Диагностика банкротства предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть теоретические аспекты проведения анализа финансового состояния предприятия, с целью предотвращения его несостоятельности, а так же проанализировать финансовое состояние предприятия ООО"Хрюша". Данная тема особенно актуальна на современном этапе развития экономики России, в связи с большим числом неплатежеспособных предприятий, на которых уже проводится та или иная судебная процедура банкротства, и с еще большим числом предприятий, которым угрожает такая опасность. Именно для избегания подобных неблагоприятных ситуаций и своевременного распознания признаков надвигающегося банкротства, финансовыми службами предприятия должна проводиться постоянная диагностика его состояния. И в случае обнаружения опасных симптомов руководством предприятия на основе данных финансового анализа разрабатывается антикризисная программа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА
1.1 Коэффициенты ликвидности
1.2 Показатели деловой активности
1.3 Показатели финансовой устойчивости
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РИСКА БАНКРОТСТВА
3.1 Мероприятия по управлению кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия
3.2 Мероприятия по увеличению объемов источников собственного финансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

диагностика банкротства предприятий2 .doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 (приложение 5) показывает, что наибольшую долю на начало и на конец периода в оборотных активах компании составляет запасы (88,18% и 90,35%), причем на конец периода она возрастает.

 

Рисунок 1 – Динамика активов за 2010-2011 г.

 

По приведенной  диаграмме виден рост запасов  и дебиторской задолженности.

Таблица 2 (приложение 5) показывает, что предприятие новое и уставной, добавочный и резервный капиталы еще не сформированный, также как и нераспределенная прибыль. Т.к. первые годы предприятие работает на покрытие убытков, а уже в будущем начинает приносить прибыль.

Из таблицы 3 (приложение 5) видно, что компания не имеет просроченной дебиторской задолженности, а дебиторской задолженности свыше 3-х месяцев составляет 3394 и 2635 в 2010 и 2011 году, это говорит о положительной динамике развития.

Из таблицы 4 (приложение 5) видно, что компания не имеет просроченной кредиторской задолженности. Это говорит о платежеспособности предприятия, оно может платить по обязательствам. Наибольший вес в кредиторской задолженности составляет поставщики и подрядчики.

Таблица 6 (приложение 5) показывает, что предприятие не располагает чистым оборотным капиталом, т.е. не имеет свободные средства на денежных счетах. Это говорит о финансовой неустойчивости предприятия, так как предприятие новое.

Данная таблица подтверждает утверждение о том, что ООО  "Хрюша" находиться в кризисном состоянии, это обусловлено тем что предприятие новое и начало свою деятельность в период мирового финансового кризиса. Насколько устойчиво предприятие можно оценить также по степени зависимости предприятия от заемных средств, по степени маневренности собственного капитала и т.д. Такого рода информация важна, прежде всего, для контрагентов (поставщиков сырья и потребителей продукции (работ, услуг)) предприятия. Для этих целей в рамках анализа финансовой устойчивости рассчитываются относительные показатели, позволяющие увидеть различные аспекты финансовой устойчивости (табл. 8)(приложение 3).

Из таблицы 1 (приложение 3) видно, что все показатели не попадают в контрольное значение. Все это  объясняется тем, что предприятие  новое и пока не устойчиво.

Внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости является платежеспособность.

Анализ платежеспособности (приложение 2) необходим не только для  предприятия с целью оценки и  прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов, контрагентов. То есть платежеспособность является наиболее существенным факторов кредитоспособности. В рамках оценки платежеспособности проводятся расчеты по определению ликвидности предприятия и ликвидности его баланса.

Ликвидность баланса –  возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность предприятия  – это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства ос стороны, если у него достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.

Для определения ликвидности  баланса следует сопоставить  итоги сгруппированных статей актива и пассива. Баланс считается абсолютно  ликвидным, а предприятие финансово  устойчивым при соблюдении балансовых пропорций:

 

 (2)

 

где сгруппированные по степени ликвидности, расположенные в порядке ее убывания статьи актива баланса;

 объединенные по строкам  погашения и расположенные в  порядке их возрастания статьи  пассива баланса.

Предприятие имеет  излишек на начало и конец периода по наиболее ликвидным активам и недостаток по медленно реализуемым активам и трудно реализуемым активам.

 

Рисунок 2- Коэффициент текущей  ликвидности

 

Рисунок 3 - Коэффициент быстрой  ликвидности

 

Рисунок 4 - Коэффициент абсолютной ликвидности

 

Диагностика вероятности  банкротства в соответствии с  действующим законодательством  проводится по ограниченному кругу  показателей (табл. 3) (приложение 2).

Если структура баланса  признается удовлетворительной, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (КВП) за период, равный 6 месяцам. А так как ни один из коэффициентов не является неудовлетворительным, то проведем расчет коэффициента утраты платежеспособности

Следовательно, раз коэффициент утраты платежеспособности меньше 1, то у предприятия есть реальная возможность за период 6 месяцев утратить свою платежеспособность.

Кроме того, оценить вероятность  банкротства можно по комплексному Z-показателю Альтмана:

 

 (3)

 

где - чистый оборотный капитал;

- валюта баланса;

- накопленный капитал (резервы  + нераспределенная (реинвестированная)  прибыль);

-балансовая прибыль;

- уставной капитал;

- заемный капитал;

- выручка от реализации.

Несмотря на то, что данный показатель является дискриминантной факторной моделью, разработанной для зарубежных предприятий, он может применяться при ретроспективном анализе с учетом того, что следует обращать внимание не столько на шкалу вероятности банкротства, сколько на динамику этого показателя.

Степень близости предприятия  к банкротству определяется по следующей  шкале (табл. 1).

 

Таблица 1 Шкал вероятности банкротства по модели Альтмана

Значение Z

Вероятность банкротства

до 1

очень высокая

1,81-2,7

высокая

2,71-2,99

средняя

от 3

низкая


 

В 2011 году Z – показатель составлял 4,65, а в 2010 году Z=0,4236, что свидетельствует о очень высокой вероятности банкротства.

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ  ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РИСКА БАНКРОТСТВА

 

Опираясь на проведенный выше анализ финансовой устойчивости предприятия можно  сделать вывод, что организация  является финансово-зависимой (нормативные значения основных коэффициентов не выдерживаются), и хотя в отчетном периоде прослеживается тенденция к постепенному снижению данной зависимости, хотелось бы предложить ряд мероприятий , направленных на укрепление финансовой устойчивости и снижение финансовой зависимости(приложение 7).

 

3.1 Мероприятия  по управлению кредиторской и  дебиторской задолженностью предприятия

 

Исходя из проведенного в данной работе анализа дебиторской  задолженности, можно сделать вывод, что организация имеет определенные проблемы с дебиторами и эти проблемы не уменьшались в отчетном году по сравнению с прошлым.

Существуют  некоторые общие рекомендации, позволяющие  управлять дебиторской задолженностью.

1. Необходимо  постоянно контролировать состояние  расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.

2. Установить определенные условия кредитования дебиторов.

  1. По возможности ориентироваться на максимально большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.
  2. Факторинг, т.е. перепродажа дебиторской задолженности банку или факторинговой компании.

Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Эти услуги включают:

  • финансирование закупочной деятельности
  • страхование кредитных рисков
  • учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту
  • контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами.

С факторинговым обслуживанием  связаны следующие дополнительные доходы и выгоды поставщика:

1. Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.

2. Экономия на неоправданных затратах, связанных с получением банковского кредита.

В отличие от банковского кредитования при факторинговом обслуживании, получая финансирование своих продаж, поставщик перестает нести следующие расходы:

а) проценты за пользование кредитом;

б) расходы по оформлению кредита, включающие регистрацию и страхование  залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела, уведомления налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т. д.

в) расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;

г) расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при  наступлении срока погашения  кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную  с выводом этих средств из оборота.

Кроме этого, финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован поставщиком, например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии, вексельного кредита и т. д.

3. Экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам. Такая возможность появляется за счет того, что клиент факторинговой компании, получая значительную часть от суммы поставки в день поставки, и, теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и потребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар. Кроме того, он получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом.

4. Защита от потерь при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами за оказанные им услуги.

5. Экономия на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:

а) контроль за дебиторской  задолженностью;

б) привлечение финансовых ресурсов.

6. Защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа.

 

3.2 Мероприятия  по увеличению объемов источников  собственного финансирования

 

Для финансирования текущей деятельности предприятия  главными источниками являются доходы и прибыль от основной деятельности компании.

Расширение  основной деятельности за счёт различных мероприятий позволит дополнительно решить этот вопрос. Но к сожалению, т.к. предприятие новое оно пока не располагает источниками собственного финансирования. Требуется начать получать чистую прибыль, но в настоящее время предприятие работает на покрытие убытков. Можно предложить мероприятия по ускорению сбыта и реализации, но из-за специфики деятельности это реализовать очень сложно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

Банкротство предопределено самой сущностью  рыночных отношений, которые всегда связаны с риском потерь. Рисковые ситуации возникают на любой стадии хозяйственного процесса. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками ресурсов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное производство продукции, некомпетентность управляющего персонала и другое.

Эти потери ведут  к уменьшению прибыльности капитала и возникновению финансовых трудностей.

Без процедуры  банкротства экономика не может  быть эластичной. Именно экономическая  ответственность, формой реализации которой выступает банкротство, заставляет хозяйствующие субъекты работать эффективно. В обратном случае финансовые, трудовые и материальные ресурсы переходят от неэффективно к успешно работающим предприятиям. Таким образом предприятие, которое не способно конкурировать, не нашло свое место на рынке товаров и услуг и не имеет сил провести санацию и реструктуризацию, должно дать возможность появиться на его месте другому, более конкурентоспособному предприятию.

Информация о работе Диагностика банкротства предприятий