Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа
До настоящего времени в отечественных организациях применялся только учет полной себестоимости с распределением накладных расходов между изделиями, который был оправдан в условиях централизованного государственного ценообразования. По мере обособления организаций с различной формой собственности, развития процессов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики постепенно будет возрастать потребность в управленческой учете.
Введение 3
1. Классификация затрат для принятия решений и управления 5
2. Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «ЗЭИМ» 10
3. Основные показатели себестоимости продукции (работ, услуг) и роль бухгалтерского учета в снижении ее уровня 15
4. Управленческий учет как инструмент управления затратами. Методы управленческого учета затрат 22
5. Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Критическая точка объема производства 25
6. Направления совершенствования учета затрат на отечественных промышленных предприятиях в условиях применения управленческого учета 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Рассмотрим краткую характеристику производственно-финансовой деятельности ОАО «ЗЭИМ».
2. Краткая характеристика
производственно-финансовой
ОАО «ЗЭИМ» (открытое акционерное общество) основано в 1958 году в г. Чебоксары. ОАО «ЗЭИМ» — материнская компания бизнес системы, состоящей из сети дочерних и аффилированных фирм (более 30).
В 2003 году завод
вошел в состав созданного в России
«Электротехнического холдинга» «Электропроминвест»,
призванного поддерживать развитие
отечественных
В отчетном году завод сохранил позиции на традиционных для нас рынках. Объем продаж и прибыли увеличился. Продолжилось развитие инжиниринга — в этом направлении были сделаны значимые шаги.
Компания активно работает над вопросами качества — качества продукции, качества менеджмента, качества технических решений, качества жизни своих сотрудников и партнеров.
Лозунг компании: “Инновации — наш путь к лидерству”.
Государственный комитет
Чувашской Республики по статистике
признал ОАО “ЗЭИМ” лидером рейтинга
среди предприятий крупного и
среднего бизнеса Чувашии по итогам работы в
2003 году.
Специализация — разработка и производство комплекса средств для автоматизированных систем управления технологическими процессами АСУ ТП).
Основные потребители - тепловая и атомная энергетика; химическая, металлургическая, нефтяная, газовая промышленность; машиностроение промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс, объекты жилищно-коммунального хозяйства.
В условиях нового, более открытого торгового режима, предприятие столкнулось с трудной задачей: как выдержать конкуренцию не только на внутреннем рынке, но и в международных масштабах. Это потребовало новых форм организации внутри предприятия. Одной из таких форм является система Центров финансовой ответственности (ЦФО) с различным статусом самостоятельности, которая позволяет снизить издержки, а также усилить мотивацию коллективов подразделений на расширение рынков сбыта и получение дополнительной прибыли. Этот принцип реализуется на заводе с 1989 года. На ОАО «ЗЭИМ» существует несколько типов ЦФО, в том числе бизнес-единицы, где затраты и доходы обособлены по одному из видов выпускаемой продукции.
Рассмотрим основные экономические и финансовые показатели деятельности ОАО «ЗЭИМ».
Таблица 1
Анализ основных экономических показателей ОАО «ЗЭИМ»
за 9 месяцев 2002-2003 гг.
№ п/п |
показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, % | |
9 месяцев 2002 |
9 месяцев 2003 | ||||
1 |
Объем продукции продукция, тыс.руб. |
764962 |
737134 |
-27828 |
96,3 |
2 |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
673758 |
800082 |
+126324 |
118,7 |
3 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
425006 |
496281 |
+71275 |
116,8 |
4 |
Производительность труда, тыс.руб. |
124,8 |
153,1 |
+28,3 |
122,6 |
5 |
Фондоотдача, руб. |
2,7 |
2,7 |
0 |
100 |
6 |
Фондовооруженность, руб. |
46,7 |
57,7 |
+11 |
123,5 |
7 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
5399 |
5227 |
-172 |
96,8 |
8 |
Средняя зарплата, руб. |
5800 |
6100 |
+300 |
105,2 |
9 |
Средняя стоимость основных фондов, тыс.руб. |
252272 |
301622 |
+49350 |
119,6 |
Как видно из таблицы 1 выручка от реализации продукции за 9 месяцев 2003 года по сравнению с 9 месяцами 2002 года увеличилась на 126324 тыс.руб. или на 118,7%.
Также наблюдается увеличение себестоимости на 71275 тыс.руб. или на 116,8%.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась за 9 месяцев 2003 года по сравнению с 9 месяцами 2002 года на 49350 тыс.руб. или на 119,6%.
В связи с такими изменениями производительность труда на ОАО «ЗЭИМ» увеличилась на 28,3 тыс.руб. или на 122,6% и составила за 9 месяцев 2003 года 153,1 тыс.руб.
Фондоотдача как за 9 месяцев 2002, так и в 2003 года составила 2,7 руб., т.е. 2,7 рублей выручки принес каждый рубль вложенных в основные средства предприятия.
Фондовооруженность, показывающая стоимость основных средств, приходящихся на одно рабочее место увеличилась на 11 руб.
Среднесписочная численность персонала за 9 месяцев 2003 года по сравнению предшествующим годом снизилась на 172 чел., а средняя зарплата увеличилась на 300 руб.
Рассмотрим основные финансовые показатели ОАО «ЗЭИМ».
Таблица 2
Основные финансовые показатели ОАО «ЗЭИМ» за 9 месяцев
2002-2003 гг.
(тыс.руб.)
№ п/п |
показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, % | |
2002 |
2003 | ||||
1 |
Уставный капитал |
27780 |
27780 |
- |
- |
2 |
Стоимость имущества |
554630 |
656707 |
+102077 |
+118,4 |
3 |
Прибыль от продаж |
129686 |
143011 |
+13325 |
+110,2 |
4 |
Прибыль до налогообложения |
117928 |
121756 |
+3828 |
+103,2 |
5 |
Чистая прибыль |
91435 |
95439 |
+4004 |
+104,3 |
Как видно из таблицы 2 величина уставного капитала ОАО «ЗЭИМ» не изменилась.
Стоимость имущества увеличилась по сравнению с 9 месяцами 2002 года на 102077 тыс.руб. или на 118,4%.
На ОАО «ЗЭИМ» наблюдается увеличение прибыли:
- от продаж на 13325 тыс.руб. или на 110,2%;
- до налогообложения на 3828 тыс.руб.;
- чистая прибыль на 4004 тыс.руб.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на ОАО «ЗЭИМ», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель ОАО «ЗЭИМ» в зависимости от объема учетной работы может:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Бухгалтерский учет на ОАО «ЗЭИМ» ведет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером, а руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Основой организации первичного учета на ОАО «ЗЭИМ» является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
Главному бухгалтеру ОАО «ЗЭИМ» непосредственно подчиняются зам.главного бухгалтера и старший бухгалтер, которым в свою очередь подчиняются специалисты финансового и экономического отдела.
На ОАО «ЗЭИМ» в состав экономического отдела входят следующие группы:
материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
производственно-
группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;
группа учета основных средств;
расчетную группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами.
Рис. 1. Структура бухгалтерского аппарата ОАО «ЗЭИМ»
Рассмотрим основные показатели себестоимости продукции (работ, услуг) и роль бухгалтерского учета в снижении ее уровня.
3. Основные
показатели себестоимости
Снижение себестоимости продукции — важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими организациями.
Как экономическая категория себестоимость:
При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:
цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;
производственную
полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Кроме того, выделяют индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость формируется в конкретной организации и обусловливается конкретными условиями, в которых она действует. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда.