Зарубежный опыт формирования социального партнерства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:35, реферат

Краткое описание

Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей тяжелую трансформацию экономического устройства, является гармония в
обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих
противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе цивилизованных переговоров.

Содержание

Введение
1)Исторические аспекты становления социального партнерства
2)Определение социального пратнерства
3)Принципы социального пратнерства
4)Представители работников в социальном партнерстве
5)Уровни социального партнерства
6)Формы осуществление социального партнерства
7)Подходы в социальном партнерстве
8)Роль государства в системе социального партнерства
9)Особенности социального партнерства в России
10)Зарубежный опыт в формировании социального партнерства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный опыт формирования социального партнерства.docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет имени  М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО  «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Введение в антикризисное управление»

 

на тему «Зарубежный  опыт формирования социального партнерства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка гр. Б01-513-1

 

 

А.А.Тихонова

Проверил:

канд. экон. наук, профессор

 

Г.А. Лобанова


 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Сожержание:

Введение

1)Исторические аспекты становления  социального партнерства

2)Определение социального пратнерства

3)Принципы социального пратнерства

4)Представители работников в социальном партнерстве

5)Уровни социального партнерства

6)Формы осуществление социального партнерства

7)Подходы в социальном партнерстве

8)Роль государства в системе  социального партнерства

9)Особенности социального партнерства в России

10)Зарубежный опыт в формировании социального партнерства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей тяжелую  трансформацию экономического устройства, является гармония в

обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих

противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе цивилизованных переговоров.

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества. Оно служит действенным инструментом сочетания  экономической эффективности и  социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические аспекты  становления социального партнерства

Когда прекращение традиционных отношений разрушило взаимоотношения, основанные на "кровном родстве" либо на разделении труда, все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, возрастало соперничество. Увеличилось количество массовых и серьёзных конфликтов.  
 
Историческое развитие рыночной экономики и сопутствующих им отношений привело к конфликтом участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (политических либо экономических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка (мощное забастовочное движение, охватившее всю страну) , используемая в период революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ – началу ХХ в.в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.  
 
В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек.  Распространение забастовки так же получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок. 
 
Социальная конфликтность, возникшая на много раньше, давно привлекала внимание мыслителей и ученых. Первым на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий. 
 
Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир. 
 
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса. 
 
В России идеи социального мирав партнерстве, идея "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В своей работе "Положение рабочего класса в России" он резко критиковал полный произвол работодателя по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в товариществе. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование". 
 
Еще конкретнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому, не конфликтуя, а, подавая руку друг другу, они могут добиться общего блага. Сутью успеха он считал участие рабочих в прибылях. 
 
Ключевую роль государства и законодательства в управлении и согласовании противоположных интересов работников и капиталистов излагал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, концентрировавший свое внимание на промышленном развитии России в начале ХХ в. «Государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников»- считал он. 
 
Ключевой основой социального партнерства является то, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на взаимодействии труда и капитала, он невозможен при столкновении интересов его сторон – работодателей и работников. Но это понимали в то время лишь теоретики. 
 

 

 

 

 

 

 

 

Определение социального  партнерства

  • Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. 

  • Социальное партнерство можно определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон,участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общесоциальных целей(В.Борисов)

  • Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ)

Принципы социального  партнерства:

    • равноправие сторон;

    • уважение и учет интересов сторон;

    • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

    • cодействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе;

    • полномочность представителей сторон;

    • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

    • добровольность принятия обязательств;

    • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

    • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

    • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

    • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Представители работников в социальном партнерстве (согласовано  ст.29 ТК РФ):

    • профессиональные союзы и их объединения;

    • иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

    • работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

    • в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П) отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе С. п. и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

Система С. п. включает следующие уровни:

    • федеральный уровень, устанавливающий в РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

    • региональный уровень, устанавливающий в субъекте РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

    • отраслевой уровень, устанавливающий в отрасли (отраслях) основы регулирования отношений в сфере труда;

    • территориальный уровень, устанавливающий в муниципальном образовании основы регулирования отношений в сфере труда;

    • уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формы осуществления С. п.:

    • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

    • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

    • участие работников, их представителей в управлении организацией;

    • участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

    • в области охраны труда С. п. выражается:

    • в содействии общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;

    • в совместном с профсоюзами расследовании несчастных случаев на производстве (ст. 227—231 ТК РФ);

    • в координации деятельности в области ОТ, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности; обеспечении согласованных действий органов государственной власти РФ

Подходы социального партнерства:

1. Гармоническо-утопический.

Сторонники этого подходсчитают,чтонаемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом»[1], - утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев.Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

2. Интегративный. 

В Проекте «Концепции становления  и развития социального партнерства  в РФ» социальное партнерство  определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих  между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия. Но интегрировать  интересы в один коллективный интерес  сложно, более того невозможно.

3. Сторонники этого  подхода утверждают, что социальное  партнерство – это специфический  тип общественных отношений, обеспечивающий  баланс реализации интересов. 

Роль государства в  системе социального партнерства.

Ключевым составляющим политики государства  в социальном партнерстве:

-согласование между партнерами на национальном уровне основных направлений социально-экономической политики, включая разработку основных положений и показателей социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовых отношений;

-разработка и совершенствование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;

-создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений;

-содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, делами государства и общества;

-развитие и стимулирование переговорного характера процессов и урегулирования возникающих между сторонами конфликтов;

-снижение уровня остроты социальных конфликтов посредством формирования и совершенствования законодательной практики, примирительных и согласительных процедур.

Социальность государства в формировании рыночных отношений и гражданского общества проявляется в том, что оно берет на себя обязательство обеспечивать выполнение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защиту отдельных социальных слоев. Развитие социального государства тесно взаимосвязано с развитием системы социального партнерства, которое способно значительно облегчить государству решение многих социальных вопросов. Частные фирмы и компании, заявляют, что им необходимы более тесные контакты с местными властными структурами для решения разнообразных узкоспециализированных проблем. В свою очередь, местные органы власти не против налаживания тесных взаимоотношений с частным бизнесом в развитии социальной сферы. Но получившаяся система разделения социальной ответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениям местных властей с частными, негосударственными предприятиями. В этих отношениях целевые программы государственной поддержки и развития предпринимательства могут стать надежным фундаментом для реализации многих проектов в социальной и экономической сферах.

Реальные условия складываются так, что власть, развивая систему социального партнерства, должна постоянно совершенствовать методы и технологии партнерских отношений. Наибольшее распространение в деятельности органов государственного управления получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, методом согласования интересов различных групп, слоев и классов.

Консенсус в партнерских отношениях проявляется в следующих трех основных видах:

-позитивный, т.е. достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, массовых социальных волнений, войн;

-негативный, при котором довольно высок уровень недоверия между основными субъектами социального партнерства;

-неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивым ростом социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста.

Информация о работе Зарубежный опыт формирования социального партнерства в России