Антикризисное управление на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная контрольная работа включает в себя три вопроса. Первый вопрос посвящен роли государства в антикризисном управлении и видам государственного регулирования. Второй вопрос раскрывает роль профсоюзов в антикризисном управлении, основные направления действий данных органов в решении конфликтов в условиях кризисов. Третий вопрос рассматривает понятие и ранние признаки неплатежеспособности предприятия, основные варианты аналитической работы и особенности анализа финансовой отчетности такого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 4
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций 4
1.2. Роль государства в антикризисном управлении 5
1.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 7
2. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 12
2.1. Социальное партнерство в регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления 12
2.2. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами 14
2.3. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса 16
3. ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
3.1. Основные варианты аналитической работы 18
3.2. Ранние признаки несостоятельности предприятия 20
3.3. Особенности анализа финансовой отчетности неплатежеспособного предприятия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра:  «Экономика предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

  по курсу:  «Антикризисное  управление на предприятиях»

 

                          

 

 

 

 

Выполнил студент:

Гаипов Ф.М.

группы:  65-71

№ зачетной книжки: 65-71-13

факультета: 080502

вариант №3

Проверил:

Глазкова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2009 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Предотвратить кризис, обеспечить продолжительное процветание предприятия – чрезвычайно важная задача. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка  сущности антикризисного управления ослабляет  его предотвращающую, опережающую  направленность. Поэтому стратегически  антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного эффекта, деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.

Данная контрольная  работа включает в себя три вопроса. Первый вопрос  посвящен  роли государства в антикризисном управлении и видам государственного регулирования. Второй вопрос  раскрывает роль профсоюзов в антикризисном управлении, основные  направления действий данных органов в решении конфликтов в условиях кризисов. Третий вопрос рассматривает понятие и ранние признаки неплатежеспособности предприятия,  основные варианты аналитической работы и особенности анализа финансовой отчетности такого предприятия.

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

    1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций

 

 

Предприятие с позиции  менеджмента – объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции. С позиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие – это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения.

Общими для предприятия  и для домохозяйства выступает  стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

В этой связи, возникают  вопросы о том, можно ли предсказать  экономическое будущее, как спасти предприятие от краха, какова при  этом роль государства , из чего складываются механизм государственного регулирования  и др.

Нарушение равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка, приводит к кризису – явлению по своей  сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри способа регуляции. С позиции теории регуляции кризисы могут быть:

- кризис как результат «внешнего шока»;

- циклический кризис;

- структурный кризис;

- кризис системы регуляции;

- кризис способа производства.

Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний  конъюнктуры, стагнации и нестабильности – такова цель исследовательской  деятельности менеджера, государственного аппарата управления.

Это главное условие  для выработки и осуществления  мер по государственному регулированию  кризисных ситуаций. Проблемы регулирования  развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР.

Регулирование -  это функция управления обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.

Однако само понятие  «регулирование» применялось больше для обозначения государственной экономической политики. Например, государственное регулирование заработной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и должностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда.

В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении социально—экономической политики КПСС.

Но государственное  регулирование в директивно—плановой  экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как понятия имеют различия. В дальнейшем изложении мы будем исходить из следующего рабочего определения: регулирование – это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.

Поиск условий распространения  инноваций. Инновации могут быть нужными и ненужными, а также преждевременными, когда условия социально—экономических систем не готовы к их восприятию.

В этой связи очень  важен вопрос об условиях и предпосылках внедрения инноваций.

Определение различий между  локальными и глобальными изменениями. Необходимо уметь проводить различие между дополнительными инновациями в рамках существующей логики нововведений и структурными изменениями, затрагивающими саму эту логику.

Переход от одного способа  регулирования к другому совершается  путем смены поколений, и это  относится как к занятому кадровому персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию.

Установление структурной  совместимости одновременно совершающихся  изменений. Это вытекает из самой логики процесса регулирования кризисных ситуаций.

    1. Роль государства в антикризисном управлении

 

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно—технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Рыночная экономика  – это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. последнее очень важно для России.

Центральная теоретическая  проблема развития – баланс государства  и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной  власти в сферу экономики. Мировой  опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Государство формирует  такую основу для развития, защищая  и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства  реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не каких-либо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью.

Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего, это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов.

Предельна напряженность, связанная с реформированием  страны и угрозой социальной дестабилизации требуют проведения постоянного государственного мониторинга и анализа последствий принимаемых властями решений. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий.

Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах.  Во—первых, это предприятия федерального подчинения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления.

Во—вторых, это предприятия  с государственной долей в  уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны  государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

В—третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать.

В—четвертых, с деятельностью  государства тесно связаны земельные  отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства.

Наконец, в поле государственного регулирования находится отношения  собственности в регионах.

    1. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

 

 

Нормативно-законодательная  деятельность. Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

«Экономической Конституцией»  по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства.

Право против ограничения  конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

В современной практике понятие «банкрот» введено в  Указе Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур».

В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства на основе нормативных актов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня 1994 г. «О продаже государственных предприятий должников»; постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.

Информация о работе Антикризисное управление на предприятиях