Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
- криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
- низкий уровень заработной платы госслужащих
- отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
- несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции в РФ.
Характеристика понятия коррупция.
Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
Современное состояние законодательства о коррупции.
Глава 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
2.1 Характеристика ФЗ «О противодействии коррупции»
2.2 Реализация законодательства о противодействии коррупции.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 63.97 Кб (Скачать файл)

Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения  выгоды в личных целях, в интересах  третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.

По существу, все охраняемые законом общественные отношения  могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных  лиц. В частности, ими могут быть совершены: государственная измена и разглашение государственной  тайны, контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с  землей, должностной подлог, привлечение  заведомо невиновного к уголовной  ответственности и вынесение  заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного  акта и т.д.  Однако если большинство  этих преступлений есть лишь результат  подкупа  должностных лиц, как  бы следствие коррупции, то некоторые  из них выражают саму суть  данного  явления, когда работники аппарата управления используют свою должность  для незаконного обогащения.

Использование служебного положения  в корыстной или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями:

1) завладение с использованием  служебного положения чужим имуществом  путем его изъятия вопреки  воле собственников;

2) использование служебного  положения при совершении других  действий корыстного характера,  не связанных с завладением  чужим имуществом. Данное последствие  может выражаться в виде реального  материального ущерба, в у пущенной  выгоде, а также в причинении  иного вреда различным интересам  (нарушении конституционных прав  и свобод граждан, подрыве авторитета  органов власти, создание помех  и сбоев в работе, сокрытии  крупных хищений и т.п.);

3) «классическая» разновидность  проявления коррупции – получение  должностным лицом материальных  ценностей и услуг материального  характера в связи с занимаемой  должностью с ведома лиц, передающих  эти ценности или оказывающих  услуги (например, с целью побудить  должностное лицо к соответствующему  действию, правомерному или противозаконному  и др.);

4) непосредственное участие  должностных лиц и государственных  служащих, депутатов в коммерческой  деятельности для извлечения  личной выгоды или корпоративной.

Социологические исследования позволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один из важнейших выводов таких  исследований заключается в том, что самые крупные коррупционные  сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не со взятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционных  сделок производят так называемые коррупционные  сети, действующие, как правило, практически  без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением  его норм. Чтобы понять причины  и процедуры деятельности коррупционных  сетей, необходимо изучать реальные экономические и социальные факторы, вследствие которых такая деятельность становится возможной.  Осознание  ситуации, конечно, не означает, что  сразу удастся их нейтрализовать, а вскрытие противоречий не ведет  немедленно к их разрушению. Но без  этого противодействие коррупции  никогда не будет эффективным.

Как социальное явление коррупции  возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.

Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную  проблему. Тенденции развития в мировой  политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной  из наиболее опасных форм, которой является транснациональная коррупция, проявляющаяся в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим преимуществом при создании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д.

К основным причинам коррупции  можно отнести:

– отсутствие оптимальной  системы антикоррупционных законов  и подзаконных актов;

– существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических  и социальных реформ;

– слабость и нерешительность  государственной власти;

– кадровую, техническую  и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам;

– минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких  по отношению к ним мер ответственности;

– привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые  находятся в руках ограниченного  числа чиновников.

 

 

    1. Исторический аспект антикоррупционной деятельности.

 

Коррупция. Это слово все  чаще звучит в выступлениях политических деятелей, все больше внимания ему  уделяют и средства массовой информации. Все чаще сталкиваются с этим явлением в повседневной и деловой жизни  простые граждане, мелкие предприниматели  и крупные бизнесмены.

Коррупция известна с глубокой древности. Упоминания о ней встречаются  в дошедших до нас исторических источников, относящихся ко всем центрам древневосточных  цивилизаций, в том числе Древнему Египту, Китаю, Индии и другим, а  также к античным цивилизациям Древней  Греции и Рима. Сам термин коррупция, как полагает большинство исследователей, происходит от латинского слова corruptio, означающего порчу, подкуп. Упоминание о коррупции, ее осуждение присутствует во всех ведущих религиях мира. Найти подтверждение этому можно в Библии и Коране. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

К временам Алексея Михайловича  Романова относится практически  единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в  те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных «министра» - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов3.

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после  многолетнего следствия был изобличен  в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин  получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента  влияния») - двенадцать тысяч в той же валюте4.

Правление последнего российского императора Николая II также характеризуется расцветом коррупции, в которой были замешаны не только чиновники всех рангов, но и близкие к императору люди и даже члены императорской фамилии. Достаточно вспомнить деяния «святого старца» Григория Распутина, открыто бравшего взятки за решение всевозможных дел, в том числе и за назначение на высокие государственные должности. Именно коррупция, наряду с другими противоречиями общества, стала причиной вызревания революционных настроений в стране и в конечном итоге способствовала приходу к власти большевиков.

Есть документальные основания  утверждать, что смена государственного строя и формы правления в  октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде.

Проводимая  большевиками в период гражданской  войны политика «военного коммунизма»  привела к возникновению новой  бюрократии, взявшей на себя распределительные  функции. После окончания гражданской  войны и перехода к миру сдается  новый управленческий аппарат, но отказаться от привлечения к этой работе старых чиновников большевики не смогли из-за отсутствия своих подготовленных кадров. Поэтому постепенно стало происходить  своеобразное сращивание новой бюрократии со старой дореволюционной, в результате чего и возникла советская бюрократия, в значительной степени унаследовавшая все пороки прежних времен, и, прежде всего, коррумпированность. Уже в  период нэпа данная проблема показала себя со всей очевидностью: выявляются многочисленные случаи взяточничества, расхищения государственных средств, сырья с госпредприятий. Все это  вынудило молодое советское государство  принять жестокие карательные меры. В 1922 году вышел закон, по которому за взятку полагался расстрел. В последующем  жесткие карательные меры по борьбе с коррупцией вошли в постоянную практику советского государства, особенно при И.В.Сталине, что, несомненно повлияло на уменьшение коррупции. Однако делать вывод о том, что в сталинский период в СССР не было коррупции, нельзя. Она существовала, но не в таких  формах и размерах как в царской  России. Дело в том, что в то время  особенно отчетливо прослеживалась взаимосвязь «власть и богатство», причем богатство не в классическом понимании этого понятия. Чиновнику  не нужны были деньги для приобретения автомобиля, особняка, квартиры и т.д. Все это давало ему положение  во власти. Приобретая автомобиль на деньги, полученные за взятку, чиновник наверняка  попал бы в тюрьму, а то и под  расстрел. К тому же просто купить автомобиль в СССР тогда было невозможно, а  пользоваться по своему усмотрению казенным автомобилем с персональным водителем, положенным чиновнику по штату, законом  не возбранялось. Поэтому в высших эшелонах власти шла ожесточенная борьба за место во властных структурах, а  не за получение взяток. Бюрократический  аппарат при И.В.Сталине значительно  вырос и окреп, появилась так  называемая номенклатура, которая по своей сути и положению в обществе очень напоминала сословие бюрократов, сформировавшееся при Николае I. Особенно наглядно это сходство стало проявляться в период Л.И.Брежнева, особенно в последние годы его жизни. Даже в общих принципах проводимой государственной политики период «развитого социализма» очень напоминал времена Николая I в период «апогея самодержавия». Для характеристики этих двух периодов очень подходит один термин – стагнация. Коррупция стала проникать во все эшелоны власти, дискредитируя ее и вступая в вопиющие противоречии с потребностями общества. Несомненно, что коррупция в значительной степени усугубила кризис эпохи социализма и приблизила распад СССР.

Именно  в последний период правления  Л.И. Брежнева взяточничество стало  все шире проникать и в такие  сферы общества как здравоохранение  и образование, чего раньше в СССР практически не наблюдалось. Распад СССР и образование самостоятельных  государств из бывших республик сопровождались политическими, экономическими и социальными  кризисами, конфликтами на национальной почве. Становление новой российской государственности и происходило  в экстремальных условиях гиперинфляции, безработицы, поспешной ваучерной  приватизации, скорее похожей просто на разграбление госимущества. Происходила  криминализация общества на фоне бездействия  правоохранительных органов и ожесточенной борьбы за власть. Именно в это время  формируются те тенденции, которые  в значительной степени объясняют  громадные масштабы коррупции в  наши дни. Во-первых, происходит приватизация собственности, в результате которой  ее владельцами становятся либо сами представители номенклатуры, либо те, кто имел с ними связи и таким  образом получил доступ к приватизации. Во-вторых, в процесс приватизации в той или иной степени были включены представители криминального  мира, которые тоже оказались связанными с представителями номенклатуры. Многие из них затем сумели легализовать свой бизнес и криминальные нравы. В-третьих, произошел возврат к временам «кормлений». В условиях невыплаты  зарплат люди разных профессий, в  том числе врачи и преподаватели, сотрудники правоохранительных органов  и др. стали использовать свою работу для получения дополнительных доходов, одни, чтобы выжить, другие, чтобы  обогатиться. В-четвертых, произошло  дальнейшее увеличение бюрократического аппарата, костяк которого составила  прежняя номенклатура. Таким образом, получилось, что значительная часть  представителей крупного бизнеса стала  таковой через злоупотребления  и откровенный криминал. Бюрократический  аппарат сейчас имеет в стране огромную власть и использует ее в  своих корыстных целях. Коррупция  получила широкое распространение  в обществе, и в нее вовлечены  в той или иной степени все  слои общества. Коррупция превратилась в норму жизни, особенно в сфере  бизнеса, политики, бюрократического аппарата.

Российский  государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так  же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди  государственных служащих.. В ответ  на это Президентом России был  принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»  от 4 апреля 1992 г. Указ, как показала практика, был самым игнорированным нормативным правовым актом, в нашей  стране, в силу объективных и субъективных факторов. Однако Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п.2 данного указа  было закреплено, что служащим госаппарата  запрещено заниматься предпринимательской  деятельностью, оказывать любое  не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам  с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской  деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской  и творческой деятельности), а также  заниматься предпринимательской деятельностью  через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам  государственного органа, в котором  он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать  участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность  в соответствии с действующим  законодательством. Кроме того, госслужащим  вменялось в обязанность при  назначении на руководящую должность  представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах  в банках и ценных бумагах, а также  обязательствах финансового характера.

Однако, как показала практика, указ Президента России во многом оказался фиктивным, поскольку отсутствовало четкое законодательное регулирование  целого комплекса вопросов, связанных  с государственной службой, не был  детально проработан механизм исполнения и контроля над исполнением положений  указа.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной  Думой и одобрены Советом Федерации  Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом  РФ.

Принятие  Федерального закона «Об основах  государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. явилось важным и одним из крупных этапов развития отечественного законодателя, направленного  на предупреждение и пресечение коррупции  в системе государственной службы нашей страны. В статье 1140 данного  правового нормативного акта закреплены ограничения связанные с государственной  службой, большинство которых носит  антикоррупционный характер, и в  этой части отечественное законодательство соответствует международным стандартам.

27 января 1999 г. тогдашним министром внутренних  дел РФ С.В. Степашиным от  имени РФ подписана Конвенция  Совета Европы об уголовной  ответственности за коррупцию.

Некоторое изменение ситуации в области  противодействия коррупции было связано с подписанием Россией  международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при  ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке  официально передал в Секретариат  ООН грамоту о ратификации  Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный  закон "О ратификации Конвенции  ООН против коррупции" был подписан президентом В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

19 мая  2008 года вышел Указ Президента  Российской Федерации «О мерах  по противодействию коррупции», а в конце года ФЗ №273 «О  противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г.

14 апреля 2010 года – Д.Медведевым подписан  указ "О Национальной стратегии  противодействия коррупции и  Национальном плане противодействия  коррупции на 2010–2011 годы".

Информация о работе Борьба с коррупцией