Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:38, реферат
Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как:
- массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии;
- омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Антикризисная политика в управлении персоналом ………………………..5
2.Принципы антикризисного управления персоналом ..…….………………....7
2.1Принцип уважения человека и его достоинства
2.2Принцип командного единства
2.3Принцип горизонтального сотрудничества
2.4 Принцип правовой и социальной защищенности
2.5 Принцип учета долгосрочной перспективы организации
2.6Принцип интеграции и сплоченности коллектива
2.7 Принцип участия сотрудников в принятии решений
2.8 Принцип опоры на профессиональное ядро кадрового потенциала
2.9 Принцип соблюдения баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников
2.10 Принципы сотрудничества с профсоюзами и общественностью
3. Управление персоналом предприятия как элемент антикризисных программ……………………………………………………………………….....15
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный исследовательский университет информационных технологий,
механики и оптики
Гуманитарный факультет
Реферат
на тему:
«Принципы антикризисного управления персоналом»
По дисциплине: Антикризисное управление
студентка группы №
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Антикризисная политика в
2.Принципы антикризисного управления персоналом ..…….………………....7
2.1Принцип уважения человека и его достоинства
2.2Принцип командного единства
2.3Принцип горизонтального сотрудничества
2.4 Принцип
правовой и социальной
2.5 Принцип учета долгосрочной перспективы организации
2.6Принцип интеграции и сплоченности коллектива
2.7 Принцип участия сотрудников в принятии решений
2.8 Принцип опоры на профессиональное ядро кадрового потенциала
2.9 Принцип соблюдения баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников
2.10 Принципы сотрудничества с профсоюзами и общественностью
3. Управление персоналом предприятия как
элемент антикризисных программ…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Концепция
антикризисного управления персоналом
побуждает руководителей организации
сосредоточиваться на стратегических,
перспективных направлениях работы с
персоналом, таких, как:
- массовая переквалификация сотрудников
организации в связи с переходом на новые
технологии;
- омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы;
- разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении;
- привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и пр.
Кадровый
маркетинг обеспечивается рядом способов:
- поиском перспективных студентов уже
с младших курсов вузов и колледжей, которым
предоставляется возможность работы в
организации в период каникул, выплаты
стипендий за счет ее ресурсов, помощь
в прохождении производственной практики,
в подготовке и защите дипломных работ;
- сотрудничеством с государственной службой
занятости; использованием частных фирм
в подборе и подготовке менеджеров и другого
персонала;
- взаимодействием с организациями, осуществляющими
лизинг персонала, т. е. командируемых
временно работников «напрокат»;
-организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.
В основе моделей должностей, лежит учет будущих потребностей в персонале той или иной квалификации и профессии, которые могут возникнуть в связи с ориентацией организации на новую стратегию развития.
Основной задачей антикризисного управления персоналом является формирование надлежащей организационной культуры предприятия. Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.
Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.
Она неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, интегрирует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Кадровая политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала организации, но не сводится к ней. Она отражает тенденции изменения интересов и потребностей, установок, ценностей и мотивации сотрудников организации, которые определяют деятельностную активность человека.
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать.
Антикризисная кадровая политика управления персоналом должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение к работе людей, профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задатками.
Важной чертой антикризисной политики является ее комплексность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывающей различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные и нравственные и др.)
Кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время многоуровневой (дочерние фирмы, филиалы, подразделения с учетом их регионального территориального размещения), охватывающий все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.
Сущностной чертой антикризисной кадровой политики управления является ее рациональность и превентивность, носящие упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов.
Одной из теоретических проблем современного менеджмента является определение принципов антикризисного управления персоналом.
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.
К общим принципам государственной кадровой политики ряд авторов относит
-научность,
-конкретно-исторический подход,
-нравственность,
-законность,
-демократизм,
-преемственность и сменяемость.
В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях, в отечественной литературе называют принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; принципы формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия; принцип комплементарности управленческих ролей на предприятии.
Что касается группы частных принципов, то ряд исследователей к ним относит принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке персонала.
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы:
* системности;
* равных возможностей;
*уважения человека и его достоинства;
*командного единства;
*горизонтального сотрудничества;
*правовой и социальной защищенности.
Принцип системности.
Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации.
Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству.
Принцип равных возможностей отражает объективные тенденции, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества.
2.1 Принцип уважения человека и его достоинства.
Этот принцип является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха.
Его содержание включает:
максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков:
умение найти себя в новой обстановке;
поощрение достижений сотрудников и их личного вклада;
создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каждого будет услышан;
защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности.
Это
— образ мышления руководства,
при котором потребности и
интересы сотрудников стоят на
первом месте среди
2.2 Принцип командного единства.
Команда — это тщательно подобранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, в полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое.
Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды.
Функции
каждого члена команды
Управление командой осуществляется мягкими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем организации.
2.3 Принцип горизонтального сотрудничества.
В большинстве преуспевающих организаций наблюдается тенденция передачи прав и ответственности на низовой уровень управления. Менеджеры этого уровня получили возможность осуществлять свои функции при отсутствии жесткого контроля сверху. Однако для обеспечения в таких условиях адекватной информационной поддержки и координации работ требуется сеть горизонтальных связей, характеризующихся высокой степенью сложности. Обычная вертикально ориентированная структура с сильными элементами бюрократизма плохо справляется с этой задачей.
В ряде крупных международных корпораций (IВМ, IBA) данная проблема решается благодаря наличию корпоративной культуры, которая способствует распространению контактов «через границы» подразделений. В результате работники компании имеют достаточно полное представление (в основном неформальное) о том, что в ней происходит. Развитие сети таких контактов стимулируется практикой неспециализированной карьеры и частыми перемещениями работников, а также обучением и переподготовкой персонала на различных курсах.
Эту же задачу решает модернизация информационных сетей компании. Например, практически все сотрудники IВМ имеют доступ к совместным терминалам и большинство из них работает на собственных терминалах, что обеспечивает связь всех ее работников по всему миру. Это, безусловно, укрепляет горизонтальные связи.
2.4 Принцип
правовой и социальной
Этот принцип предполагает строгое соблюдение и исполнение Конституции РФ, законов и основанных на них других правовых актов. Он также предусматривает знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норм административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может отрицательно сказаться на обеспечении защиты прав сотрудников, привести к конфликтам с ними в процессе операций по найму и увольнению и в других ситуациях.
Рассмотрим частные принципы, которые могут применяться преимущественно в условиях конкретных ситуаций.
К этой группе можно отнести следующие основные принципы:
учет долгосрочной перспективы организации; интеграция и сплоченность коллектива; участие сотрудников в принятии решений; опора на профессиональное ядро кадрового потенциала; соблюдение баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников; сотрудничество с профсоюзами и общественностью.
2.5 Принцип учета долгосрочной перспективы организации.
Реализация требований этого принципа предполагает осуществление стратегического прогнозирования и планирования развития организации. Стратегический прогноз должен дать ответы на вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и на каких этапах и при каких обстоятельствах будут использованы?
Какие рабочие места будут сокращены, будут ли созданы новые и в каком количестве, возникнет ли необходимость в сокращении персонала, в его переобучении, переподготовке, профориентации?
Каких затрат потребуют предполагаемые кадровые изменения?
Стратегическое прогнозирование и планирование будут эффективными, если включить их в общую систему прогнозирования и планирования развития организации.
Информация о работе Принципы антикризисного управления персоналом