Инновации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и других, направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг.

Содержание

Глава 1 5
1. Понятие и сущность антикризисных инноваций 5
1.1.Понятие «антикризисные инновации» 5
1.2. Определение инновационных приоритетов со средой окружения фирмы 9
Глава 2 13
1. Инновации: научно-техническая политика организации в антикризисном управлении 13
1.1.НИОКР в процессе антикризисного управления 13
1.2.Формирование территориальных кластеров 14
1.3. Процессные антикризисные инновации 16
2. Продуктовые инновации 18
2.1. Консервативный подход 19
2.2. Радикальный подход 20
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Сепиашвили 5 курс.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Если собрание кредиторов выберет вариант с реализацией тех или иных инвестиционных проектов на базе инноваций, то вероятно, что от них можно будет добиться и выделения небольшого дополнительного финансирования (в виде банковских или товарных кредитов) принятых проектов, а также льготной реструктуризации имеющихся долгов предприятия. Поверив в хорошо обоснованные инвестиционные проекты, они могут предпочесть рискнуть еще: некоторыми средствами, чем ничего практически не получить от продажи предприятия. В Восточной Германии была практика продажи предприятий-банкротов за символическую цену в одну марку. Фактически эта цена могла быть и отрицательной, если компенсировалась дополнительными льготами государства для покупателей таких фирм.

Отношения с местной властью определяют возможность и эффективность осуществления социальных функций антикризисного управления - оставить предприятие в числе действующих, сохранить максимально возможное количество рабочих мест, сделав продолжение такой политики выгодным и для новых владельцев предприятия. Это соответствует интересам местной власти. Отношения с ней необходимо строить на основе взаимодействия, получения поддержки в развитии предприятия как действующего.

С позиций местной власти нежелательно при банкротстве предприятия увеличение безработицы. Поэтому местная власть может способствовать получению налоговых льгот на срок санации предприятия.

Инвестиционные проекты санации могут быть привлекательными для местной власти, и она может содействовать получению целевых инвестиционных кредитов в банке и налоговых льгот по местным налогам. Местные власти могут также полностью или частично гарантировать поддержку инновационных проектов.

При разработке антикризисных инновационных проектов следует также оценить и проверить возможность получить муниципальный заказ на выпускаемую или осваиваемую продукцию или услугу.

Вообще антикризисному управляющему может в дальнейшем понадобиться политическая поддержка местной власти. Ведь антикризисное управление всегда осуществляется в определенной политической атмосфере и не может быть абсолютно независимым от нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

1. Инновации: научно-техническая  политика организации в антикризисном  управлении

 

1.1.НИОКР в процессе антикризисного управления

 

Необходимость НИОКР в проецессе антикризисного управления связана с решением следующих задач:

- разработки конкурентоспособности  продукции для поставки ее  на производство;

- определения источников и размеров  инвестиций;

- определения места производства продукции.

Речь идет о создании принципиально новых технологических и производственных мощностей для выпуска конкурентоспособной продукции. Разрабатываются и реализуются программы обновления технологий. Создается новая техническая планировка предприятия, формируются управленческие и производственные подразделения – это и есть антикризисный произвродственный ( технологический) реинжиринг.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусмактривает проведение постоянных прикладных исследований, направленных на модификацию уже выпускаемой продукции, новые конструкторские и технологические разработки в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. К ним относится и маркетинговые исследования.

На неплатежеспособном предприятии необходимо провести инвентаризацию и анализ имеющихся нематериальных активов, оценить уровень и эффективность их использования. Определяется инвестиционная привлекательность нематериальных активов, которая обусловливает их ликвидность и степень инвестиционного риска. Указываются владельцы нематериальных активов, форма вклада, степень участия государства в нематериальных активах, правовая защищенность нематериальных активов (наличие патентов, лицензий, свидетельств на товарные знаки, авторских прав).

Средние сроки использования нематериальных активов – 5-7 лет, что соответствует средним срокам жизни изделий. Это и определяет сроки выбытия нематериальных активов при полной амортизации и списании, реализации на торгах ( конкурсах, аукционная).

 

1.2.Формирование территориальных кластеров

 

Кластеры (по М. Портеру) – это сконцентрированные по географическому признаку (компактные) группы взаимосвязанных предприятий, конкурирующих, но и ведущих совместную работу (такое объединение усилий в одних сферах помогает успешно вести конкурентную борьбу в других). Кластеры могут принимать самые разные размеры и формы в зависимости от их глубины и сложности. Обычно они включают в себя производство готового продукта, поставщиков факторов производства и услуг, обслуживающие производства, каналы сбыта, финансовые институты, производства побочной продукции, инфраструктуру (исследовательские организации, учреждения образования и тому подобное).

Кластерный подход позволяет изыскать новые возможности повышения производительности труда на основе ускорения инвестиций и инноваций без снижения интенсивности конкуренции.

Будучи межотраслевыми образованиями, кластеры усиливают взаимосвязанность отраслей благодаря более быстрому распространению специфических для данного региона технологий, профессиональных навыков, информации и маркетинга. А это означает ускорение инноваций, что является основой не только для повышения производительности труда, но и для обновления стратегических преимуществ, поддержания динамичной конкуренции.

Улучшая условия развития кластера, региональные органы управления действуют одновременно в интересах многих предприятий данного региона. В результате месторасположение предприятия становится фактором повышения производительности труда. Для современной России этот аспект приобретает особое значение потому, что в 1990-е годы произошло не сокращение, а увеличение отставания промышленности по уровню производительности труда от развитых стран.

Кластеры пересекаются, а пересечение дает дополнительные импульсы их развитию: столкновение разных навыков и технологий приводит к возникновению новых направлений в бизнесе.

 

1.3. Процессные антикризисные инновации

 

Процессными инновациями в санации предприятий являются те новшества, которые вводятся в процессы управления и организации производства и способны привести к скорейшим результатам в финансовом оздоровлении фирмы. Такими процессными инновациями являются усовершенствования, не затрагивающие выпускаемого предприятием продукта, а также инновации, не требующие стартовых инвестиций и времени для их реализации. Инновации, вносимые в технологические процессы, не отвечают таким критериям,

Процессные антикризисные инновации включают мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных, т.е. не зависящих или слабо зависящих, в пределах данного объема выпуска продукции и продаж, от объема выпуска продукции) операционных расходов предприятия; неотложные новшества в управлении персоналом; нововведения в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками). Такие нововведения важны потому, что от уровня постоянных или условно-постоянных расходов в наибольшей степени зависит прибыль предприятия и остающиеся у него на счетах средства.

Постоянные издержки предприятия включают: арендные платежи, налог с имущества, амортизацию собственных основных фондов, плату за поддержание в силе патентов и лицензий, заработную плату административно-управленческого персонала. Постоянные издержки в условиях банкротства предприятия должны быть предметом первоочередного сокращения.

Особого внимания заслуживает анализ возможностей сокращения административно-управленческих расходов. На сравнительно крупных и ранее финансово благополучных предприятиях именно они бывают завышенными.

Наиболее тонкая проблема по уменьшению постоянных расходов предприятия - это проблема не функционирующих активов и издержек по их содержанию. Некоторые активы фирмы и издержки по их эксплуатации или оплате могут быть ошибочно отнесены к категории тех, которые следует сократить. В действительности же такие активы, как это может выясниться при анализе целесообразности освоения новых продуктов, могут оказаться необходимыми для освоения новых видов продукта или новых инноваций. Такие активы и расходы ни в коем случае не должны быть объектом сокращения. Это очень важно и для персонала, который обслуживает подобные активы и сам по себе является нематериальным активом предприятия (опыт, знания, творческий потенциал ). Это может понадобиться при освоении новых видов продукта.

Первоочередная необходимость экономить на постоянных издержках возникает, как правило, на предприятиях, специализирующихся на выпуске наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг.

Таким образом, основными направлениями экономии постоянных издержек предприятия и при его санации являются следующие:

1) экономия на аренде избыточных активов;

2) экономия на покупке в собственность предприятия активов, которые ему понадобятся лишь спустя некоторое время;

3) продажа активов, которые являются нефункционирующими и которые могут быть либо проданными, либо сданными в аренду до возникновения в них потребности;

4) экономия на административно-управленческом и вспомогательном персонале;

5) экономия на производственном персонале, задействованном исключительно на выпуске невыгодного, устаревшего продукта;

6) экономия при непродлении платежей по поддержанию прав собственности на нематериальные активы типа патентов, лицензий, разнообразных льгот и так далее, экономия на оплате услуг консультантов и юристов;

7) экономия на отчислениях в резервные фонды, страхующие различные риски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Продуктовые инновации

 

Продуктовые инновации обычно считаются среднесрочными, то есть по своей окупаемости и влиянию на финансовое оздоровление предприятия менее оперативными, чем процессные инновации, и более оперативными, чем аллокационные инновации.

Финансово эффективные продуктовые новшества уже в состоянии реально и достаточно существенно повлиять на повышение курсовой стоимости акций или хотя бы на повышение расчетной величины обоснованной рыночной стоимости финансово-кризисного предприятия, предприятия-банкрота и его акций.

Продуктовые инновации нацелены на переключение предприятия с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Это позволяет предприятию как выйти в прибыльный режим работы с точки зрения соотношения текущих затрат и результатов, так и повысить финансовую привлекательность для инвесторов и кредиторов.

Существуют консервативный и радикальный подходы к продуктовым инновациям.

 

2.1. Консервативный подход

 

К выбору новых более выгодных продуктов или услуг наиболее приемлем для финансово-кризисных организаций, ограниченных как в возможностях финансировать значительные стартовые инвестиции в новый бизнес, так и в сроке окупаемости этих инвестиций.

Консервативный подход к продуктовым инновациям сводится к выбору для освоения таких продуктов, услуг или операций, которые бы опирались:

а) на уже созданный технологический и коммерческий задел фирмы;

б) имеющиеся у предприятия специальное технологическое оборудование и оснастку, запасы материалов;

в) ранее начатые предприятием инвестиционные проекты.

Такой подход предполагает как минимальные барьеры по входу на рынок нового продукту (стартовые капиталовложения по освоению инноваций), так и низкие барьеры по выходу с рынка прежнего продукта предприятия (косвенные потери по недоокупленности прежних инвестиций, а также потери при транспортировке, складировании, консервации, реализации).

Ограниченное в своих финансовых возможностях предприятие должно выбирать такие продуктовые новшества, которые ему максимально "удобно" осваивать, минимизируя потребность в дополнительных инвестициях, опираясь на имеющиеся специальные материальные и нематериальные активы, а также стремясь к возможно более быстрой окупаемости резко ограниченных собственных средств, выделенных для инвестирования. Этот подход может быть достигнут при большом числе консервативно выбранных продуктовых инноваций. .

Консервативный продуктовый подход не является тождественной "оборонительной" инновационной стратегией. Большое количество незначительных коммерчески необходимых улучшений в продукте способно обеспечить "наступательность" инновационной стратегии. Кроме того, среди консервативных инноваций могут быть и радикальные.

 

2.2. Радикальный  подход

 

Данный подход предполагает не только выбор предприятием нового продукта или услуги, но и выбор наиболее платежеспособного сегмента рынка, в котором будет выгодно работать предприятию.

При данном подходе предприятие должно решать: на кого работать, кому что-либо предлагать к продаже, на какую группу потребителей, имеющую максимальную суммарную платежеспособность, ориентироваться.

Под суммарной платежеспособностью сегмента рынка понимается не платежеспособность отдельных представителей выделяемой группы покупателей, а средства, которыми все они располагают. Вполне возможно, что наиболее платежеспособным в сегменте рынка окажется не совокупность немногих по отдельности богатых потребителей, а массовое множество объединенных общими свойствами по отдельности сравнительно бедных потенциальных покупателей некоего продукта или потребителя какой-либо услуги.

В то же время суммарная платежеспособность сегмента рынка, то есть группы потребителей с общими демографическими, социальными и другими свойствами, определяется их текущими доходами, накоплениями, кредитоспособностью.

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении