Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:28, дипломная работа
Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
• Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть принципы и функции контроллинга.
• Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
• Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
• Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
• Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
• Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ....................................................6
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ….............................................................30
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия……………………………………………………………….……..30
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.……………………………………….….6
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи ..............................
1.2 Принципы и функции контроллинга ……………..……………………...…9
1.3 Роль контроллинга в антикризисном управлении …………………….…12
1.4 Концепции системы контроллинга и инструментарий ………………….17
2 ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………...………..23
2.1 Стратегический контроллинг ……………………………………………...23
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии….25
2.3 Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии ………………………………………….…......27
3 КОНТРОЛЛИНГ, КАК КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ…..................
3.1Значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия…………………………………………………
3.2Концепция контроллинга в системе менеджмента…...……………………36
3.3 Разработка маркетинговой стратегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта и профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисного управления приобретает существенную значимость. Таким образом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.
В условиях кризиса управление характеризуется специфическими особенностями, обусловленными агрессивностью среды деятельности. В частности, менеджмент предприятия существенно ограничен во времени на принятие решений, многократно увеличивается ответственность за каждое предпринимаемое действие, работа проводится в условиях лимитированных денежных и человеческих ресурсов.
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность. Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
Современное развитие контроллинга характеризуется усложнением рыночной ориентации предприятия, что ведет к повышению роли управления и качественным изменениям в структурах и методах управления. Динамично происходит процесс трансформации и интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую подсистему сбора, обработки и представления информации для принятия на ее основе управленческих решений, которая управляет социально-экономическими системами.
Развитие и становление системы контроллинга обусловлены реалиями рынка, его стихийностью, нестабильностью цен и сбыта. Все это контроллингу как самостоятельному научному направлению придает свойства качественного и количественного ориентированного метода управления.
Цель дипломной работы: Раскрыть теоретические аспекты контроллинга в антикризисном управлении.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
Изучить стратегический контроллинг и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии.
Раскрыть принципы и функции контроллинга.
Провести анализ взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
Раскрыть понятие «контроллинг». Его применение на практике.
Выявить значение контроллинга в деятельности и развитии предприятия
Проанализировать роль контроллинга в антикризисном управлении
Рассмотреть концепции системы контроллинга и инструментарий
Предметом дипломной работы особенности внедрения и применения инструментов контроллинга в рамках антикризисного управления. является стратегия и тактика антикризисного управления.
Объектом дипломной работы является антикризисное управление предприятием.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрываются теоретическое аспекты контроллинга в антикризисного управления. Во второй главе раскрывается стратегический и оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии. В третьей главе раскрыты концепции контроллинга на предприятие.
Источниковая база дипломной работы состоит из 3 групп источников: Первая группа включает нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1998 года №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вторая группа научно-экономическая литература: учебные пособия, учебники, Захарова В.Я. Круглова Н.Ю, Маренков Н.Л. Чумак В.Г. Короткова Э.М. Третья группа Интернет ресурсы: www.webkursovik.ru, www.lib.rus.ec, www.consultant.ru
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи.
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Контроллинг от анг. контролировать, (в свою очередь от франц. «реестр, проверочный список»).
В англоязычных странах термин не используется, используется термин – «управленческий учет».
Термин пришел от Германии. Поскольку отечественная терминология пока не устоялась, в России используются 2 термина: контроллинг, управленческий учет. Однако термин Контроллинг – более информационно емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.
Контроллинг – в экономическом смысле это управление и наблюдение, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроллинг содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению.
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятий, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Необходимость появления на современном предприятии контроллинга можно объяснить следующими причинами:
1) повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
необходимость в непрерывном отслеживании изменений происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
2) информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
3) общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
4) Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг содействует достижению главной стоимостной (монетарной) цели предприятия – оптимизации финансового результата через максимизацию финансового результата через максимизацию прибыли и ценности.
Основная конечная цель любого предприятия – получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть иными – тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей.
Контроллинг связывает воедино все функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии – управленческий учет.
Законодательство России обязывает каждое предприятие вести бух/учет (финансовый учет). Для принятия решения, необходимо на основе управленческого учета.
За рубежом существуют разные подходы к этому вопросу: например, во Франции используются 2 плана счетов – финансового и управленческого учета, а взаимодействие между ними осуществляется через специальные счета – экраны. (счет – экран – специальный счет, через который осуществляется взаимодействие управленческого и финансового учета). В Германии для управленческого и финансового учета существуют отдельные планы счетов; в США управленческий учет представляет собой отдельный блок внутри финансового учета. В России система управленческого учета встроена в систему обычного финансового учета.
Основная задача управленческого учета – предоставление релевантной информации для принятия управленческих решений.
Функции контроллинга шире - они включают в себя не только управленческий учет, но и планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга производная от целей самого предприятия.
Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:
информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач)
1.2 Принципы и функции контроллинга.
Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.
Известно, что принципы — это правила, в соответствии с которыми осуществляется управление. Контроллинг подчиняется всем принципам управления как такового. В то же время его специфика находит отражение в его собственных принципах, к которым, в частности, относятся (См. Приложение №1)