Антикризисное регулирование: сущность и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Подавляющее большинство кризисов в хозяйствующих субъектах возникают из-за того, что они существуют в социально-экономической системе, которая имеет интересную предрасположенность к циклическим колебаниям: изменяются люди, их потребности, интересы общества в целом, техника и технология, появляются новые продукты, работы и услуги. Так как предприятия и организации осуществляют свою деятельность в рамках производственной, финансовой, инвестиционной сферы, т.е. внутри социально-экономической системы, то всё это определяет её (деятельности) связь с различными видами рисков.

Вложенные файлы: 1 файл

антикр.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

;

    1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс), отражающий способность предприятия покрыть собственными средствами необходимые для осуществления производственного процесса оборотные средства:

  ;

    1. Коэффициент восстановления (утраты) платёжеспособности (Кв(у)), отражающий способность предприятия восстановить или утратить свою платёжеспособность за определённый срок:

,

где  Ктл.ф – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчётного периода;

         Ктл.н – значение  коэффициента текущей ликвидности на начало отчётного периода;

         Ктл.норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2;

         П –  период восстановления (утраты) платёжеспособности (принимает значение, равное 3, при  установлении возможной утраты  платёжеспособности или значение, равное 6, при возможности восстановления  платёжеспособности организаций), мес.;

         Т –  отчётный период в месяцах. 

Основанием  для признания структуры баланса  предприятия неудовлетворительно, а предприятия – неплатёжеспособным является наличие на конец отчётного периода значений хотя бы одного из двух первых или обоих коэффициентов, указанных выше, - текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами ниже нормативного значения неплатёжеспособности) [5, стр.121].

    • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» и другие правовые акты.

1.2 Финансовое регулирование

Финансовое  регулирование подразумевает под  собой управление всей совокупностью  денежных средств, которые находятся  в распоряжении государства и  его органов. В финансовом регулировании  одно из самых важных мест отводится  финансированию мероприятий реорганизации  и ликвидации неплатёжеспособных предприятий.

В постановлении  Правительства РФ от 20 мая 1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» чётко прописан весь порядок и условия предоставления государственной финансовой поддержки неплатёжеспособным предприятиям. Средства могут предоставляться на возвратной либо безвозвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Финансирование направляется на:

    • Восстановление платёжеспособности или поддержку эффективной хозяйственной деятельности предприятия;
    • Финансирование мероприятий реорганизации и ликвидации, в том числе мероприятий, призванных предотвратить негативные социальные последствия банкротства.

На безвозвратной  основе государство предоставляет  средства исключительно с целью:

    • Финансирования непроизводственной деятельности (содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения);
    • Возмещения убытков конкретных предприятий, для которых действующим законодательством установлены условия хозяйствования, не обеспечивающие возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг);
    • Финансирования издержек по восстановлению платёжеспособности предприятий, принятых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
    • Финансирования ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества предприятия-должника.

Во всех не указанных выше случаях финансирование осуществляется исключительно на возвратной основе.

Для того, чтобы государство осуществляло финансовую поддержку необходимо наличие  плана-графика финансирования и  средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

К мерам  финансового регулирования относится  выработка оптимальной налоговой  системы, которая не забирает у предприятия  «последние деньги», а наоборот способствует успешному осуществлению хозяйственной  деятельности. Основным из таких механизмов является предоставление налоговых  льгот:

    1. Не облагаются НДС и налогом на прибыль средства, полученные в рамках инвестиционных конкурсов при условии использования этих средств по назначению.
    2. Не облагаются НДС денежные средства и имущество, переданные безвозмездно государственными органами предприятиям и организациям или предприятиями и организациями государственным органам.
    3. Уплаченный поставщиками НДС по приобретённым основным средствам и нематериальным активам подлежит у покупателя вычету (зачёту) в полном объёме в момент принятия указанных средств на учёт. Исключение - основные средства, введённые законченным капитальным строительством или созданные за счёт бюджетных ассигнований.
    4. Не облагаются налогом на прибыль капитальные вложения, осуществлённые организациями материального производства для развития собственной производственной базы за счёт прибыли, которая осталась после уплаты всех налогов, а также за счёт банковского кредита с учётом выплаты начисленных процентов. Но указанная льгота не должна уменьшать сумму налога, исчисленную без льгот, более чем на 50%.
    5. Малые предприятия, занятые оговорёнными в Законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г.          № 2116-1 видами деятельности, в первые два года с момента их регистрации полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль; в 3-ий год налог уплачивается в размере 25% основной ставки, а в 4-ый год – в размере 50% основной ставки. Условием получения данной льготы является удельный вес доходов от обусловленной законом деятельности в 1-й и 2-й годы после регистрации не ниже 70%, 3-й и 4-й годы – не менее 90%.
    6. Не облагаются НДС взносы учредителей в уставный капитал созданных ими предприятий и организаций.
    7. Не облагаются налогом на прибыль средства, полученные в результате возвращения участнику хозяйственного общества его доли при выходе из общества в размере не более первоначального взноса.
    8. Облагаются по пониженной ставке налога на прибыль дивиденды, полученные держателями акций акционерных обществ, имеющих право на участие в распределении прибыли этих обществ [3, стр.36].

В последние  годы были снижены ставки по НДС (с20% до 18%) и ЕСН (с 35,6% до 26,2%).

1.3 Производство

Для преодоления  кризиса может также применяться  внедрение достижений НТП в производство и изменение направленности экспорта. Решить такую задачу под силу лишь государству, но у Правительства  РФ сегодня возможности ограничены, поэтому в этом случае очень важна  позиция местных органов самоуправления.

В настоящее  время во многих регионах России принимаются  меры по финансовой поддержке промышленных предприятий. В некоторых из них  созданы советы по антикризисным  программам. Они занимаются:

    • Разработкой программ финансового оздоровления предприятий;
    • Анализом их выполнения;
    • Содействием в осуществлении намеченных мер;
    • Заслушиванием сообщений территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении процедур финансового оздоровления предприятий, которые имеют неудовлетворительную структуру баланса.

В нашей  стране разрабатываются специальные  региональные программы государственной  поддержки и развитию малого предпринимательства, которые способствуют ликвидации последствий  кризиса и оживлению экономики.

1.4 Социальная сфера

Другими словами, это перераспределение  доходов.

Для вывода российской экономики из долговременного  кризиса необходимо заниматься предотвращением  таких социальных процессов, как  уровень безработицы, абсолютной бедности, также необходимо поддерживать уровень жизни бедных слоёв населения не ниже прожиточного минимума.

Государственным органам в условиях кризиса крайне важно сочетать рыночные механизмы  с регулированием социально-экономических  процессов, начиная муниципальным  и заканчивая федеральным уровнем  [4, стр. 27].

1.5 Банкротство

Наряду  с вышеперечисленными и раскрытыми формами антикризисного регулирования экономики государство может применять процедуры несостоятельности.

В общем  виде процесс, связанный с банкротством предприятия в РФ, состоит из четырёх этапов:

1 этап. Установление несостоятельности (банкротства).

В Федеральном  Законе «О несостоятельности (банкротстве)»  несостоятельность определяется как «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Если  по истечении трёх месяцев с момента  начала исполнения обязательств юридическое  лицо не может их выполнить, то оно  признается неспособным удовлетворить требования кредиторов.

Ликвидация  предприятия осуществляется в процессе конкурсного производства, целями которого является:

      • Охрана противоборствующих сторон по отношению к организации;
      • Соразмеренное (пропорциональное) удовлетворение требований кредиторов;
      • Объявление предприятия свободным от задолженности.

Но закон  не преследует цели ликвидации предприятия, наоборот арбитражный суд назначает  на предприятие внешнего управляющего.

Если  есть возможность восстановит нормальную деятельность организации, то законом  предусмотрены специальные реорганизационные  процедуры. Они определяются арбитражным  судом после обращения в суд, но до объявления организации-должника банкротом.

2 этап Процесс в арбитражном суде.

В суд  имеют право обращаться: предприятие-должник, кредиторы, прокурор. Кредитор может  отозвать свое заявление из суда.

Арбитражный суд к рассмотрению принимает  дела, по которым сумма требований превышает 500 МРОТ.

При наличии  возможности восстановления платёжеспособности предприятия-должника суд (по соответствующему заявлению должника, собственника, кредитора) приостанавливает производство по делу о банкротстве и назначает внешнего управляющего. Но если такой возможности нет, то арбитражный суд признаёт организацию несостоятельной с открытием конкурсного производства.

3 этап Реорганизационные процедуры (санация).

С момента  прихода на должность руководителя предприятия-должника внешнего управляющего:

      1. Прежний руководитель фирмы передаёт все дела организации внешнему управляющему;
      2. Начинает действовать мораторий на удовлетворение всех без исключения требований кредиторов;
      3. Происходит первое собрание кредиторов, на котором определяется зарплата внешнему управляющему и происходит контроль его деятельности;
      4. Проводится санация:
      • Реорганизация долга без изменения статуса юридического лица,
      • Реорганизация долга с изменением статуса юридического лица.

4 этап: Ликвидация предприятия-должника (конкурсное производство).

На данном этапе собранием кредиторов выдвигается, а арбитражным судом утверждается кандидатура на пост конкурсного управляющего.

С начала конкурсного производства:

      • Не допускается отчуждение имущества и погашение обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законом;
      • Прекращается начисление неустойки по просроченным обязательствам.

В компетенцию  конкурсного управляющего входи:

        • Оценка активов, долгов и определение конкурсной массы;
        • Продажа имущества и направление полученных средств в следующей очерёдности:
      1. вне очереди погашаются судебные расходы и расходы по осуществлению конкурсного производства;
      1. погашение требований кредиторов.

Погашение требований кредиторов осуществляется в пять этапов:

1 очередь – требования граждан за нанесённый вред здоровью;

2 очередь – зарплата персоналу;

3 очередь – требования кредиторов, которые подтверждены залогом;

4 очередь – обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

5 очередь – погашение задолженности пред прочими кредиторами.

Важно отметить, что на любой стадии проведения процедур банкротства должник и его  кредиторы могут прийти к мировому соглашению, что является более благоприятным  решением возникшей проблемы, чем  ликвидация предприятия должника.

Так или  иначе, процедура несостоятельности (банкротства) является строгим, жёстко ограниченным по перечню, исполнителям и времени порядок действий в  отношении хозяйствующего субъекта [2, стр. 119].

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ИСТОРИЯ ИХ РАЗВИТИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ

Правительство РФ от имени государства проводит политику в сфере финансового  оздоровления. Для этих целей  оно:

      • определяет уполномоченных орган Правительств РФ в делах о банкротстве предприятий и организаций, который представляет в деле о банкротстве требования РФ по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей;
      • определяет порядок подачи заявлений уполномоченным органом;
      • осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
      • определяет порядок проведения учёта и анализа платёжеспособности стратегических предприятий;
      • утверждает правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Информация о работе Антикризисное регулирование: сущность и направления