Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:00, курсовая работа
Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Аналитическая основа антикризисного регулирования……………………3
1.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования ……………………………………………………...…………...3
1.2. Функции антикризисного регулирования……………………..….………7
2. Роль государственного регулирования кризисных ситуаций……………..9
2.1. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………….….9
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций………….16
2.3. Нормативно-законодательная деятельность……………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….….27
Список используемых источников…………………………………………….29
Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.
В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального.
2.3 Нормативно-законодательная деятельность.
Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.
«Экономической Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
В современной практике понятие «банкрот» введено в Указе Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур».
В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства на основе нормативных актов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня1994 г.«О продаже государственных предприятий—должников»; постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.7
К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.
В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств.
В рамках программы антикризисных мер Правительства РФ в 2009 году были выделены семь основных приоритетов:
Для практической реализации задач антикризисного регулирования используется ряд инструментов: нормативно-законодательное регулирование; финансовая политика; промышленная политика и т.д. Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления и включает основные нормативные акты в данной сфере.
Финансовая политика предполагает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, Одним из ключевых вопросов в условиях кризиса является обеспечение устойчивости финансовой системы. В рамках антикризисной программы Правительства для решения данной проблемы проводятся меры по расширению ресурсной базы и увеличению ликвидности всей финансовой системы, повышению доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и обеспечению санации банков. Достижение рассмотренных приоритетов финансовой политики во многом связано с обеспечением привлекательности экономики, что требует постепенного сокращения инфляции. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 году примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5 % в 2011 году. Таким образом, необходимо сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить разгона инфляции.
Проведение финансовой политики в условиях кризиса во многом направленно на поддержку реального сектора экономики.8 Важное значение для обеспечения доступности банковского кредита имеет рефинансирование банковской системы, упрощение процедур предоставления государственных гарантий и субсидирование процентных ставок по кредитам. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, более 2 триллионов рублей. В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, направляется 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.
В настоящее время многие предприятия активно используют возможность получения государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. При этом максимальный размер предоставления государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США. Наряду с этим предприятия сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения получают возможность субсидирования процентных ставок по кредитам. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса, субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.
Одним из важнейших направлений финансового регулирования выступает проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку предприятий в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов. Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются: обеспечение управляемости экономики; обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности, в том числе в ходе проводимых реформ; выравнивание уровней социально-экономического развития на различных территориях за счет совершенствования системы межбюджетных отношений. В кризисных условиях особенно необходима взвешенная бюджетная политика, направленная на поддержание баланса между целями усиления социальной поддержки населения, стимулирования внутреннего спроса, развития отраслей экономики - с одной стороны, и целями поддержания приемлемого уровня инфляции, равновесного курса рубля, обеспечения допустимого уровня бюджетного дефицита - с другой. В связи с сокращением доходной части бюджетов всех уровней происходит резкое увеличение государственных расходов. При этом, важнейшим источником покрытия дефицита бюджета выступают средства, полученные от перераспределения доходов от добычи природных ресурсов. Перераспределение ресурсов призвано обеспечивать социальную защиту различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет - социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов богатых слоев населения и перераспределением в пользу наиболее бедных слоев населения.
Промышленная
политика включает
В рамках промышленной политики определяется список системообразующих предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и особенно нуждающихся в государственной поддержке. Для общей поддержки реального сектора на федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. Для поддержки предприятий государство использует такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. В дополнение к федеральному перечню сформирован перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти. На госгарантии по кредитам предприятий в 2009 году выделяется 300 млрд. рублей из федерального бюджета. Для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.
В рамках промышленной
политики реализует меры, направленные
на недопущение необратимых
Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Между тем, в большинстве развитых стран доля расходов именно предпринимательского сектора в объеме национальных НИОКР приближается к 65 процентам, а в ЕС - к 75 процентам. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.9
Заключение
Итак, рассмотрев данную тему, мы пришли к следующим выводам. Антикризисное управление система управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин. Государство всегда регулирует кризисные ситуации: правительство использует все уровни имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации. В течение последних лет в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоординированы отношения и разграничены пределы компетенции.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций