Антикризисное управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:14, реферат

Краткое описание

Важность и необходимость антикризисного управления в России проявились в результате транзитивности ее экономики. В мире не было ни одной страны и ни одной организации, которых бы не коснулись кризисные явления, нередко приводящие предприятия к банкротству. Следовательно, перед органами государственной власти и руководством организаций встают задачи предотвращения кризисных явлений и обеспечения устойчивого положения предприятий, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение платежеспособности многих других, порождая эффект домино.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность кризисов……………………………………………….5
1.2. Классификация кризисов…………………………………………………….7
1.3. Сущность антикризисного управления на различных уовнях управления …………………………………………………………………………………….10
1.4. Необходимость и тенденции антикризисного управления………………15
Заключение……….………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

антикриз управ.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и сущность  кризисов……………………………………………….5

1.2. Классификация кризисов…………………………………………………….7

1.3. Сущность антикризисного управления на различных уровнях управления …………………………………………………………………………………….10

1.4. Необходимость и тенденции антикризисного управления………………15

Заключение……….………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

Введение

Важность и  необходимость антикризисного управления в России проявились в результате транзитивности ее экономики. В мире не было ни одной страны и ни одной организации, которых бы не коснулись кризисные явления, нередко приводящие предприятия к банкротству. Следовательно, перед органами государственной власти и руководством организаций встают задачи предотвращения кризисных явлений и обеспечения устойчивого положения предприятий, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение платежеспособности многих других, порождая эффект домино. Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчению их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы антикризисных мер.

В связи с  этим проблема антикризисного управления для России, именуемой за рубежом  «кризис-менеджмент», актуальна. Основной целью антикризисного управления должно быть обеспечение в течение длительного периода конкурентоспособности организации, которая позволит получать достаточно денежных средств для сохранения надежной финансовой устойчивости, оплаты обязательств и дальнейшего развития.

В понятие «антикризисное управление» вкладывается и управление организацией в условиях общего экономического кризиса страны, и управление организацией в условиях ее финансовой несостоятельности, и управление, связанное с деятельностью арбитражных управляющих в рамках судебных процедур по банкротству организации. Официально организация является банкротом, когда она становится неплатежеспособной, поэтому управление уровнем ликвидности предприятия является узловой задачей кризис-менеджера. При этом необходима своевременная диагностика финансового состояния организации с целью предупреждения банкротства, а не только применение антикризисного управления, когда перспективы банкротства организации становятся реальными и ее надо выводить из состояния кризиса.

Поэтому в основе антикризисного управления должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельности организации с целью своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а также экономического роста и развития организации. Для этого в любой организации должен быть менеджер по антикризисному управлению, основная функция которого – обеспечить ее жизнедеятельность, устранять внешнее влияние и внутренние «помехи», принимать нетрадиционные управленческие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность кризисов

Греческое слово  кризис означает решение. В дальнейшем понятие кризиса расширилось  и применялось ко всякому резкому  переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности.

Социально-экономическая  система в любом своем виде, будь то государство или организация, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие. Функционирование – это сохранение себя как целого в первоначальном виде, достигая цели на основе использования и преобразования ресурсов из внешней среды, поддержание жизнедеятельности. Развитие – постоянное преобразование, укрепляющее жизнедеятельность в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Развитие характеризует изменения в организации, средствах труда и в работниках. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы. Фактами развития являются характер производительности труда и ее повышение, усиление мотивации деятельности, возникновение новых технологий.

Функционирование  и развитие теснейшим образом  взаимосвязаны, отражают единство основных тенденций социально-экономической  системы, которое можно видеть в ее характеристиках и показателях. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Функции кризиса. Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике движения систем три важнейшие функции:

– резкое ослабление и устранение устаревших элементов  господствующей, но уже исчерпавшей  свой потенциал системы;

– расчистка  дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;

– испытание  на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые  аккумулируются и переходят в  будущее.

Динамика кризиса. Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:

– латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу;

– период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей  динамики. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

– период смягчения  кризиса, создания предпосылок для  его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное  равновесие между потерявшей свою былую  силу системой и утвердившейся, показавшей свою силу новой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация  кризисов

Кризисы неодинаковы  не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Разветвленная  классификация кризисов связана  с дифференциацией средств и  способов управления ими.

1) По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития выделяются группы:

– экономические  кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом  состоянии отдельной организации. Это кризисы производства и реализации товаров, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы – это кризисы денежного выражения экономических процессов;

– социальные кризисы  возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных  социальных групп: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала  и менеджеров и др. Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, классов;

– организационные  кризисы проявляются как кризисы  разделения распределения функций, регламентации деятельности подразделений, как отделение административных регионов или дочерних предприятий;

– психологические  кризисы – это кризисы психологического состояния человека, проявляющиеся  в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства  неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и социальным положением;

– технологический  кризис возникает как кризис новых  технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых  технологиях, кризисы НТП – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

2) По непосредственным  причинам возникновения кризисы  разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны  природными условиями жизни и  деятельности человека. К причинам  таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

3) По проблематике кризиса можно выделить микрокризис – присущи большие объемы и масштабы проблематики – и микрокризисы – затрагивает только отдельную проблему или группу проблем. Существуют общие – охватывают всю социально-экономическую систему и локальные кризисы – только часть ее.

4) По предсказуемости  кризисы могут быть закономерными  (предсказуемыми) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают  как этап развития, они могут  прогнозироваться и вызываются  объективными причинами накопления  факторов возникновения кризиса – потребностью реструктуризации производства, изменением структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

5) По скрытости  существуют кризисы явные –  протекают заметно и легко  обнаруживаются – и латентные  – являются скрытыми, протекают  относительно незаметно и поэтому  наиболее опасны.

6) По длительности  кризисы можно классифицировать  как краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные и сверхсрочные.

7) По мягкости  кризисы бывают глубокими –  острые кризисы часто ведущие  к разрушению различных структур  социально-экономической системы и протекают сложно и неравномерно – и легкие – мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легче управлять.

8) По своему  характеру кризисы могут предшествовать  новому этапу в развитии системы  либо ее гибели, действовать независимо от других либо совпадать, взаимодействуя с ними, вызывая эффект синергии, выступать как неизбежная закономерно повторяющаяся фаза цикла либо как случайный результат стихийного бедствия, крупной ошибки.

Кризисы разной периодичности, частично совпадая во времени, дополняют и усугубляют друг друга, делают более трудным выход из кризиса, усиливают разрушительные тенденции. Кризисы в сложных сферах, развивающиеся одновременно, приобретают синергетический эффект, усугубляются в результате взаимодействия, но зато ведут к комплексному обновлению. Важнейшим конечным результатом кризиса является качественный скачок, переход к новому этапу в развитии системы либо к новой системе. Однако характер подъема после кризиса неодинаков в зависимости от фазы над– и сверхцикла. Что же касается ближайших последствий кризисов, то в них сочетаются разрушительные, негативные начала с позитивными, причем в самый острый период кризиса первые явно преобладают, а затем верх берут созидательные начала.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сущность антикризисного управления на различных уровнях управления

Антикризисное управление стало  одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. Внимание, как правило, акцентируют на «лечении»  кризиса и на механизме банкротства, а не мерах по его недопущению.

Антикризисное управление –  это управление в условиях риска  и предотвращение банкротства организации; это система управленческих мер  по диагностике, предупреждению, нейтрализации  и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Следовательно, понятие антикризисного управления применяется в двух значениях:

1) в широком смысле  слова – это системное управление  объектом хозяйствования на том  или ином уровне экономики,  под углом зрения противодействия кризиса;

2) в узком смысле –  система организационно-управленческих  мер в отношении отдельного  предприятия, попавшего в состояние  кризиса, что обычно выражается  в неплатежеспособности, которая  в случае затяжного непреодолимого  характера нейтрализуется через процедуру банкротства.

При этом большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия, которое регулируется законодательно. К такому предприятию могут быть применены различные меры: смена собственника, назначение арбитражем управляющего предприятия со стороны (временного, административного, внешнего, конкурсного), выставление части имущества на аукцион, реорганизация предприятия или его ликвидация.

Концепция антикризисного управления рассматривается либо как проблема исключительно макроэкономического масштаба, и при этом упускается из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки, либо рассматриваются только экономические аспекты кризиса в организации и оставляются в стороне социальные, политические, психологические, природные и другие факторы

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии