Правовые основания и общие положения применения мер предупреждения банкротства к финансовым организациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:13, реферат

Краткое описание

Законом устанавливаются, что меры по предупреждению банкротства финансовых организаций включают в себя: оказание финансовой помощи учредителями, участниками и иными лицами финансовой организации; изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации; увеличение размера уставного капитала; реорганизация; иные меры, не запрещенные законодательством РФ. Цель данной работы – определить правовые основания и общее положение применения мер по предупреждению банкротства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..2
1. Банкротство финансовых организаций и основания применения мер предупреждения банкротства………………………………………………..….3
1.1. Особенности банкротства финансовых организаций……………….….3
1.2. Меры по предупреждению банкротства финансовой организации.…11
1.3. Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации………………………………………………..13
1.4. Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации……………………………………16
1.5. Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда…………….…..17
Заключение…………………………………….…………………………….….19
Список литературы……………………………………………………….….….21

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основания и общие положения применения мер предупреждения банкротства к финансовым организациям.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……..2

    1. Банкротство финансовых организаций и основания применения мер предупреждения банкротства………………………………………………..….3
    2. Особенности банкротства финансовых организаций……………….….3
    3. Меры по предупреждению банкротства финансовой организации.…11
    4. Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации………………………………………………..13
    5. Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации……………………………………16
    6. Дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда…………….…..17

Заключение…………………………………….…………………………….….19

Список литературы……………………………………………………….….….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась система  законодательства о банкротстве. Центральное  место в ней отводится Федеральному закону от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», нормативно развивающему общие положения о банкротстве юридических лиц, включенные в ГК РФ. Вместе с тем нормы Закона о банкротстве, являясь общими нормами, применяются субсидиарно при регулировании процедур банкротства отдельных категорий должников.

Объектом специального правового  регулирования, в частности, выступает  институт банкротства финансовых организаций. В настоящее время банкротство финансовых организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В сравнении с общей категорией «банкротства» понятие банкротства  финансовых организаций отличается существенной спецификой. Так, предметом регулирования Закона о банкротстве, во-первых, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению банкротства финансовых организаций; во-вторых, установление особенностей оснований и процедур признания финансовых организаций банкротами и их ликвидация.

Согласно Закону, к числу финансовых организаций отнесены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, а также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Предусмотрены такие меры по предупреждению банкротства, как  разработка и реализация плана финансового  оздоровления, а также введение временной  администрации. Закреплены порядок  введения и прекращения деятельности временной администрации, ее состав, сроки деятельности, а также права и обязанности.

Законом устанавливаются, что меры по предупреждению банкротства финансовых организаций включают в себя: оказание финансовой помощи учредителями, участниками и иными лицами финансовой организации; изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации; увеличение размера уставного капитала; реорганизация; иные меры, не запрещенные законодательством РФ.

Цель данной работы – определить правовые основания и общее положение применения мер по предупреждению банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Банкротство финансовых организаций и основания применения мер предупреждения банкротства

 

    1. Особенности банкротства финансовых организаций.

 

Финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке  ценных бумаг, услуги по страхованию  или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного  фонда, лизинговая компания, кредитный  потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

В число финансовых организаций  в целях Закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», как это следует из п.1 ст.180 Закона, включены:

1)кредитные организации;

2) страховые организации;

3) профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

4) негосударственные пенсионные  фонды;

5) управляющие компании  инвестиционных фондов, паевых инвестиционных  фондов и негосударственных пенсионных  фондов;

6) клиринговые организации; (пп. 6 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

7) товарные и валютные  биржи; (пп. 7 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

8) кредитные потребительские  кооперативы (далее - кредитные  кооперативы).

Процедуры банкротства к  таким организациям применяются  с особенностями, установленными Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон, учитывая специфику деятельности финансовых организаций-должников  и их важное социально-экономическое  значение, предусматривает связанные  с этим особенности применения к  ним процедур банкротства. Так, система  кредитных организаций обеспечивает не только аккумуляцию денежных средств  и их вовлечение в оборот, но и  функционирование системы расчетов, а также механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения  денежного капитала. В отличие  от иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, финансовые организации наделены ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять  соответствующие операции и совершать  определенные сделки, а их несостоятельность  влечет материальные потери для значительного  числа кредиторов.

Рассмотрим особенности банкротства отдельных видов финансовых организаций.

Кредитные организации

Основания для признания кредитной  организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Заявление о признании кредитной  организации банкротом принимается  к рассмотрению арбитражным судом  после отзыва Банком России имеющейся  у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным  законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Процедуры банкротства кредитных организаций

По результатам рассмотрения заявления  о признании кредитной организации  банкротом арбитражным судом  может быть принято одно из следующих  решений:

- о признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства;

- об отказе в признании кредитной  организации банкротом.

В случае принятия арбитражным судом  решения о признании кредитной  организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным  законом, с учетом особенностей, предусмотренных  федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Страховые организации

При рассмотрении дела о банкротстве  страховой организации лицом, участвующим  в арбитражном процессе по делу о  банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в статье 35 настоящего Федерального закона, признается федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации  осуществлять надзор за страховой деятельностью.

Заявление о признании страховой  организации банкротом может  быть подано в арбитражный суд  должником, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом, должник или конкурсный управляющий  обязан в течение десяти дней с  даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

Продажа имущественного комплекса  страховой организации может  быть осуществлена в ходе внешнего управления.

При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой  организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым  страховой случай не наступил на дату признания страховой организации  банкротом.

Покупателем имущественного комплекса  страховой организации может  выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление  соответствующего вида страхования  и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым  на себя договорам страхования.

Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

В случае принятия арбитражным судом  решения о признании страховой  организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены  такой организацией в качестве страховщика  и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются.

Страхователи или выгодоприобретатели  по договорам страхования имеют  право требовать возврата части  уплаченной страховщику страховой  премии пропорционально разнице  между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в  течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным  законом.

Страхователи или выгодоприобретатели  по договорам страхования, по которым  страховой случай наступил до момента  принятия арбитражным судом решения  о признании страховой организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства, имеют право требовать  осуществления страховой выплаты.

Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди

В случае принятия арбитражным судом  решения о признании страховой  организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

1. в первую очередь — требования  застрахованных, выгодоприобретателей  по договорам обязательного личного  страхования;

2. во вторую очередь — требования  выгодоприобретателей, страхователей  по иным договорам обязательного  страхования;

3. в третью очередь — требования  застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного  страхования.

4. в четвертую очередь — требования  иных кредиторов.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

При рассмотрении дела о банкротстве  профессионального участника рынка  ценных бумаг арбитражный суд  вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

Арбитражный управляющий, участвующий  в деле о банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

Особенности процедур банкротства  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, не урегулированные настоящим  параграфом, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов профессиональных участников рынка  ценных бумаг могут устанавливаться  федеральным законом.

В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом, арбитражный  управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника.

В извещении, направляемом клиентам профессионального  участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ограничения совершения сделок или  проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, за исключением  конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его  клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения  производства по делу о банкротстве.

Информация о работе Правовые основания и общие положения применения мер предупреждения банкротства к финансовым организациям