Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:55, доклад
Анатомия человека — наука, изучающая строение и форму человеческого тела и его органов в связи с их функцией и развитием.
Она исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод.
С анатомией тесно связаны другие морфологические пауки:
• цитология;
• гистология — наука о тканях;
Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален.
Гален смотрел на организм, как на дивную машину. Он считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа) и исследовал организм путем наблюдения над больными и вскрытия трупов животных. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. В течение всего средневековья в основе медицины лежали анатомия и физиология Галена. Его основные труды по анатомии — это «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Положительную роль в преемственности античной науки сыграл и мусульманский Восток.
Анатомы эпохи Возрождения разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии, они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположниками — Андрей Везалий и Уильям Гарвей.
Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как полагают, повлияло на труды Андрея Везалия. В старейшем университете Венеции, основанном в 1422 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) и был построен (в 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.
В Падуе в атмосфере новых интересов и запросов и вырос реформатор анатомии Андрей Везалий (1514-1564). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он использовал объективный метод наблюдения.
Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах», «Эпитоме» (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой — бешеное сопротивле-ние реакционных анатомов-галенистов, старавшихся сохранить авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями.
7. Анатомические
исследования
Н.И. Пирогова, В.Н. Тонкова, В.П. Воробьева.
Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810-1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.
По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической академии был создан Анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома - открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг_ с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852-1859).
Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела»(1843-1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано немало открытий.
Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольникучасток верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.
В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (18721954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.).
Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также работы по эмбриологии и сравнительной анатомии. В. Н. Тонков автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии.
Ученик В. Н. Тонкова и его преемник по кафедре Б. А. ДолгоСабуров (1900-1960) продолжал научное направление своего учителя. Он автор известных книг Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека (1956), Иннервация вен (1959) и др.
Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876-1937) -исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека».
Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.
8. Анатомия Беларуси.
Научные сведения о строении тела человека начали распространяться вБеларуси в эпоху Возрождения. В частности, полагают, что описание М.Серветом малого круга кровообращения у нас стало известно одновременно, а возможно, и раньше, чем в странах Западной Европы.
Важным в истории отечественной анатомии является факт первого в Восточной Европе научного анатомирования, выполненного на территории Беларуси.
Так в 1586 в Гродно было вскрыто тело короля Речи Посполитой Стефана Батория с целью установления причины смерти. Заслуживает также внимания и то, что уроженцем Пинска Епифанием Славенецким в 1657-1658 был сделан перевод на русский язык труда основателя научной анатомии А.Везалия «Эпитоме», что наполтора столетия опередило переводы на другие языки.
Преподавание анатомии и анатомические исследования на территории Беларуси начаты в 18 в. в Гродненской медицинской академии (1775-1781) профессорами Ж.Э.Жилибером и К.И.Вирионом. Преподавание велось с использованием анатомических препаратов и вскрытием трупов. При академии были основаны «анатомический театр» и анатомический музей. После закрытия академии центром подготовки врачей для Беларуси и Литвы становится Вильно.
Здесь в высшем учебном заведении, название которого изменялось: «медицинская коллегия», «медицинский факультет университета», «медико-хирургическая академия» преподавание анатомии с 1820 вели профессора – уроженцы Беларуси Пеликан В.В., Белькевич А., Корженевский И.И., Севрук Л.С.
Преподавание анатомии в Беларуси возобновилось с образованием кафедрынормальной анатомии медицинского факультета БГУ (1921). Основателем кафедры является профессор Московского университета Карузин П. И., который в первый учебный год читал циклы лекций, периодически приезжая из Москвы. С 1922 по 1934 кафедрой заведовал профессор Лебедкин С. И, он является основателем школы белорусских морфологов.
Академик НАН Беларуси, профессор Голуб Д. М. – ученик С.И.Лебедкина, заведовал кафедрой в течение 40 лет (1934-75). Его деятельность выразилась в создании эмбриологической коллекции, восстановлении кафедры и воссоздании анатомического музея в послевоенный период, в подготовке научных и преподавательских кадров морфологов. Им подготовлено 10 докторов и 53 кандидата наук. Научное направление, плодотворно развиваемое Голубом Д.М. –эмбриональное развитие периферической нервной системы и как его продолжение –экспериментальное обоснование возможности реиннервации внутренних органов. За создание экспериментальной модели атонического мочевого пузыря и его реиннервации акад. Голуб Д.М. удостоен Государственной премии СССР за заслуги академику Голубу Д.М. присвоено почетное звание заслуженный деятель науки Беларуси, он награжден медалью Франциска Скорины. Ему первому присвоено звание Почетного Доктора БГМУ.
В дальнейшем (1975-1996) кафедру возглавлял профессор Лобко П. И., в этот период большое внимание обращалось на сохранение и пополнение фондов анатомического музея и эмбриологической коллекции.
Под руководством Лобко П.И. изучалось развитие и строение органов и регулирующих систем организма в эмбриогенезе человека и млекопитающих животных в норме и под воздействием повреждающих факторов. Им внесен весомый вклад в подготовку специалистов-морфологов Беларуси и ряда зарубежных стран: под его руководством выполнено 9 докторских и 38 кандидатских диссертаций.
Проф. Лобко П.И. удостоен званий Лауреата Государственной премии Республики Беларусь, Заслуженного деятеля науки, Почетного доктора БГМУ.
С 1996 по 1999 кафедрой заведовал доцент Ярошевич С.П., а с 1999 по 2005 профессор Денисов С.Д.
С 2005 кафедрой нормальной анатомии руководит профессор Пивченко П.Г. Научные исследования кафедры в настоящее посвящены изучению вариантов и клинической морфологии органов и систем органов в норме и при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, иммуногистохимическим методам исследования органов и регулирующих систем, вопросам научной организации учебного процесса.
Достижения кафедры нормальной анатомии БГМУ в преподавании и научной работе получили высокую оценку: профессору Голубу Д.М. была присуждена Государственная премия СССР, профессорам Денисову С.Д., Лобко П.И., Пивченко П.Г. и Руденку В.В. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
В Витебском медицинском университете кафедра анатомии человека была основана в 1934 г. В начальный период работы кафедрой по совместительству заведовал профессор Лебедкин С.И. (1934-1937), ежемесячно приезжая для чтения лекций. В последующем кафедру возглавляли профессора Ошкадеров В.И., Ибрагимова З.К., Трясучев П.М., доцент Бурак Г.Г. в настоящее время кафедрой заведует профессор Усович А.К. Научные исследования сотрудников кафедры посвящены по трем основным направлениям: изучению строения лимфатической системы, сравнительной анатомии костного лабиринта, кровоснабжению и иннервации органа слуха.
В Гродненском медицинском университете (основан в 1958 г.) лекции по анатомии читал профессор Голуб Д.М., затем руководил кафедрой анатомии профессор Габузов А.Н. (с 1958 по 1982 г.). Его преемником стал профессор Усоев С.С. - воспитанник Минского мединститута. Основное направление научных исследований кафедры – анатомическая и медицинская антропология. Кроме учебного анатомического музея, при кафедре создан музей тератологии. В настоящее время (с 2001 г.) кафедрой руководит профессор Околокулак Е.С.
Кафедра анатомии человека Гомельского медицинского университета основана в 1991 г. Ее первым заведующим был доцент Лойко Р.М. – воспитанник минской школы анатомов. В настоящее время, (с 1998г.) кафедру возглавляет доцент Жданович В.Н. На кафедре изучается вариантная анатомия центральной нервной системы в норме и под воздействием ионизирующей радиации.
9. Кость как орган: развитие, строение. Классификация костей.
Скелет (от греч. skeleton — высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, выполняющих опорную, защитную, локомоторную функции.
В состав скелета входит более 200 костей, из них 33—34 непарные.
Скелет условно подразделяют на две части: осевой и добавочный.
К осевому скелету относится позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей), грудная клетка (25 костей); к добавочному — кости верхних (64) и нижних (62) конечностей.
Кости скелета являются рычагами, приводимыми в движение мышцами. В результате этого части тела изменяют положение по отношению друг к другу и передвигают тело в пространстве. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухожилия, фасции.
Скелет образует вместилища для жизненно важных органов, защищая их от внешних воздействий: в полости черепа расположен головной мозг, в позвоночном канале — спинной, в грудной клетке — сердце и крупные сосуды, легкие, пищевод и др., в полости таза — мочеполовые органы. Кости участвуют в минеральном обмене, они являются депо кальция, фосфора и т. д.
Живая кость содержит витамины A, D, С и др.
Кости образованы костной тканью, которая относится к соединительной, состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, богатого коллагеном и минеральными компонентами. Они-то и определяют физико-химические свойства костной ткани (твердость и упругость).
В костной ткани содержится около 33 % органических веществ (коллаген, гликопротеиды и др.) и 67 % неорганических соединений. Это в основном кристаллы гидрооксиапа-тита. Сопротивление свежей кости на разрыв такое же, как меди, и в 9 раз больше, чем свинца. Кость выдерживает сжатие 10 кг/мм (аналогично чугуну). А предел прочности, например, ребер на излом 110 кг/см2.
Кость (os) как орган снаружи, кроме сочлененных поверхностей, покрыта надкостницей представляющей собой прочную соединительно-тканную пластинку, богатую кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами. Надкостница прочно сращена с костью при помощи прободающих волокон, проникающих в глубь кости. Наружный слой надкостницы — волокнистый, внутренний — остеогенный (костеобразующий), прилежит непосредственно к костной ткани. В нем расположены тонкие веретенообразные «покоящиеся» остеогенные клетки, за счет которых происходит развитие, рост в толщину и регенерация костей после повреждения.