Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций
Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Оборудование: цельная кровь, сыворотка, фибрин (промытые сгустки крови), свернувшаяся кровь, микроскоп, микропрепарат крови.
Цель работы: Получить наглядное представление о составе крови человека, основные функции крови.
Инструкция по выполнению работы.
Вопросы по выполнению работы |
Ответы на вопросы |
1. прочитать по тексту параграфа о роли крови в организме и назвать основные функции |
П |
2. Рассмотреть в пробирках: |
У |
3. Что такое плазма? |
У |
4. Виды клеток крови. |
П |
5. Рассмотреть микропрепарат |
|
|
П |
7. Вывод (особенность состава крови) |
П |
Проверочное задание.
Зачертить схему «Состав крови»
Кровь
Плазма клетки крови
эритроциты
сыворотка фибрин лейкоциты
кровяные пластинки
Лабораторные работа 10. Изучение сердца млекопитающего
Рекомендации для учителя: Работа производится демонстрационно. Сердце можно приобрести на рынке, бойне или мясокомбинате. Сердце приобретается неповрежденное.
Оборудование: скальпель, вата для сбора крови, лупа, сердце коровы или свиньи..
Цель работы: Изучить строение сердца.
Инструкция по выполнению работы.
Вопросы по выполнению работы |
Ответы на вопросы |
1. Прочитайте в учебнике |
У |
2. Рассмотреть форму сердца. Найти основание сердца и верхушку. |
У |
3. Найдите аорту, и верхнюю полую вену – стенки этих сосудов более тонкие. По тексту учебника найдите, куда и в каком направлении (от сердца или к сердцу) движется кровь по этим сосудам. |
У |
4. Отыщите легочную артерию, выходящую из правого желудочка и четыре легочных вены, впадающие в левое предсердие. Определите движение крови. |
У |
5. Разрезать сердце на две
симметричные половинки от |
У |
6. Найти и рассмотреть |
У |
7. Рассказать о строении сердца, используя текст учебника и таблицу «Строение сердца» |
У |
8. Вывод (особенность строения и роль сердца) |
П |
Практическая работа 11. Подсчет пульса до и после физической нагрузки
Рекомендации для учителя: Работа проводится индивидуально. Частоту сердечных сокращений определяют по пульсу. Частота пульса служит объективным показателем для выяснения уровня физического состояния (здоровья, тренированности, работоспособности). Эта работа способствует формированию учения делать теоретические выводы из простых жизненных фактов, в самонаблюдениях увидеть причинно-следственные связи. При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 10 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее, чем на 1/3 частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Цель работы: Научиться подсчитывать пульс, показать, что при мышечной работе усиливается кровообращение; показать зависимость работы сердца от физической нагрузки.
Инструкция по выполнению работы.
Вопросы по выполнению работы |
Ответы на вопросы | ||||||
1. Ответить на вопрос, что такое
пульс, где его можно |
У | ||||||
2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости, около основания большого пальца, научитесь его подсчитывать. |
У | ||||||
3. Подсчитайте число ударов |
У | ||||||
Заполните таблицу
|
П | ||||||
После приседаний частота сердечных сокращений увеличивается не более на 1/3 от частоты в состоянии покоя |
У | ||||||
6. Вывод (почему после |
Практическая работа 12. «Оценка санитарного состояния школьного учреждения».
Цель: проверить соответствие классной мебели ГОСТу.
Оборудование: сантиметровая лента, раздаточный материал с таблицами.
Ход работы.
Размещение оборудования должно осуществляться с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы, профилактики нарушения осанки у учащихся.
В зависимости от назначения учебных помещений в общеобразовательных учреждениях допускается применение столов ученических (одноместных и двухместных), аудиторных, чертежных, лабораторных. Их расстановка может быть трехрядной, двухрядной и однорядной (сблокированной).
Табуретки или скамейки вместо стульев не используются!
Важно, чтобы
рабочее место за партой или
столом соответствовало росту
учащегося. С этой целью
Таблица 3
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам
"столы ученические" и "стулья ученические"
Номера |
Группа роста |
Высота над |
Цвет маркиров- |
Высота над |
1 |
1000 - 1150 |
460 |
Оранжевый |
260 |
2 |
1150 - 1300 |
520 |
Фиолетовый |
300 |
3 |
1300 - 1450 |
580 |
Желтый |
340 |
4 |
1450 - 1600 |
640 |
Красный |
380 |
5 |
1600 - 1750 |
700 |
Зеленый |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
Голубой |
460 |
Расстановка парт (столов) проводится по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше.
Необходимо соблюдать
правильную расстановку мебели
для детей с нарушениями
Детей, часто болеющих простудными заболеваниями, целесообразней рассаживать дальше от наружной стены, вблизи которой имеется более низкая температура воздуха.
При оборудовании
учебных помещений следует
- между рядами двухместных
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 – 70 см;
- между рядом столов и
- от последних столов до стены,
противоположной классной
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100 см;
- от первых парт до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последн
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 – 90 см;
Конструкция мебели.
Парты.
В последние десятилетия
Таблица 2
Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77)
Размеры стола группы, мм | |||||
Наименование показателя |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Длина крышки стола: одноместного двухместного |
600 1200 |
600 1200 |
600 1200 |
600 1200 |
600 1200 |
Ширина крышки |
450-500 |
450-500 |
450-500 |
450-500 |
450-500 |
Высота стола со стороны сидящего |
540 |
600 |
660 |
720 |
780 |
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее |
300 |
300 |
300 |
340 |
340 |
Свес крыши по ширине, не более |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями |
450 |
510 |
570 |
630 |
690 |
Таблица 3
Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77)
Размеры стульев группы, мм | |||||
Наименование показателя |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Высота переднего края сиденья |
320 |
360 |
400 |
440 |
480 |
Ширина сиденья |
270 |
310 |
340 |
360 |
380 |
Глубина сиденья |
260 |
290 |
320 |
350 |
380 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем |
120 |
135 |
150 |
165 |
180 |
Высота спинки |
60-120 |
70-135 |
80-150 |
90-150 |
100-180 |
Ширина спинки |
240 |
270 |
300 |
320 |
340 |
Радиус изгиба переднего края сиденья |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
Радиус изгиба спинки |
80-100 |
80-100 |
80-100 |
80-100 |
80-100 |
Угол наклона сиденья |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
Угол наклона спинки |
102-108 |
102-108 |
102-108 |
102-108 |
102-108 |
Классная доска
Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%) . Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.
Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"