Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Цель изучения курса: формирование у студентов целостного представления о концептуальных основах инновационных процессов дошкольного образования.
1.2 Задачи:
1.2.1. Формирование у студентов знаний о концептуальных основах комплексных, парциальных программ, современных психолого – педагогических технологий, построенных по принципу развивающего обучения;
1.2.2. Развитие умения анализировать инновационные процессы, организацию педагогического процесса и предметно – развивающую среду;

Содержание

1. Образовательные программы, их классификация.
2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.
3. Методики дошкольного воспитания, их особенность.
4. В чем смысл развивающего обучения, его составляющие.
5. Цель, задачи, их классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. К традиционным формам обучения в ДОУ относятся:

а) занятия фронтальные;

     б) экскурсии;

в) дидактическая игра;

     г) игра-упражнение;

д) игра-задание.

2. К вариативным формам  организации занятий относится:

а) игра;

б) прогулка-занятие;

в) тренинг;

г) «ресурсный круг».

 

3. Что относится к  формам учебно-познавательной деятельности  в ДОУ:

а) игра - эксперимент;

б) игра дидактическая;

в) упражнения, задания;

г) экскурсия – прогулка.

 

  1. Индивидуальная форма проведения игр – занятий является ведущей:

а) в раннем возрасте;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в возрасте 4 -5 лет.

 

  1. Игровые проблемно-практические ситуации в обучении дошкольников являются приоритетными в:

а) в возрасте 2 - 3 лет;

б) в возрасте 4 -5 лет;

в) в возрасте 6 -7 лет.

 

Тема 4. Организация развивающей среды  в ДОУ с учетом введения инноваций (2 часа).

Вопросы для обсуждения

1.  Какое место в  государственном образовательном  стандарте дошкольного образования  занимают требования к среде  развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?

2. Какие качества и  свойства формируются у ребенка  в условиях развивающей среды?

3. Назовите два основных  источника знаний и социального  развития ребенка. Каково их  значение в педагогическом процессе  на этапе дошкольного образования?

4.  Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

5. Назовите принципы  построения развивающей среды.  Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему.

6. Как организовать  взаимодействие специалистов по  созданию развивающей среды в детском саду? Приведите примеры того, в чем могут участвовать и за что именно отвечать разные специалисты.

      Учебно-исследовательское задание

Подготовьтесь к тренингу на тему занятия.

      Примерный сценарий проведения  тренинга

Организация пространства

  Пространство аудитории  должно создавать условия для  работы студенте в группах и вместе с тем совместной работы всех участников.

  Мебель расставляется  таким образом, чтобы вокруг  каждого стола мог; расположиться  группа студентов в количестве 8-12 человек. Предполагаете также  работа с доской, которая должна  быть видна каждому участнику.

   Необходимо предусмотреть  дополнительный стол (столы), на котором  будут экспонироваться созданные  в процессе работы макеты.

Материалы и оборудование

   Для каждой  группы - большая коробка для изготовления  макета, цветная

бумага, лоскутки ткани, цветные фломастеры, ножницы, клей, кисточки;

схемы (раздаточный материал).

Первичный анализ

   Внимательно рассмотрите  схемы двух вариантов организации  среды в гpyпповой комнате детского сада и сравните их, выделяя преимущества и недостатки каждого.

Проектирование 

      1. Инструкция

  Обсудите в группах  объект проектирования, причем им  может быть груп- повое или  любое другое помещение детского  сада, отдельная зона помещен  или участка, холл, коридор, лестничный  марш и т.п. Для проектирования    используйте материалы, расположенные на столах.

   Рекомендуется  разбить пространство на зоны  для разных видов активности детей, предусмотреть дверные и оконные проемы - их можно изобразить на стенках коробки; оформить зоны перегородками, ширмами, обозначить шкафчики. Нарисовать или склеить другую мебель, игрушки, оборудование. Если проектируется участок, обозначить имеющиеся на нем деревья, постройки и пр., наметить (с помощью аппликации или путем вырезания) окна и двери; продумать освещенность и другие санитарно-гигиенические условия. Перечень подобных ориентиров может быть продолжен преподавателем и студентами.

При изготовлении макета следует учесть результаты анализа  рассмотренных, схем.

        2.  Заявка проекта

  После обсуждения, на которое дается 5-7 мин, каждая группа по очереди заявляет свой объект проектирования.

        3.  Изготовление макетов

  Далее группы приступают  к изготовлению макетов. На  это отводится оставшаяся часть занятия, не менее 1 ч.

   За 25-30 мин до  окончания работы преподаватель объявляет, что после швсршения макета каждая группа будет его представлять на общее обсуждение. Для этого готовятся краткие сообщения (доклады) от групп по предложенной форме. Участники группы должны самостоятельно выбрать докладчика и помочь ему подготовить сообщение.

        4. Структура доклада

  Название доклада  (девиз, образ).

  Объект проектирования.

   Источник проектной  идеи (реальный опыт дошкольного  учреждения - указать, какого именно, литература, воображаемая ситуация - «мечта», (например, «Развивающая среда детского сада XXI в.»)

   Структура проекта  (из каких компонентов состоит  - демонстрируется на макете).

   Основные характеристики  проекта (направления развития  детей или виды деятельности  и процессы, которые протекают  в данном пространстве; какие именно составляющие среды этому служат; на какие принципы авторы опираются, другое).

Презентация и защита проектов

    Каждая группа  должна выступить дважды: как  авторы проекта и как эксперты проекта другой группы.

    Преподаватель  объявляет последовательность докладов, Для каждого доклада назначаются эксперты.

     К доске  приглашается докладчик и эксперты - 2-3 представителя группы экспертов  (выбираются участниками группы  экспертов).

     Докладчик  делает сообщение на 5-7 мин. После  этого другие участники группы проекта при необходимости вносят добавления, поправки, высказывают «особое мнение».

     Участникам  других групп предлагается задавать  вопросы докладчику.

     После ответов  на вопросы слово предоставляется  экспертам. Их задача состоит в том, чтобы раскрыть позитивные стороны проекта и дать критический анализ и конструктивные предложения по совершенствованию проекта. После высказываний экспертов конструктивные предложения могут вносить другие участники. Затем заслушивается следующий доклад и т.д.

    В конце  тренинга всем участникам предоставляется  возможность подойти к столу,  на котором экспонируются все  макеты, ознакомиться с ними и  продолжить обсуждение в нерегламентированной форме.

      Литература для самостоятельной работы студентов

1. Детские ясли-сады. Нормы  проектирования: Справочник по дошкольному  воспитанию: Основные законодательные  и инструктивные документы / Под  ред. А.И.Шустова. - М., 1.980.-С. 284-310.

 

2.3. Самостоятельная работа студентов по теме «Организация развивающей среды в ДОУ» (25 часов)

 

         Содержание самостоятельной работы  составляют:

- подготовка к практическим занятиям;

- выполнение аннотаций  к статьям и книгам;

- выполнение конспектов  первоисточников;

- подготовка докладов;

-написание   рефератов   по   проблемам   психического   развития   в  

  младенческом возрасте;

- разработка схем и  таблиц;

- ведение словариков  понятий по темам;

- картотека литературы  по каждой теме;

- разработка контрольных  вопросов по темам и разделам  для взаимоопроса.

 

 Вопросы и задания для самопроверки знаний по разделу «Организация предметной среды в ДОУ».

  1. В чем состоит значение организации предметной среды в ДОУ?
  2. Назовите принципы организации?
  3. Специфика, смысл, условия организации предметной среды?
  4. Что такое принцип «комплексирования»?
  5. Специфика центров развития в младших возрастных группах?
  6. Специфика центров развития в старших возрастных группах?
  7. Дайте характеристику межличностного общения «педагог-ребенок», «взрослый-ребенок».
  8. Назовите основные признаки инновационной деятельности в ДОУ.
  9. Какие методы, приемы педагогического взаимодействия?

 

    4. КОНТРОЛЬ  ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО РАЗДЕЛАМ 1 и 2

 

                  Текущий рейтинговый контроль:

•   Проверка наличия  конспектов и их содержания.

•   Представление  студентами аннотаций научных работ и   

    библиографического списка литературы по каждой теме разделов.

•   Проверка разработанных  контрольных вопросов по темам и  разделам  

    курса.

•   Оценка докладов и рефератов студентов. Оценка работы на 

    практических  занятиях.

 

Тестовые задания  для программированного контроля знаний

  1. Сущностные хар<span class="dash041e_0431_044b

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии