Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа
До настоящего времени в отечественных организациях применялся только учет полной себестоимости с распределением накладных расходов между изделиями, который был оправдан в условиях централизованного государственного ценообразования. По мере обособления организаций с различной формой собственности, развития процессов приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики постепенно будет возрастать потребность в управленческой учете.
Введение 3
1. Классификация затрат для принятия решений и управления 5
2. Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «ЗЭИМ» 10
3. Основные показатели себестоимости продукции (работ, услуг) и роль бухгалтерского учета в снижении ее уровня 15
4. Управленческий учет как инструмент управления затратами. Методы управленческого учета затрат 22
5. Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Критическая точка объема производства 25
6. Направления совершенствования учета затрат на отечественных промышленных предприятиях в условиях применения управленческого учета 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
из отражения производственных процессов в количественном измерении с целью управления ими и определения прибыли;
выбора в качестве объектов учета хозяйственных процессов и связанных с ними затрат;
системного использования элементов метода (планирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;
классификации затрат в соответствии с целями их управления для определения себестоимости продукции и полученной прибыли, принятия решений и планирования, осуществления процесса контроля и регулирования;
формирования внутренней отчетности по уровням управления производственным процессами, используя при этом принципы управления, принятые на предприятии, и необходимость преобразования показателей внутренней отчетности в показатели внешней отчетности.
Проблема разработки и использования в практике учета новых подходов к эффективному управлению издержками предприятия широко обсуждается в отечественной и зарубежной экономической литературе. Общепринятое определение сущности учета затрат - это «учет затрат есть совокупность сознательных действий, направленных на отражение происходящих на предприятии в течение определенного временного периода процессов снабжения, производства и реализации продуктов его труда посредством их (процессов) количественного измерения (в натуральных и стоимостных показателях), регистрации, группировки и анализа в разрезах, формирующих себестоимость готовой продукции. Такое отражение обеспечивает получение исчерпывающей информации, необходимой для того, чтобы управлять предприятием (или объединением предприятий) и оценивать его деятельность путем выведения финансовых результатов».
Если рассматривать учет затрат на производство как процесс отражения использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности, соответствующей модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия, то такая система учета будет соответствовать основным задачам управления себестоимостью.
Все группировки затрат предназначены для принятия каких-либо решений, но ситуации, возникающие в производстве, не могут быть уложены в типовые системы, поэтому на каждом предприятии системы учета проектируются с учетом удовлетворения запросов менеджеров. Однако при всем их многообразии теорией и практикой выработаны общие подходы к организации учета затрат и калькулирования продукции.
Три взаимосвязанных элемента определяют системы управленческого учета затрат на производство: учет затрат на производство; учет выхода готовой продукции; определение ее себестоимости. Исходя из этого, система учета затрат на производство должна выражать определенную взаимосвязь приемов и способов обобщения издержек по составу, содержанию, назначению, местам возникновения и центрам ответственности, по видам продукции или работ, их однородным группам, разукрупненным частям изделий, полуфабрикатам и способов контроля за использованием производственных ресурсов в сопоставлении с действующими нормами и планируемой эффективностью.
Независимо от отраслевых особенностей промышленного производства система учета затрат предусматривает такую организационную модель, которая соответствовала бы достоверному и объективному выявлению результатов хозяйственной деятельности и контролю за ходом производства.
Однако технологические и организационные особенности производства, длительность производственного цикла, количественные и качественные характеристики продуктов требуют различного сочетания способов и приемов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Критическая точка объема производства.
5. Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Критическая точка объема производства
Формирование рынка
и выработка методов его
В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.
Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.
В международной практике используют три метода определения критической точки: уравнение, маржинальный доход, графическое изображение.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:
Выручка от Переменные затраты Постоянные затраты Чистая
реализации = за этот же объем + в общей сумме + прибыль от
продукции реализации
продукции
Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.
Маржинальность продукта — это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке (цене).
Маржинальный доход, лежит в основе управленческих решений,
Связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведения рекламной компании и других маркетинговых операций.
Графический метод выявляет
теоретическую зависимость
Экономическая модель поведения затрат объема производства и прибыли представляет, насколько и при каких условиях предприятие может реализовать возрастающее количество выпускаемой продукции. На ее основании можно определить положительное и отрицательное воздействие снижения цен на увеличение объема продажи, следовательно, на объем производства.
Экономическая модель в основном показывает поведение переменных издержек в ситуациях возрастания объема производства и его снижения. Экономисты различают два типа влияния: возрастающий эффект масштаба и отрицательный эффект масштаба.
Возрастающий эффект масштаба - переменные издержки на единицу продукции выше при низких уровнях производства и выравниваются при наиболее эффективном уровне производства.
Отрицательный эффект масштаба - переменные издержки на единицу продукции резко возрастают за пределами эффективного уровня производства вследствие дефицита ресурсов и кризисных ситуаций.
Бухгалтерская модель безубыточности - это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяется направо и налево от критической точки.
Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее.
В реальных условиях поведение затрат зависит не только от физического объема производства. Взаимодействуют с ними цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность труда, изменение технологии и законодательства, кризис экономики и т.д. Поэтому в анализе поведения прибыли, затрат и объема используются допущения, ограничивающие точность и надежность расчетов. К ним относятся:
совокупные затраты и выручка от реализации продукции жестко определены и являются линейными;
все затраты делятся на переменные и постоянные;
постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах исследуемого диапазона производства;
переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах исследуемого диапазона производства;
цена реализации продукции не меняется;
цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
отсутствуют структурные сдвиги;
Объем производства равен объему реализации, или изменения начальных и конечных запасов нереализованной продукции незначительны.
Допущения постоянно пересматриваются, так как бизнес динамичен. Управленческий учет непрерывно готовит информацию о поведении затрат и периодически определяет точку перелома, т. е. критическую точку.
Основное преимущество маржинального метода учета состоит в том, что в себестоимость продукции включают не все затраты предприятия, а только их часть - производственные. Остальные затраты, отнесенные к периодическим, списываются непосредственно на уменьшение прибыли от реализации продукции. В результате этого достигается значительное снижение трудоемкости учета, повышается его оперативность, создаются условия для обеспечения качества и полноты контроля со стороны финансовых органов за правильностью определения налогооблагаемой прибыли, улучшаются возможности выполнения внутреннего и внешнего аудита и анализа финансовой деятельности.
При маржинальном методе бухгалтерского учета формирование финансовых результатов предприятия включает следующие этапы по определению:
частичной себестоимости единицы продукции, в которой учитываются только переменные затраты;
маржинальной прибыли
(разница между ценой
прибыли по основной производственной деятельности (маржинальная прибыль, умноженная на объем выпущенной продукции, минус сумма постоянных затрат);
прибыли от прочей реализации
и внереализационной
валовой прибыли;
налога на прибыль;
чистой прибыли.
Маржинальная прибыль представляет собой валовую прибыль предприятия. После списания затрат периода (постоянных затрат) на уменьшение маржинальной прибыли получаем прибыль предприятия, подлежащую налогообложению.
Применение маржинального метода в практической деятельности позволяет решать такие важные задачи управления производством, как:
определение нижней границы цены продукции или заказа (соответствует производственной себестоимости);
осуществление прибыльности различных видов продукции;
разработку оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
выбор между собственным производством продукции или оказанием услуг и их закупкой на стороне;
определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.
Использование маржинального метода в отечественной учетной политике представляется целесообразным в связи с выделением финансового и управленческого учета. В этих условиях возникает необходимость перехода от однорядной к двухрядной системе счетов. Такая система бухгалтерского учета рекомендована к использованию международными стандартами и уже давно применяется в странах с развитой рыночной экономикой, где менеджеры фирм для определения финансового результата в своей работе используют данные как финансового, так и управленческого учета.
Рассчитаем порог
№ строки |
Показатели |
Сумма тыс., руб. |
| ||
1 |
Услуги ОАО «Вартан» |
739 |
2 |
Износ ОС |
162 |
3 |
Амортизация НМА |
4 |
4 |
Представительские расходы |
126 |
5 |
Содержание автотранспорта |
435 |
6 |
Услуги связи |
796 |
7 |
Аренда |
272 |
8 |
Постоянные затраты-всего |
2366 |
| ||
9 |
Себестоимость товара |
496281 |
10 |
Зарплата |
2446 |
11 |
Отчисления на зарплату |
859 |
12 |
Таможенные услуги |
60 |
13 |
Услуги ТПП |
65 |
14 |
Транспортные расходы |
347 |
15 |
Переменные затраты-всего |
57338 |
| ||
16 |
Налоги в составе издержек обращения |
233 |
17 |
Износ МБП |
86 |
18 |
Командировочные расходы |
242 |
19 |
Юридические услуги |
81 |
20 |
Реклама |
175 |
21 |
Консультационные услуги |
387 |
22 |
Посреднические услуги |
1091 |
23 |
Прочие услуги |
1239 |
24 |
Полупеременные затраты- всего |
3534 |
| ||
25 |
Постоянные затраты |
2366 |
26 |
50% полупеременных затрат |
1767,0 |
27 |
Постоянные затраты-всего |
4132,5 |
28 |
Переменные затраты |
57338,0 |
29 |
50% переменных затрат |
1767,0 |
30 |
Переменные затраты-всего |
59105,0 |
31 |
Затраты-всего |
63237,5 |
32 |
Прибыль |
52645 |
33 |
Выручка от реализации |
800082 |
34 |
Безубыточность, тыс.руб. |
4643 |