Механизмы антикризисного управления в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и анализ механизма антикризисного управления предприятиями во Франции и России в условиях финансового кризиса.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение экономической сущности и содержания антикризисного управления;
рассмотрение основных задач и принципов антикризисного управления;
проведение сравнительного анализа законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры банкротства в России и во Франции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления 4
1.1 Экономическая сущность понятия «антикризисное управление» 4
1.2. Задачи и принципы антикризисного управления 10
Глава 2. Механизмы антикризисного управления в разных странах 13
2.1. Особенности антикризисного управления во Франции. 13
Анализ основных антикризисных мероприятий по ликвидации последствий финансового кризиса. 13
2.2. Особенности антикризисного управления в России в условиях мирового финансового кризиса 20
2.3. Анализ основных положений и отличительных особенностей законодательного регулирования механизмов антикризисного управления 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая антикриз управл.docx

— 132.22 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать  вывод, что французское законодательство о несостоятельности, несмотря на поправки 1994 г., осталось на позиции максимальной защиты интересов должника, что ослабляет кредиторов и не позволяет процедурам банкротства оказывать положительное влияние на развитие экономической системы.

Как отмечалось выше, особую значимость антикризисные меры приобретают  после разразившегося в 2008 году глобального  финансового кризиса. В данном параграфе  мы бы хотели рассмотреть основной пакет антикризисных мер, принятых Правительством Франции с целью  ликвидации последствий кризиса.

Во Франции, осенью 2008 г. был разработан антикризисный  план для финансового сектора, заключавшийся в выделении кредитов крупнейшим банкам для стабилизации ситуации на фондовом рынке. Для реализации плана, направленного, в том числе на стимулирование кредитования компаний и частных лиц, было решено создать отдельные институты.

Рефинансовая компания, 66% которой принадлежит банкам и 34% государству, была организована для предоставления государственных гарантий банкам и находится в ведении Французской банковской комиссии. Государственная холдинговая компания была создана для рекапитализации банков. При этом услуги государства по предоставлению гарантий стали для банков платными. 13 кредитным учреждениям был предоставлен заем в 23 млрд. Кроме того, несколько банков получили финансовую помощь в виде гарантий на восстановление доверия и ликвидности. В октябре 2008 г. 10,5 млрд. евро было выделено 6 крупнейшим банкам Франции. В целом экономика Франции из всех соседей по еврозоне может считаться самой сбалансированной: она, в отличие от ФРГ, менее зависит от экспорта, обладает крупным, содействующим стабилизации экономики госсектором13

Первый  антикризисный пакет мер Франции  по поддержке бизнеса был объявлен в конце октября 2008 г. (175 млрд. евро). Он содержал как стимулирующие мероприятия, так и меры прямого государственного регулирования.

К последним  относятся создание «стратегического инвестиционного фонда» (20 млрд. евро), который будет контролироваться властями в лице Национального фонда, Парламента и Национального собрания. Основная его функция – покупка пакетов акций стратегически важных предприятий и защита их активов от поглощения иностранными компаниями, а также перенаправление необходимых средств из спекулятивного финансового сектора в промышленность. Сформирован специальный орган для помощи компаниям в получении кредитных средств.

К фискальным стимулирующим мерам по поддержке  бизнеса можно отнести освобождение от профессионального налога (taxeprofessionelle), важнейшего местного налога, что обойдётся правительству в 8 млрд. евро. Корпоративный налог на инвестиции отменён с 23.10.2008 до конца 2009 г.

Выпадающие  доходы местных бюджетов компенсированы центральным правительством. Ключевая мера — инвестирование государственных финансов в те сектора экономики, которые в будущем станут основой развития страны (образование, НИОКР, экология, цифровые технологии).

Второй  антикризисный план (на 2 года) был  обнародован 4 декабря 2008 г. (26,5 млрд. евро). Его ключевые направления: обеспечение ликвидности компаний (налоговые каникулы и налоговые кредиты, отсрочка погашения задолженности перед бюджетом на три года, предоставление дополнительных средств на инвестирования (11,4 млрд. евро); финансирование государственных инвестиционных программ, обеспечение социальных и жилищных программ, увеличение выдачи беспроцентных кредитов вдвое (11,1 млрд. евро); предоставление средств крупнейшим государственным компаниям (GDF SUEZ, Electricite de France – EDF ) для модернизации железнодорожной, энергетической инфраструктуры и почты (4 млрд. евро).

Таким образом, группа аналитиков Еврокомиссии оценивают  прирост французской экономики  в 2010 г. в 1.6%. 10 Подобный показатель отражает сравнительно высокую эффективность принятых антикризисных пакетов, но по-прежнему высокая безработица продолжает оказывать влияние на цифры роста экономики14.

Особое  место среди антикризисных мер  в зоне евро занимает премия на замену старых автомобилей, которая посредством стимулирования внутреннего спроса направлена на поддержку ключевой отрасли экономики, особо пострадавшей из-за сворачивания экспорта. Изначально она введена в ФРГ (2,5 тыс. евро при утилизации машины старше 9 лет и покупке нового автомобиля взамен утилизированного). Первоначально бюджет программы составлял 3,5 млрд. евро, однако в апреле 2009 г. он был увеличен до 5 млрд. евро. Расширение программы было обусловлено тем, что уже в первом полугодии 2009 г. она дала ощутимый результат. Однако она считается спорной: в 2010 г. из-за неё наблюдается спад спроса на новые автомобили. От действия премии выиграли и зарубежные производители – французские, корейские. Опыт ФРГ переняли и другие страны зоны евро, в которых также наблюдается оживление отрасли.

 

2.2. Особенности антикризисного управления в России в условиях мирового финансового кризиса

Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.

Характерным примером является мировой  финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. Возникший  в  банковском  секторе экономики США в 2007 г. финансовый кризис, вскоре охватил весь мировой финансовый рынок и затем распространился на реальный сектор экономики. Финансовая система России испытала на себе влияние мирового кризиса в 2008 г., когда вслед за рухнувшим фондовым рынком оказался на грани коллапса банковский сектор экономики15. Неустойчивость российской финансовой системы вскоре ощутил на себе и производственный сектор. Высокие процентные ставки по кредитам и недостаток оборотных средств поставили на грань банкротства множество российских компаний.

Столь масштабные и разрушительные экономические кризисы несут  в себе угрозу потери устойчивости основных экономических, социальных и  политических институтов государства, что может иметь самые негативные последствия, вплоть до государственного дефолта и утраты суверенитета. В  этой связи, важнейшей задачей Федерального правительства является сохранение контроля над ситуацией и недопущение  самопроизвольного, неуправляемого развития кризисных процессов.    

Нами был проведён анализ антикризисных  мер Правительства РФ, применяемых  в период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса, и дана оценка антикризисному управлению как эффективному механизму  обеспечения институциональной  устойчивости государства в период экономического кризиса.

Основной информационной базой  исследования послужили программные  документы Правительства РФ: «План  действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики»16, «Программа антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год»17, «Основные  направления антикризисных  действий  Правительства  Российской  Федерации на 2010 год»18, а также данные, опубликованные в открытых источниках информации.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации  значительно активизировало использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы  антикризисных мер является минимизация  масштабов экономического кризиса  и смягчение его последствий  для населения и экономики.

В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн. рублей. Эта сумма формируется  из средств Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов.

Основными направления посткризисных  мер являются следующие: курсовая политика, поддержка банковской системы, финансового  рынка и защита российских предприятий  от недружественных поглощений,  налоговая, тарифная и бюджетная политика, содействие занятости населения, жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья и др.

В отношении курсовой политики предприняты  следующие меры19

  1. с целью противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 11% до 13%;
  2. ведены экономические меры, снижающие привлекательность валютных спекуляций: повышены процентные ставки ЦБ по инструментам предоставления ликвидности - ломбардным кредитам и операциям «валютный своп».
  3. Постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации.

Для того, чтобы поддержать банковскую систему Правительство и ЦБ реализовали следующие меры:

  1. снижены нормативы обязательных резервов (высвобождено около 380 млрд. рублей).
  2. смягчены условия кредитования с использованием отдельных видов залога (в рамках указанных мер ЦБ сможет разместить в банках до 1,5 трлн. рублей; фактически размещено - около 350 млрд. рублей).
  3. предоставляются беззалоговые кредиты (потенциальный лимит - до 3,5 трлн. рублей, фактически предоставлено - свыше 1,7 трлн. рублей).
  4. Срок кредитования увеличен до 1 года.
  5. Право на кредиты имеют 143 банка, воспользовались им 124 кредитных организации.
  6. ЦБ получил право частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК).
  7. до 700 тыс. рублей (ранее - 400 тысяч рублей) повышена страховая сумма по банковским вкладам граждан. В результате защищены 98,5% вкладов.
  8. агентством по страхованию вкладов начата санация банковской системы (переход банков под управление АСВ, поиск инвесторов).

Следующая антикризисная мера Правительства - поддержка финансового рынка  и защита российских предприятий  от недружественных поглощений, посредством  следующих мероприятий:

  1. введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов снижения (роста) котировок). Временно запрещались маржинальные сделки.
  2. ЦБ наделен правом участвовать в торгах на фондовом рынке.
  3. выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка и реального сектора экономики. В том числе 75 млрд. рублей внесено в уставный капитал Внешэкономбанка, а 175 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния размещены на депозит в этом банке для последующего инвестирования в надежные финансовые инструменты (фактически инвестировано - 90 млрд.).
  4. еще 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда).
  5. 50 млрд. долларов выделено Внешэкономбанку для кредитования российских заемщиков в целях рефинансирования их зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России. Принято решений на 13,3 млрд. долларов. Фактически предоставлено – 9,1 млрд. долларов.

В условиях экономического кризиса  Правительство считает необходимым  снизить налоговую нагрузку, усилить  стимулирующую роль налоговой системы  и, тем самым, поддержать деловую  активность в реальном секторе экономики  и потребительский спрос граждан, продолжить регулирование в промышленном, нефтегазовом и др. комплексах.

Таким образом, целью Программы  антикризисных мер является на только замедление негативного влияния  экономического кризиса, но и стабилизация социально-экономических механизмов, а также придания импульса всем основополагающим отраслям экономики.

Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в  период 2010-2013 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстанавливается положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составил 1,0%, после чего он постепенно повышался: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году20.

Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составил порядка 0,5% и происходил главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах наблюдается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составил 6% и 9% соответственно.  
Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизились на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы росли умеренно с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно обзорным данным увеличивается в среднем на  10-11%  в год.

Информация о работе Механизмы антикризисного управления в разных странах