Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
- криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
- низкий уровень заработной платы госслужащих
- отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
- несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции в РФ.
Характеристика понятия коррупция.
Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
Современное состояние законодательства о коррупции.
Глава 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
2.1 Характеристика ФЗ «О противодействии коррупции»
2.2 Реализация законодательства о противодействии коррупции.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 63.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современное состояние законодательства о коррупции.

 

О коррупции как отрицательном  явлении общественной жизни и  необходимости борьбы с ней говорилось практически на всем протяжении существования  рыночных отношений, эпизодически принимались  и дорабатывались отдельные акты и нормы отраслевых законов. Один из первых шагов в данном направлении  был сделан в начале 90-х годов - принят Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". После этого были единичные Указы  Президента целевой направленности, но на законодательном уровне в период до середины 2000-х годов системному антикоррупционному регулированию  сфера государственной службы подвергалась недостаточно. Исключением можно  считать введение отдельных норм в некоторые отраслевые законы. Безусловно, такое положение можно объяснить  объективными обстоятельствами. Одномоментно создать эффективное законодательство против коррупции с самого начала рыночных реформ до принятия новой  конституции, в которой найдут свое отражение другие ценности и особенности  складывающегося общественного  уклада вряд ли возможно. Необходим  определенный период адаптации к  рыночной действительности базовых  отраслей законодательства - гражданского, административного, уголовного и др. Было бы опрометчиво отдавать предпочтение законотворчеству в сфере противодействия  коррупции и в то же время пользоваться устаревшими и не соответствующими новым условиям нормативными актами СССР и РСФСР.

Правовую основу противодействия  коррупции в Российской Федерации  составляют:

- Конституция Российской  Федерации;

- нормы международного  права, прежде всего - Конвенция  Организации Объединенных Наций  против коррупции от 31 октября  2003 года и Конвенция об уголовной  ответственности за коррупцию  от 27 января 1999 года;

-  Кодексы РФ;

- Национальный план противодействия  коррупции, утвержденный Президентом  РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568;

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О  противодействии коррупции»;

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с ратификацией Конвенции  Организации Объединенных Наций  против коррупции от 31 октября  2003 года и Конвенции об уголовной  ответственности за коррупцию  от 27 января 1999 года и принятием  Федерального закона "О противодействии  коррупции";

- Федеральный закон «О  государственной гражданской службе  Российской Федерации»;

- Указы Президента РФ

Уголовный кодекс Российской Федерации один из основных документов Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за коррупционные преступления (и не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно выделить:

а) статья 204. Коммерческий подкуп;

б) статья 285. Злоупотребление  должностными полномочиями;

в) статья 290. Получение взятки;

г) статья 291. Дача взятки;

д) статья 292. Служебный подлог.

Весьма широкие рамки  уголовного закона отчётливо проявляются  в альтернативных санкциях статей Уголовного кодекса, а также в относительно определённых санкциях ряда статей.

Необходимо также отметить, что помимо Уголовного кодекса ещё  ряд законов и нормативных  актов прямо или косвенно закрепляют меры антикоррупционной направленности. Одним из основных правовых актов является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 Данным Федеральным  законом устанавливаются основные  принципы противодействия коррупции,  правовые и организационные основы  предупреждения коррупции и борьбы  с ней, минимизации и (или)  ликвидации последствий коррупционных  правонарушений.

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации», который закрепляет основные права  и обязанности гражданского служащего, устанавливает ограничения и  запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, требования к служебному поведению  государственных служащих и ряд  других основополагающих моментов, связанных  с поступлением на службу, прохождением и прекращением государственной  гражданской службы.

Указ Президента «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации». Данным Указам было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере. Межведомственная комиссия была образована в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач по обеспечению безопасности общества и государства в сфере экономики, в том числе во внешнеэкономической, финансовой, банковской, технологической и продовольственной областях, в области промышленности и транспорта, а также в сфере социального развития.

 Указ Президента «О  предоставлении лицами, замещающими  государственные должности Российской  Федерации, и лицами, замещающими  государственные должности государственной  службы и должности в органах  местного самоуправления, сведений  о доходах и имуществе». Данный  Указ определяет порядок предоставления  сведений о доходах и имуществе  лицами, замещающими государственные  должности Российской Федерации,  и лицами, замещающими государственные  должности государственной службы  и должности в органах местного  самоуправления. Утверждены форма  декларации о доходах гражданина  и имуществе, принадлежащем ему  на праве собственности, форма  справки о соблюдении гражданином  ограничений, связанных с замещением  государственной должности Российской  Федерации, государственной должности  федеральной государственной службы, а также Порядок предоставления  сведений о доходах и имуществе  лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации,  общероссийским средствам массовой  информации.

Указ Президента «О Концепции  национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной  работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации  по борьбе с преступностью и коррупцией». Межведомственная комиссия обеспечивает деятельность Совета безопасности Российской Федерации по разработке федеральных программ и иных решений, направленных на предупреждение и пресечение противоправной деятельности в обществе и структурах власти, по координации деятельности и взаимодействию министерств и ведомств, органов исполнительной власти Российской Федерации, принимающих участие в правоохранительной деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации.

Указ Президента «О мерах  по противодействию коррупции», на основании которого образовался  Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Совет занимается подготовкой предложений  по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным Планом противодействия коррупции, координирует деятельность органов власти в указанной  сфере.

Ещё одним важным документом является Национальный план противодействия  коррупции. Национальный план противодействия  коррупции разработан в целях  устранения коренных причин коррупции  и содержит следующие:

1) изменение законодательства  для борьбы с коррупцией;

2) совершенствования государственного  управления;

3) повышения профессионального  уровня юристов и правовое  просвещение.

Одна из мер предупреждения коррупции, по Национальному плану, - антикоррупционная экспертиза правовых актов.

Указ Президента «Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих». Общие  принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться  при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственные служащие призваны исключать действия, связанные  с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей, проявлять  корректность и внимательность в  обращении с гражданами и представителями  организаций. Кроме того, государственные  служащие должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими  должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  репутации или авторитету государственного органа и др.

Стоит признать, что наше законодательство медленно развивается  в антикоррупционном направлении, и потому большая стимулирующая  роль принадлежит международным  актам.

08.11.1990 года была принята  Конвенция Совета Европы об  отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной  деятельности (ратифицирована Россией  Федеральным законом от 28.05.01 №  62-ФЗ), в которой рассматривались  как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые  аспекты международного сотрудничества  по борьбе с данным видом  преступлений.

 В ноябре 1996 году Комитет  Министров Совета Европы принял  Программу действий по борьбе  с коррупцией. В рамках данной  Программы были подготовлены  два документа: Конвенция об  уголовной ответственности за  коррупцию (от 27.01.99) и Конвенция  о гражданско-правовой ответственности  за коррупцию (от 04.11.99.)

Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21.11.1997 принята Конвенция о борьбе с  подкупом иностранных должностных  лиц в международных коммерческих сделках.

27.01.1999 года - Конвенция Совета  Европы об уголовной ответственности  за коррупцию

 Данная конвенция ратифицирована  Россией федеральным законом  от 25.07.06 № 125-ФЗ.

 Конвенция, в частности,  содержит положения о криминализации  коррупционных деяний, а также  регламентирует вопросы правовой  помощи и выдачи граждан.

15.11.2000 года - многие важные  для борьбы с коррупцией положения  содержатся в Конвенции ООН  против транснациональной организованной  преступности. Данная Конвенция  ратифицирована Российской Федерацией  Федеральным законом от 26.04.2004 года  № 26-ФЗ. и содержит: борьбу против  незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху и  протокола о предупреждении и  пресечении торговли людьми, особенно  женщинами и детьми, и наказании  за нее.

 Она создает комплексную  правовую основу для практического  взаимодействия правоохранительных  органов различных государств  в выявлении, предупреждении, расследовании  всех преступлений, представляющих  высокую степень общественной  опасности и затрагивающих интересы  двух и более стран. В сферу  применения конвенции входят  преступления, срок наказания по  которым составляет не менее  четырех лет, а также преступления, включающие создание организованной  преступной группы, отмывание доходов,  коррупцию, а также воспрепятствование  осуществлению правосудия. Согласно  конвенции, преступление носит  транснациональный характер, если  оно совершено более чем в  одном государстве, либо совершено  в одном государстве, а его  планирование, подготовка и руководство  проводились из другой страны, либо последствия этого преступления  отразились на нескольких государствах. Конвенция регламентирует взаимную  правовую помощь, а также выдачу  лиц, совершивших преступление.

31.10.2003 года - Конвенция ООН  против коррупции (ратифицирована  Россией 21 марта 2006 года, в силу  вступил Федеральный закон №40-ФЗ  «О ратификации Конвенции Организации  Объединенных Наций против коррупции») против коррупции, в которой  содержится полный комплекс мер  по борьбе с коррупцией: меры  по ее предупреждению, обязательства  об установлении уголовной ответственности,  в том числе за подкуп и  взятки, направления межгосударственного  взаимодействия. Результатом борьбы  может стать не просто уменьшение  количества коррупционных преступлений, но и возвращение из-за рубежа  потерянных из-за коррупции средств.

 Конвенция обязывает  возвращать коррупционные деньги  странам, из которых они были  вывезены. Конфискация имущества  рассматривается конвенцией в  качестве важнейшего инструмента  предупреждения и борьбы с  коррупцией. С учетом этого предстоит  урегулировать вопросы конфискации  и в уголовном законодательстве - с 2004 года вступили в силу  поправки в Уголовный кодекс, заменившие конфискацию имущества  за различные преступления, в  том числе и коррупционного  характера, на штрафы в размере  до 1 млн. руб. В российском законодательстве  надо будет расширить состав  преступлений по коррупции. К  их числу будет отнесен не  только подкуп чиновников, но  и различные злоупотребления  служебным положением, влиянием  в корыстных целях и т. д.-- в Конвенции ООН описано около  двух десятков коррупционных  преступлений, с которыми государства-участники  должны бороться.Присоединение к  указанным конвенциям имеет последствия  не только в части международных  обязательств России, но и в  отношении развития российского  законодательства, в котором должны  быть закреплены основные положения  конвенций.

 

Глава 2. Федеральный закон «О противодействии  коррупции»

 

2.1 Характеристика  ФЗ «О противодействии коррупции»

 

Необходимость принятия базового правового документа, призванного  скоординировать меры по борьбе с  величайшим социальным злом – коррупцией, в РФ созрела уже давно. Достаточно привести статистические данные Генеральной  Прокуратуры за 2008 год, согласно которым  из всего количества чиновников в  стране 90% коррумпированы. Предыдущие законодательные попытки регламентации  комплексных кодификаций не увенчались успехом: в 1993, 1995, 1997 г.г. принятый Госдумой Закон «О борьбе с коррупцией» трижды отклонялся Советом Федерации.

По поручению главы  государства Медведева Д.А. к осени 2008 года совместными усилиями администрации  президента РФ и комитетом Госдумы  был разработан проект ФЗ «О противодействии  коррупции». По итогам окончательного принятия, в средствах массовой информации закон получил официальную оценку Правительства РФ, в которой в  качестве существенных недостатков  констатировались противоречивый и  декларативный характер утверждённого  нормативного документа, повторение в  содержании «антикоррупционных положений», зафиксированных в уже принятых до него законодательных актах.

Информация о работе Борьба с коррупцией