Различные подходы к антикризисному управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 01:06, реферат

Краткое описание

Цели и задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне предприятия, выявить основные причины кризисных ситуаций, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, в целом рассмотреть планирование в антикризисном управлении.

Содержание

Введение ..................................................................................................................... 2
Глава I. Сущность и правовые основы антикризисного управления .......... 4
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии.......4
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления ............................8
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии ................11
Глава II. Оценка и диагностика кризисного финансового состояния предприятия ..........................................14
2.1. Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия ..................................14
2.2. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации на предприятии с использованием финансовых индикаторов ................. …16
2.4. Разработка системы антикризисных мероприятий ......................................18
Заключение ................................................................................................................ 22
Список использованных источников и литературы ............................................. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый по антикризисному регулированию.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Разработка системы антикризисных  мероприятий  

Мероприятия по преодолению кризисной  ситуации и восстановлению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности  предприятий. Однако, так же как типичны  финансово-экономические проблемы российских предприятий, настолько  же характерны методы их «лечения».

В числе типичных проблем следовало  бы указать:

-   низкая конкурентоспособность продукции и низкий уровень спроса на нее;

- недогрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности;

-   избыток ресурсов (имущества, численности работников);

-  высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов;

- необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен на ресурсы, поставляемым предприятиям – ненадежным плательщикам;

-  низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансово-экономического анализа и финансового планирования, неумение управлять оборотным капиталом и т.п.);

-  наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы.

Представляются очень интересными  рекомендации консалтинговой фирмы  «Маккинзи», подготовленные для российских приватизированных предприятий.

На взгляд автора, комплекс антикризисных  мероприятий должен охватывать следующие  направления:  

Мероприятия в сфере  маркетинга и увеличения объемов  продаж:

- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически-близких видов продукции, на которых существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции. Формирование «узнаваемости» продукции;

- формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.);

-  разработка новых конкурентоспособных видов продукции;

- повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);

- финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;

-  формирование системы послепродажного обслуживания продукции;

-   разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.п.).

Мероприятия в  сфере производства:

- ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;

- сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);

- определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

-  укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д.

Мероприятия в  сфере управления издержками:

-  поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественных ресурсов, улучшающих качество конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях);

- совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;

-  экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);

-  консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижения затрат по его содержанию;

-  снижение непроизводственных издержек, в первую очередь, по содержанию объектов социальной сферы и т.п.

Мероприятия по управлению оборотным капиталом:

-  ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;

-  «расчистка» баланса (реализация, списание);

-  разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;

-   контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.

По управлению запасами:

-  расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;

-  экономия издержек по хранению, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес;

-  концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость (АВС-анализ);

-  разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежанию их порчи и ущерба.

По управлением дебиторской задолженностью:

- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;

-   анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

-   уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

- использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);

- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;

-   контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

-   оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

По управлению кредиторской задолженностью:

-   поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;

-   мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (индифферентность до определенного предела, прекращение поставок, изменение условий поставок – цен, размера партий, отмена скидок и др.);

- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей индифферентным к неплатежам поставщикам, своевременная оплата – применяющим санкции и т.д.);

-   составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;

-   контроль исполнения бюджетов.

Мероприятия по совершенствованию управления:

-   постановка системы управленческого учета (хотя бы в усеченном виде). Учет затрат по их видам (переменные, постоянные) и центрам их возникновения (подразделения предприятия);

-   формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);

-  внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;

- введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия и его центров бизнеса;

-   контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;

-   разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.

Заключение

Кризис в широком смысле −  неотъемлемая характеристика рыночной экономики. с практической точки зрения, кризис − это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск. Кризис рассматривается как непосредственная угроза выживания предприятия.

Антикризисное управление − это  такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной  программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить  временные затруднения, сохранить  и преумножить рыночные позиции  при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово- хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Причинами кризиса  на предприятии могут быть различные  факторы внешней и внутренней среды. Однако несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия. В России процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" . несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве должника − юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

За время применения федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)", принятого в 1998 году, обнаружена недостаточная  защищенность прав и законных интересов  различных лиц, участвующих в  процедуре банкротства, а также  пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, передела собственности, недобросовестного захвата предприятия.

Своевременное распознавание признаков  и природы кризиса, его локализация, использование элементов исследования как меры превентивной санации и  восстановления платежеспособности составляют суть целей диагностики в антикризисном  управлении. Проблема диагностики в  антикризисном управлении относится  к числу мало исследованных в отечественной экономической и управленческой науке. Это объясняется весьма продолжительным господством в российской экономике марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы при социализме. Естественно, такой подход выхолостил в теории и практике управления всю специфическую проблематику антикризисного управления, включая антикризисную диагностику.

Вероятно, реальный выход из создавшегося тупика есть. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства  невозможно. Осуществление антикризисных  мер должно опираться на административные, юридические и экономические  рычаги, имеющиеся у государства. Важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

- антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;

-  антикризисную поддержку приоритетных производств;

-  обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.

По мере смягчения кризисных  процессов должен осуществляться переход  от государственных административно-ограничительных  мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.

Начало и укрепление таких структурных  сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Коротков, Э.М Антикризисное управление /под ред. Короткова Э.М.- М.: ИНФРА−М, 2000.
  2. Минаев, Е.С. Антикризисное управление. Учебное пособие для технических вузов/под ред. Е.С. Минаева и В.П. Панагушина − М.: Приор, 1998.
  3. Грязнова ,А.Г. Антикризисный менеджмент /под ред. проф. А.Г. Грязновой − М.: Издательство ЭКМОС, 1999.
  4. Герчикова, И.Н. Менеджмент/И.Н. Герчикова − М. ЮНИТИ, 1995
  5. Едронова, В.Н. Учет и анализ финансовых активов. Финансы и статистика/ В.Н. Едронова, Е. А. Мизиковский − М. 1995.
  6. Ефимова,О.А. Финансовый анализ/ О.А. Ефимова − М. Финансы, 1997.
  7. Иванов,В.Н., Правовые основы антикризисного управления в предпринимательской деятельности/ В.Н. Иванов, В.А. Выскребцев − М.: "Макцентр. Издательство", 1999.
  8. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент/ В.В. Ковалев − М.: Финансы и статистика, 2000.
  9. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента/ Э.М. Коротков – М.: “ДеКА”, 1997.
  10. Павлова, Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия / Л.Н. Павлова − М. ЮНИТИ 1995.
  11. Стоянова, Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции/ Е.А. Стоянова − М.: Перспектива 1994
  12. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика/Учебник под ред. Е.С. Стояновой − М.: Перспектива, 2000.
  13. Ковалевой, А.М. Финансы /под ред. А.М.Ковалевой − М.: "Финансы и статистика", 1997.

Информация о работе Различные подходы к антикризисному управлению