Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 16:12, курсовая работа
Значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все организации в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в организации, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие организации могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющейся окружающей среде.
3. Товары – заменители: относительная ценовая эффективность заменителей (соотношение «качество – цена»); издержки перехода для потребителя на товар – заменитель; предрасположение покупателя к заменителю.
4. Поставщики: количество поставщиков; могут ли поставщики легко переключиться с одной отрасли на другую; доступны ли заменители; значимость объем для поставщиков; могут ли издержки от потери одного покупателя компенсироваться за счет другого; дорого ли сырье, используемое поставщиком; опасность вперед идущей вертикальной интеграции, т.е. опасность самостоятельного производства продукции поставщиком; возможность обратной вертикальной интеграции для организации (контроль над поставщиком).
5. Покупатели: концентрация потребителей; средний объем закупок; издержки потребителя при смене поставщика; информация, которой обладает потребитель; способность потребителя проводить обратную вертикальную интеграцию; отношение потребителя к товарам – заменителям.
Количественно оценить уровень конкуренции можно оценить с помощью индексов концентрации и Хершфиндаля-Хиршмана. Индекс концентрации показывает долю на товарном рынке нескольких (трех) крупнейших организаций в общем объеме рынка. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, его можно рассматривать как конкурентный. Коэффициент концентрации для крупнейших из m общего числа (n) организаций, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма m рыночных долей (ki) этих организаций: (1)
Индекс Херфиндаля-Хиршмана, являющийся индикатором напряженности конкурентной среды, рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех субъектов рынка в общем его объеме: . (2)
Максимальное значение, которое может принимать , соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной организацией ( ). Оценить позиции конкурентов можно путем построения конкурентной карты рынка (таблица 1.2) [9, с. 78].
Таблица 1.2 - Конкурентная карта рынка
Организации |
I |
II |
III |
IV | |
Лидеры рынка |
Организации с сильной конкур. позицией |
Организации со слабой конкурентной позицией |
Аутсайдеры рынка | ||
I |
С быстро улучшающейся конкурентной позицией |
1 |
5 |
9 |
13 |
II |
С улучшающейся конкурентной позицией |
2 |
6 |
10 |
14 |
III |
С ухудшающейся конкурентной позицией |
3 |
7 |
11 |
15 |
IV |
С быстро ухудшающейся конкурентной позицией |
4 |
8 |
12 |
16 |
Важным направлением анализа внешнего окружения является анализ динамики совокупного производства (совокупных продаж) товара, позволяющий выявить темпы роста рынка и перспективы его развития. Следует понимать, что понятия «объемы продаж» и «емкость рынка» тождественны, а понятия «объем производства» и «объемы продаж» имеют тесную корреляцию, но не всегда совпадают, т.к. не вся произведенная продукция продается в текущем году. Простейшим способом расчета емкости рынка на следующий год является суммирование текущего объема продаж (текущей емкости) и среднегодового прироста рынка.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, т.е. она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть факторов управляется высшим руководством организации, а другая часть – службой маркетинга и взаимодействующими с ней другими службами организации.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками.
Организационный срез включает: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
Производственный срез включает: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения товара на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности; создание инвестиционных возможностей и т.д.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Анализ ресурсов и стратегических возможностей организации предполагает рассмотрение ее в различных аспектах. Наряду с условиями баланса всех ее ресурсов, необходимо рассматривать ее возможности в ключевых направлениях деятельности - разработке, производстве, маркетинге, доставке и послепродажном обслуживании продукции или услуг.
Для выявление ключевых преимуществ используется метод SWOT (strong, weak, opportunities, threats – сила, слабость, возможности, угрозы) – совместный анализ сильных и слабых сторон организации, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз.
Сильные стороны могут включать в себя: специальные навыки и умения; аккумулированный опыт; высокую профессиональную компетентность; доступ к ресурсам; репутацию; географическое положение организации и торговых точек; имеющиеся технологии и потенциал их обновления; способность к адаптации.
Факторы, недостаточно развитые для того, чтобы стать сильными сторонами организации, превращаются в слабые.
Полный анализ сильных и слабых сторон охватывает исследование:
Исследование сильных и слабых сторон должно включать в себя не только анализ каждого фактора по отдельности, но и анализ целостности наблюдаемой картины. Рекомендуется систематически проводить анализ сильных и слабых сторон наиболее близких конкурентов.
Для установления связей слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Матрица SWOT
Слева выделяются два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которых выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются четыре поля.
Поле СИВ (сила и возможности): следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны организации и ее большие возможности во внешней среде взаимодополняли друг друга и давали максимальную отдачу.
Поле СЛВ (слабость и возможности): стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Поле СИУ (сила и угрозы): стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Поле СЛУ (слабость и угрозы): организация должна выработать такую стратегию, которая бы позволила ей избавиться от слабости и предотвратить нависшую над ней угрозу.
После проведения SWOT-анализа необходимо предпринять соответствующие планы действий: например, план по использованию внутренних преимуществ организации и ее положения на рынке или план по нейтрализации слабых мест работы организации и ухода от внешних угроз.
Общество с ограниченной ответственностью «БиоТрйдинг», зарегистрированного решением Минского горисполкома от 29 июня 2001г. № 880, в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №190255898; изменения зарегистрированы решениями Минского горисполкома от 20 августа 2002г. № 1247 и от 29 апреля 2004г. № 874.
Общество с ограниченной ответственностью «БиоТрейдинг», создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», иными законодательными актами и актами законодательства Республики Беларусь.
Организация является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.
Организация имеет право создавать унитарные организации, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в объединениях и в иных юридических лицах.
Основной целью деятельности ООО «БиоТрйдинг» является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников Общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.
ООО «БиоТрйдинг» осуществляет следующие виды деятельности:
- оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами;
- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами;
- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки;
- оптовая торговля фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами;
- оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;
- неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами.
В ООО «БиоТрйдинг» используется линейная организационная структура, для которой характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. Рассмотрим подробнее схему организационной структуры организации на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «БиоТрйдинг»
Главными преимуществами данной системы являются: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Био Трейдинг» в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Био Трейдинг» за 2011 - 2013 годы
Показатели |
Годы |
Темп изменения, % | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2012г. к 2011г. |
2013г. к 2012г. |
2013г. к 2011г. | |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн р. |
822,2 |
1397,1 |
1326,1 |
169,92 |
94,92 |
161,29 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов), млн р. |
695,4 |
1172,8 |
1105,1 |
168,65 |
94,23 |
158,92 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн р. |
558,9 |
899,6 |
583,2 |
160,96 |
64,83 |
104,35 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг, млн р. |
18,7 |
59,4 |
242,8 |
317,65 |
408,75 |
1298,40 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р. |
-14,6 |
-52,7 |
-251 |
360,96 |
476,28 |
1719,18 |
Прибыль (убыток), млн р. |
4,1 |
6,7 |
-7,2 |
163,41 |
-107,46 |
-175,61 |
Чистая прибыль (убыток), млн р. |
1,4 |
3,3 |
-10,1 |
235,71 |
-306,06 |
-721,43 |
Фонд заработной платы, млн р. |
42,4 |
82,6 |
112,4 |
194,81 |
136,08 |
265,09 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
5 |
5 |
5 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Производительность труда, млн р. |
139,08 |
234,56 |
221,02 |
168,65 |
94,23 |
158,92 |
Среднегодовая заработная плата, млн р. |
8,48 |
16,52 |
22,48 |
194,81 |
136,08 |
265,09 |
Среднегодовая величина оборотных средств, млн р. |
1540,9 |
1596,4 |
2177,3 |
103,60 |
136,39 |
141,30 |
Количество оборотов оборотных средств |
0,53 |
0,88 |
0,61 |
166,04 |
69,32 |
115,09 |
Длительность одного оборота, дн. |
674,68 |
411,35 |
591,08 |
60,97 |
143,69 |
87,61 |
Рентабельность оборотных средств, % |
0,27 |
0,42 |
-0,33 |
0,15 |
-0,75 |
-0,60 |
Рентабельность продаж, % |
2,69 |
5,06 |
21,97 |
2,38 |
16,91 |
19,28 |
Рентабельность продукции, % |
3,35 |
6,60 |
41,63 |
3,26 |
35,03 |
38,29 |
Информация о работе Критерии выбора стратегических альтернативных решений