Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа
Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
- криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
- низкий уровень заработной платы госслужащих
- отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
- несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.
Введение
Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции в РФ.
Характеристика понятия коррупция.
Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
Современное состояние законодательства о коррупции.
Глава 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
2.1 Характеристика ФЗ «О противодействии коррупции»
2.2 Реализация законодательства о противодействии коррупции.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Заключение.
Кроме того, необходимо учитывать,
что коррупция злоупотребляет управлением,
общественной властью для получения
выгоды в личных целях, в интересах
третьих лиц или групп. Необходимо
постоянно учитывать
По существу, все охраняемые
законом общественные отношения
могут стать объектом преступной
деятельности коррумпированных должностных
лиц. В частности, ими могут быть
совершены: государственная измена
и разглашение государственной
тайны, контрабанда, воспрепятствование
законной предпринимательской
Использование служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями:
1) завладение с использованием
служебного положения чужим
2) использование служебного
положения при совершении
3) «классическая» разновидность
проявления коррупции –
4) непосредственное участие
должностных лиц и
Социологические исследования
позволяют глубже проанализировать
коррупцию как социальное явление.
Один из важнейших выводов таких
исследований заключается в том,
что самые крупные
Как социальное явление коррупции возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.
Расширяющееся политическое
и экономическое сотрудничество
превращает коррупцию в интернациональную
проблему. Тенденции развития в мировой
политике и экономике способствуют
возникновению и быстрому развитию
транснациональной
К основным причинам коррупции можно отнести:
– отсутствие оптимальной
системы антикоррупционных
– существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
– слабость и нерешительность государственной власти;
– кадровую, техническую
и оперативно-тактическую
– минимальный риск разоблачения
коррупционеров и отсутствие жестких
по отношению к ним мер
– привилегии на распоряжение
собственностью и услугами, которые
находятся в руках
Коррупция. Это слово все чаще звучит в выступлениях политических деятелей, все больше внимания ему уделяют и средства массовой информации. Все чаще сталкиваются с этим явлением в повседневной и деловой жизни простые граждане, мелкие предприниматели и крупные бизнесмены.
Коррупция известна с глубокой древности. Упоминания о ней встречаются в дошедших до нас исторических источников, относящихся ко всем центрам древневосточных цивилизаций, в том числе Древнему Египту, Китаю, Индии и другим, а также к античным цивилизациям Древней Греции и Рима. Сам термин коррупция, как полагает большинство исследователей, происходит от латинского слова corruptio, означающего порчу, подкуп. Упоминание о коррупции, ее осуждение присутствует во всех ведущих религиях мира. Найти подтверждение этому можно в Библии и Коране. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных «министра» - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов3.
При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.
На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») - двенадцать тысяч в той же валюте4.
Правление последнего российского императора Николая II также характеризуется расцветом коррупции, в которой были замешаны не только чиновники всех рангов, но и близкие к императору люди и даже члены императорской фамилии. Достаточно вспомнить деяния «святого старца» Григория Распутина, открыто бравшего взятки за решение всевозможных дел, в том числе и за назначение на высокие государственные должности. Именно коррупция, наряду с другими противоречиями общества, стала причиной вызревания революционных настроений в стране и в конечном итоге способствовала приходу к власти большевиков.
Есть документальные основания утверждать, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде.
Проводимая
большевиками в период гражданской
войны политика «военного коммунизма»
привела к возникновению новой
бюрократии, взявшей на себя распределительные
функции. После окончания гражданской
войны и перехода к миру сдается
новый управленческий аппарат, но отказаться
от привлечения к этой работе старых
чиновников большевики не смогли из-за
отсутствия своих подготовленных кадров.
Поэтому постепенно стало происходить
своеобразное сращивание новой бюрократии
со старой дореволюционной, в результате
чего и возникла советская бюрократия,
в значительной степени унаследовавшая
все пороки прежних времен, и, прежде
всего, коррумпированность. Уже в
период нэпа данная проблема показала
себя со всей очевидностью: выявляются
многочисленные случаи взяточничества,
расхищения государственных средств,
сырья с госпредприятий. Все это
вынудило молодое советское государство
принять жестокие карательные меры.
В 1922 году вышел закон, по которому за
взятку полагался расстрел. В последующем
жесткие карательные меры по борьбе
с коррупцией вошли в постоянную
практику советского государства, особенно
при И.В.Сталине, что, несомненно повлияло
на уменьшение коррупции. Однако делать
вывод о том, что в сталинский
период в СССР не было коррупции, нельзя.
Она существовала, но не в таких
формах и размерах как в царской
России. Дело в том, что в то время
особенно отчетливо прослеживалась
взаимосвязь «власть и
Именно
в последний период правления
Л.И. Брежнева взяточничество стало
все шире проникать и в такие
сферы общества как здравоохранение
и образование, чего раньше в СССР
практически не наблюдалось. Распад
СССР и образование самостоятельных
государств из бывших республик сопровождались
политическими, экономическими и социальными
кризисами, конфликтами на национальной
почве. Становление новой российской
государственности и
Российский
государственный аппарат первых
лет постсоветского периода, так
же как и экономика страны, да
и все общество в целом, оказался
в состоянии глубокого кризиса.
Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной
власти на федеральном уровне обновились
на 56%, а в регионах примерно на треть.
Коррупция, некомпетентность, элементарная
безграмотность, отсутствие управленческой
культуры широко распространились среди
государственных служащих.. В ответ
на это Президентом России был
принят Указ «О борьбе с коррупцией
в системе государственной
Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.
Однако, как показала практика, указ Президента России во многом оказался фиктивным, поскольку отсутствовало четкое законодательное регулирование целого комплекса вопросов, связанных с государственной службой, не был детально проработан механизм исполнения и контроля над исполнением положений указа.
В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.
Принятие
Федерального закона «Об основах
государственной службы Российской
Федерации» от 31 июля 1995 г. явилось важным
и одним из крупных этапов развития
отечественного законодателя, направленного
на предупреждение и пресечение коррупции
в системе государственной
27 января
1999 г. тогдашним министром
Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан президентом В.В. Путиным 8 марта 2006 года.
19 мая 2008 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции», а в конце года ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г.
14 апреля
2010 года – Д.Медведевым подписан
указ "О Национальной стратегии
противодействия коррупции и
Национальном плане