Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:28, контрольная работа
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.
Оглавление
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.
В процессе своей деятельности перед кредитными учреждениями порой встает вопрос, касающийся реорганизации или даже ликвидации.
Ликвидация и реорганизация коммерческих банков - это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Подтверждением этого является появление большого числа кредитных учреждений, которые оказывают все возможные услуги и становятся равноправными участниками рынка. Кроме того, в настоящий момент сформирована нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется за счет принятия новых законопроектов. Все это направлено на регулирование отношений возникающих в деятельности субъектов.
Общий Закон "О несостоятельности (банкротстве)" рассматривает "несостоятельность" и "банкротство" в качестве синонимов, одновременно отождествляя то и другое с "неплатежеспособностью", определяя их следующим образом: "несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей". Специальный Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" слово в слово дублирует приведенную формулировку. Между тем такой подход нельзя считать безупречным.
Постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором организация (предприятие) не может восстановить свою платежеспособность и продолжение ее деятельности представляется невозможным и нецелесообразным. Такая организация становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, с экономической точки зрения банкротство - процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособной организации. В этом смысле банкротство организации оказывается частным случаем ее неплатежеспособности (несостоятельности).
Очевидно, понятие банкротства допускает 3 не исключающих друг друга толкования:
а) состояние (объективное) устойчивой, безнадежной неплатежеспособности, отсутствие хоть каких-то реальных шансов на оздоровление (здесь в свою очередь может быть несколько ситуаций: указанное состояние еще никем не понято, понято экспертами, понято работниками и руководством самой организации, не понято еще контрагентами, понято и ими);
б) состояние безнадежной неплатежеспособности организации "оценено" и судом (формально доказанное состояние несостоятельности, безнадежности);
в) процедура ликвидации организации на основании решения суда (но следует иметь в виду, что фактическое банкротство организации как процесс ее ликвидации может происходить и другим путем: когда организация, ее имущество и руководство просто "исчезают").
Неплатежеспособность не всегда оказывается непреодолимой, не всегда завершается банкротством как определенной процедурой. В связи с этим в законах следовало бы отдельно дать определение "неплатежеспособности (несостоятельности)" и "банкротства".
По смыслу обоих законов процедуры банкротства можно разделить на 2 вида: внесудебные и судебные. Внесудебные процедуры в свою очередь подразделяются на досудебную санацию (финансовое оздоровление) и добровольное объявление банкротства. Дело, однако, в том, что никакая санация не подходит ни под одно толкование банкротства, потому что ее смысл состоит как раз в том, чтобы попытаться преодолеть временную неплатежеспособность, использовав пока еще имеющиеся для этого возможности. В таком необоснованно широком толковании банкротства заключен принципиальный порок рассматриваемых законов. Видимо, их следовало бы именовать законами о несостоятельности и банкротстве.
В качестве предварительного замечания необходимо отметить следующее. Все процедуры возбуждения и последующего рассмотрения дела о банкротстве банка регламентируются двумя основными Законами - " О несостоятельности (банкротстве)" и " О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. В соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)" право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:
В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).
В Законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:
Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой - что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.
Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии. С заявлением в арбитражный суд может обращаться и Банк России. Так, в Положении № 264 записано, что если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение Банка России в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру арбитражного управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то Банк России обязан в 5-дневный срок снова обратиться в арбитражный суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").
Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение. Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным, а в отношении мирового соглашения - неудачным.
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.
Кредитная организация, не способная выполнять требования кредиторов, как правило, подлежит ликвидации.
Под ликвидацией понимается прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим юридическим или физическим лицам.
В соответствии с законодательством банк может быть ликвидирован по решению его собственников, а также по решению суда.
Банкротство в энциклопедических изданиях трактуется как несостоятельность, провал, крушение, а согласно нормам гражданского права - как означающее разорение, официальное (судебное) признание неплатежеспособности.
В соответствии с действующим законодательством под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Как мы видим, несостоятельность (банкротство) должна быть установлена решением суда.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
Если ко дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом, Банк России в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России" обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.