Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и анализ механизма антикризисного управления предприятиями во Франции и России в условиях финансового кризиса.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
изучение экономической сущности и содержания антикризисного управления;
рассмотрение основных задач и принципов антикризисного управления;
проведение сравнительного анализа законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры банкротства в России и во Франции.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления 4
1.1 Экономическая сущность понятия «антикризисное управление» 4
1.2. Задачи и принципы антикризисного управления 10
Глава 2. Механизмы антикризисного управления в разных странах 13
2.1. Особенности антикризисного управления во Франции. 13
Анализ основных антикризисных мероприятий по ликвидации последствий финансового кризиса. 13
2.2. Особенности антикризисного управления в России в условиях мирового финансового кризиса 20
2.3. Анализ основных положений и отличительных особенностей законодательного регулирования механизмов антикризисного управления 28
Список использованной литературы 30
Таким образом, можно сделать
вывод, что французское
Как отмечалось выше, особую значимость антикризисные меры приобретают после разразившегося в 2008 году глобального финансового кризиса. В данном параграфе мы бы хотели рассмотреть основной пакет антикризисных мер, принятых Правительством Франции с целью ликвидации последствий кризиса.
Во Франции, осенью 2008 г. был разработан антикризисный план для финансового сектора, заключавшийся в выделении кредитов крупнейшим банкам для стабилизации ситуации на фондовом рынке. Для реализации плана, направленного, в том числе на стимулирование кредитования компаний и частных лиц, было решено создать отдельные институты.
Рефинансовая компания, 66% которой принадлежит банкам и 34% государству, была организована для предоставления государственных гарантий банкам и находится в ведении Французской банковской комиссии. Государственная холдинговая компания была создана для рекапитализации банков. При этом услуги государства по предоставлению гарантий стали для банков платными. 13 кредитным учреждениям был предоставлен заем в 23 млрд. Кроме того, несколько банков получили финансовую помощь в виде гарантий на восстановление доверия и ликвидности. В октябре 2008 г. 10,5 млрд. евро было выделено 6 крупнейшим банкам Франции. В целом экономика Франции из всех соседей по еврозоне может считаться самой сбалансированной: она, в отличие от ФРГ, менее зависит от экспорта, обладает крупным, содействующим стабилизации экономики госсектором13.
Первый антикризисный пакет мер
К последним относятся создание «стратегического инвестиционного фонда» (20 млрд. евро), который будет контролироваться властями в лице Национального фонда, Парламента и Национального собрания. Основная его функция – покупка пакетов акций стратегически важных предприятий и защита их активов от поглощения иностранными компаниями, а также перенаправление необходимых средств из спекулятивного финансового сектора в промышленность. Сформирован специальный орган для помощи компаниям в получении кредитных средств.
К фискальным стимулирующим мерам по поддержке
бизнеса можно отнести
Выпадающие доходы местных бюджетов компенсированы центральным правительством. Ключевая мера — инвестирование государственных финансов в те сектора экономики, которые в будущем станут основой развития страны (образование, НИОКР, экология, цифровые технологии).
Второй антикризисный план (на 2 года) был обнародован 4 декабря 2008 г. (26,5 млрд. евро). Его ключевые направления: обеспечение ликвидности компаний (налоговые каникулы и налоговые кредиты, отсрочка погашения задолженности перед бюджетом на три года, предоставление дополнительных средств на инвестирования (11,4 млрд. евро); финансирование государственных инвестиционных программ, обеспечение социальных и жилищных программ, увеличение выдачи беспроцентных кредитов вдвое (11,1 млрд. евро); предоставление средств крупнейшим государственным компаниям (GDF SUEZ, Electricite de France – EDF ) для модернизации железнодорожной, энергетической инфраструктуры и почты (4 млрд. евро).
Таким образом, группа аналитиков Еврокомиссии оценивают прирост французской экономики в 2010 г. в 1.6%. 10 Подобный показатель отражает сравнительно высокую эффективность принятых антикризисных пакетов, но по-прежнему высокая безработица продолжает оказывать влияние на цифры роста экономики14.
Особое место среди антикризисных мер
в зоне евро занимает премия на замену старых автомобилей,
которая посредством стимулирования внутреннего
спроса направлена на поддержку ключевой
отрасли экономики, особо пострадавшей
из-за сворачивания экспорта. Изначально
она введена в ФРГ (2,5 тыс. евро при утилизации
машины старше 9 лет и покупке нового автомобиля
взамен утилизированного).
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. Их совокупность свидетельствует о реальной опасности кризиса при любом, даже самом успешном управлении.
Характерным примером является мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. Возникший в банковском секторе экономики США в 2007 г. финансовый кризис, вскоре охватил весь мировой финансовый рынок и затем распространился на реальный сектор экономики. Финансовая система России испытала на себе влияние мирового кризиса в 2008 г., когда вслед за рухнувшим фондовым рынком оказался на грани коллапса банковский сектор экономики15. Неустойчивость российской финансовой системы вскоре ощутил на себе и производственный сектор. Высокие процентные ставки по кредитам и недостаток оборотных средств поставили на грань банкротства множество российских компаний.
Столь масштабные и разрушительные
экономические кризисы несут
в себе угрозу потери устойчивости
основных экономических, социальных и
политических институтов государства,
что может иметь самые
Нами был проведён анализ антикризисных мер Правительства РФ, применяемых в период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса, и дана оценка антикризисному управлению как эффективному механизму обеспечения институциональной устойчивости государства в период экономического кризиса.
Основной информационной базой исследования послужили программные документы Правительства РФ: «План действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики»16, «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год»17, «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год»18, а также данные, опубликованные в открытых источниках информации.
В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации значительно активизировало использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
Общей целью реализуемой
В общей сложности на реализацию
антикризисных мер
Основными направления посткризисных мер являются следующие: курсовая политика, поддержка банковской системы, финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений, налоговая, тарифная и бюджетная политика, содействие занятости населения, жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья и др.
В отношении курсовой политики предприняты
следующие меры19:
Для того, чтобы поддержать банковскую систему Правительство и ЦБ реализовали следующие меры:
Следующая антикризисная мера Правительства - поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений, посредством следующих мероприятий:
В условиях экономического кризиса
Правительство считает
Таким образом, целью Программы
антикризисных мер является на только
замедление негативного влияния
экономического кризиса, но и стабилизация
социально-экономических
Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2013 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстанавливается положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составил 1,0%, после чего он постепенно повышался: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году20.
Прирост инвестиций в основной
капитал в 2010 году составил порядка 0,5%
и происходил главным образом за счет
капитальных вложений в естественные
монополии, а также в отрасли с высокой
долей государственного финансирования
– транспорт, образование, здравоохранение,
ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012
годах наблюдается оживление инвестиционной
активности во всех сегментах экономики
благодаря стабилизации банковской системы
и росту кредитования. Прирост инвестиций
в 2011-2012 годах составил 6% и 9% соответственно.
Доходы населения в реальном выражении
в 2010 году снизились на 0,7% по сравнению
с уровнем 2009 года. В последующие годы
реальные доходы росли умеренно с темпом
2-3% в год. Средняя номинальная заработная
плата согласно обзорным данным увеличивается
в среднем на 10-11% в год.
Информация о работе Механизмы антикризисного управления в разных странах