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке были установлены четыре гранитных обелиска: два у Тверецкого шлюза в устье Тверецкого канала (оба сохранились) и ещё два бейшлота Заводского водохранилища (бейшлот и один из обелисков не сохранились, а другой в настоящее время находится у дома М.И. Сердюкова).
В 1824 году директором Вышневолоцкой системы становится Осип Иванович Корицкий. В этом же году он предлагает свой проект усовершенствования Заводского водохранилища. При Сердюкове искусственный резервуар имел объём до 6 кв.верст, а вода поднималась только на 1,21 сажени [6, c.22].
О.И. Корицкий сам с ватерпасом делал нивелировку окрестностей водохранилища, в точности определяя его будущие границы. Работы по возвышению Заводского водохранилища велись с 1825 по 1829 год. В результате этих работ площадь водохранилища увеличилась до 60 кв.верст с подъемом резервных вод более двух сажен [6, c.22].
Важное место в
В конце XVIII и первой половине XIX веков. по Вышневолоцкому водному пути в среднем проходило от 3500 до 4500 судов в навигацию, а в иные годы число проходящих судов превышало 5,5 тысяч. Это было время наивысшего расцвет [4, c.26].
Вышневолоцкая водная система со времени её первоначального устройства в 1709 году до начала XIX столетия была единственным путём, связавшим Волжский край с Петербургом. Но вследствие того, что Вышневолоцкий путь не справлялся с возрастающим потоком грузов в столицу, правительство решило построить ещё две новые системы: Мариинскую (введена в строй в 1810 году) и Тихвинскую (1811год), которые в отличие от Вышневолоцкой были двусторонними. Однако вначале эти новые водные пути, также связывавшие Волгу с Балтийским морем, не вызвали уменьшения количества судов, проходящих через Вышний Волочек.
Сокращения движения судов по Вышневолоцкой водной системе отмечается с 50-х годов XIX века. И главной причиной «угасания» ещё совсем недавно оживлённой водной магистрали стало строительство железных дорог. Последнее судно прошло в Санкт-Петербург в 1889 году. Вышневолоцкая водная система, как транзитный путь, прекратила своё существование.
Но на этом её служение Отечеству не закончилось, она просто поменяла своё назначение. По ней стали сплавлять лес в Санкт-Петербург. Даже в тяжёлые для России годы гражданской войны и разрухи водным путём шёл сплав леса в Петроград. В 1918 году горд получил 650 тысяч кубометров дров, в дальнейшем сплав древесины увеличился. Кроме того, водная система сохранила транспортное значение на отдельных участках для местных перевозок. Со строительством на реках гидроэлектростанций, водная система осваивает новую «профессию»: становится энергетической. В 1926 году была построена Волховская ГЭС, которая снабжала Ленинград электроэнергией. А после реконструкции системы, начатой в военном 1943 году, она начала снабжать электроэнергией Москву. Позднее, когда на Волге появились мощные гидроэлектростанции, Вышневолоцкая водная система потеряла былое энергетическое значение. Зато возросло её значение в питании Москвы водой, которая подаётся из Волги в столицу по каналу имени Москвы. Образно говоря, водная система освоила ещё одну профессию, из энергетической превратилась в водохозяйственную. Вместе с профессией Вышневолоцкая система поменяла и направление: долгие десятилетия она работала в северном направлении, к Санкт-Петербургу, а со второй половины XX века повернула на юг в сторону Москвы.
Созданная 305 лет назад гением великого преобразователя России Петра I и его сподвижника М.И. Сердюкова, Вышневолоцкая водная система живёт и поныне, действует и продолжает служить людям.
Глава II
Каналы Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути
Старотверецкий канал.
Согласно преданию, Пётр I пешком прошёл от реки Цны до реки Тверцы, притока Волги, и сам наметил трассу будущего канала.
В 1703 году началась «перекопная» работа. На строительстве канала работало до 10 тысяч человек. Техническое руководство осуществляли голландские мастера.
Длина канала, связавшего реки Цну и Тверцу, равнялась 2811 метрам, ширина – 15 метрам. Строительство канала закончилось в 1708 году. Канал соединил Волгу с Балтийским морем.
Весной 1709 года через канал и шлюзы благополучно прошли первые суда из Казани. Но уже первые годы эксплуатации показали, что гидротехнические сооружения были созданы без учёта местных условий. Из-за маловодности реки Тверцы в летнее время воды для нормального судоходства было достаточно. Каменный шлюз на реке Цне, построенный голландцами, занесло песком. Цна промыла себе новое русло, а весной 1718 года были сорваны и унесены водой во время половодья шлюзовые ворота. Движение судов прекратилось.
В 1719 году подряд на строительные работы Пётр I отдаёт М.И. Сердюкову, талантливому гидротехнику-самоучке. Сердюков отремонтировал шлюз на Тверецком канале, заменил старые сваи, очистил канал от наносов песка. Первый канал, получивший название Тверецкого, заработал на полную мощь. В 1720 году через него прошло 1335 судов.
Новотверцкий канал.
Для использования ресурсов Вышневолоцкой водной системы в энергетических и транспортных целях в 1930-е годы рассматривался вопрос о её реконструкции. Великая Отечественная война ускорила эту работу.
В декабре 1943 года по решению
Государственного Комитета Обороны
началось строительство четвёртого
искусственного канала, который был
создан за два военных года. Канал
соединил в обход города с южной
стороны водохранилище с
В 1949 году построенная на Новотверцком канале ГЭС дала электроэнергию городу и окрестным сёлам.
Цнинский канал.
Летом 1722 года Сердюков приступает к строительству нового канала, который выпрямил неудобный для судоходства извилистый участок реки Цны. Вход в него и выход замыкался шлюзами, что давало возможность одновременного захода в канал до 40 больших барок. Длина Цнинского канала – 1285 метров. Он был построен на средства Сердюкова (деньги ему были возвращены правительством лишь в 1736 году).
Сохранилось предание о том, что во время постройки Цнинских шлюзов Сердюков, чтобы не оставить Петербург без продовольствия, проводил суда через рогожные шлюзы. Сплетя из рогожи щиты и соединив их в ряд, Сердюков перегородил ими канал. Для удержания их в вертикальном положении внизу каждого щита привязывался груз. Таким способом накапливалась вода, затем щиты отнимались, и суда проходили по каналу.
Обводной канал.
Обводной, в прошлом Богоявленский, канал был сооружен в 1802 году для осушения торговой площади. Согласно архивным документам за прокопку канала длиной в 315 сажен крестьянину Савелию Иванову городское общество уплатило 94 рубля 50 копеек. На небольшом острове, который образовался от соединения Цнинского канала с рекой Цной, в 1866 году сооружен Богоявленский собор.