Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:42, реферат
В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеология этого феномена выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства.
Социальное партнерство в антикризисном управлении
В условиях кризиса действенным
средством решения
Опыт подтверждает, что механизм социального
партнерства помогает обеспечить:
Объективные и субъективные предпосылки
социального партнерства зародились
тогда, когда вошли в жизнь профессиональные
и предпринимательские союзы, а государство
вынуждено было стать арбитром в конфликтах
между трудом и капиталом. Однако сам феномен
социального партнерства утвердился под
влиянием катастрофических социальных
потрясений первой половины XX в. Экономические
кризисы и депрессии остро поставили вопрос
о переходе от конфронтации к созидательной
политике. Элементами такой
политики являются:
Социальное партнерство, по выражению
французских социологов, означает переход
от «конфликтного соперничества» к «конфликтному
сотрудничеству». При этом жесткое противостояние
работников и работодателей остается,
но оно исключает разрушительные насильственные
действия и ведется в рамках добровольной
договорной основы.
В России начало разработки концепции
социального партнерства относится к
1991 г., когда был издан Указ Президента
РФ «О социальном партнерстве и разрешении
трудовых споров (конфликтов)», а затем
в 1992 г. в соответствии с Указом была создана
Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений.
Формирование системы социального партнерства
натолкнулось на монополизм государства.
Главная проблема в деятельности трехсторонней
комиссии заключается в том, что профсоюзы
и организации предпринимателей фактически
не участвуют в выработке стратегий экономических
и социальных реформ. Эти стратегии формируются
узким кругом лиц, назначаемых Президентом
РФ, а также под сильным воздействием международных
финансовых организаций. Переговоры, которые
впоследствии ведутся в комиссии, ограничены
заранее определенными рамками.
Чтобы преодолеть этот монополизм государства
и его негативные последствия, профсоюзы добиваются
реализации следующих принципов:
Важной составной частью политики
профсоюзов в этой области является
требование выполнения федеральной
трехсторонней комиссией следую
Согласие по таким вопросам, как
защита трудовых доходов от инфляции,
решение проблемы невыплат заработной
платы, способов и форм предотвращения
массовой безработицы образуют фундаментальную
основу для расширения социального партнерства
других областях.
В развитых странах с рыночной экономикой
под социальным партнерством понимается
постоянный институционализированный
диалог между наемными работниками и их
профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями
и их объединениями на различных уровнях
- с другой. Диалог смягчает противоречивые
интересы сторон путем выбора взаимоприемлемых
решений. Они достигаются как коллективными
переговорами, так и участием работников
в управлении предприятиями через паритетные
советы и комитеты.
В России социальное партнерство отождествляется
с трипартизмом,
т. е. с сотрудничеством профсоюзов, объединений
предпринимателей и государства. Этот
подход таит в себе опасность подмены
всего комплекса элементов социального
партнерства верхушечной надстройкой.
Преодолеть эту опасность, как свидетельствует
опыт, можно на основе социальной активности
и организованности трудящихся. Но это
достигается постепенно, по мере развития
институциональной среды социального
партнерства. А здесь существует немало проблем.
Во-первых, сложность
формирования институциональной среды
социального партнерства заключается
в том, что социальные институты чаще всего
создаются, скорее, для того, чтобы служить
интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие
влиять на формирование новых правил.
Эта проблема может частично решаться
демократическим контролем. В России такого
контроля нет. Поэтому в наших кризисных
условиях остро проявляется потребность
в лидерах, способных поставить общие
интересы выше политических пристрастий,
обладающих необходимой волей в достижении
поставленных целей и значительной компетентностью.
Во-вторых, социальное
партнерство может успешно развиваться
как метод разрешения противоречий между
трудом и капиталом при наличии среднего
класса. Его доля в России к середине —
концу 80-х годов составляла 65—70% и в 1994
г. снизилась до 10—15%, что явилось следствием
быстрой социальной дифференциации и
«вымывания» среднего класса. По мировым
методикам социально опасным считается
децильный коэффициент более 10. В развитых
странах он составляет 4-5, тогда как ныне
в России — около 20. В этих условиях социальное
партнерство должно стать одним из средств
формирования среднего класса. Политика
профсоюзов в области труда и заработной
платы выступает надежной поддержкой
малому и среднему предпринимательству
— основной сфере деятельности среднего
класса.
В-третьих, приватизация
в России не привела к реальной перестройке
экономических отношений в смысле превращения
государства в «защитника» общественных
интересов. Оно по-прежнему выполняет
преимущественно функцию частного собственника.
Поэтому государство является плохим
арбитром в спорах между трудом и капиталом.
Размытость роли государства как социального
партнера — одна из причин незавершенности
организационной структуры механизма
социального партнерства.
В-четвертых,
формирование организационной структуры
социального партнерства началось «сверху»
— с создания федеральной трехсторонней
комиссии и некоторых «несущих» конструкций
структуры — отраслевых и региональных
комиссий. Фундамент же структуры социального
партнерства, где работают и живут люди,
строится крайне медленно. Причины этого
заключаются в следующем:
В-пятых, разобщенность
профессиональных союзов по политическим
признакам. Одних лишь всероссийских объединений
профсоюзов насчитывается более 50. Многие
из них обладают разветвленной сетью собственных
объединений. Так, Федерация независимых
профсоюзов России насчитывает 36 всероссийских
отраслевых профессиональных союзов.
В-шестых, разобщены
и работодатели по 45 ассоциациям и союзам.
Это значительно затрудняет нахождение
общих решений на отраслевом и федеральном
уровнях. Отсутствие оформившейся системы
союзов работодателей приводит к тому,
что у них нет органа, гарантирующего выполнение
принятых обязательств.
В развитии социального партнерства нельзя
допускать формализма, показных методов
и форм работы. Это требование относится
ко всем уровням — от Федерации до предприятия.
Стоит задача построения взаимоувязанной
иерархической структуры регулирования
социально-трудовых отношений, в которой
наиболее высокой ступенью определяются
общие гарантии и масштабы регулирования,
а на низшей — нормы и условия труда гарантируются
более детально и конкретно. Решения должны
носить обязательный, а не рекомендательный
характер.
Регулирование социально-трудовых отношений
в процессах антикризисного управления
Кризис экономики вызвал значительные
перемены в сфере социально-трудовых отношений.
Политика, проводимая на предприятиях,
играет важную роль в определении условий
труда, режима работы, возможностей переподготовки
и повышения квалификации и, главное, условий
занятости и оплаты труда. Непоследовательность
и необоснованность этой политики приводит
к обострению напряженности в трудовых
коллективах, становится источником конфликтов.
Серьезной преградой здесь выступают
коллективно-договорные отношения между
администрацией и трудовыми коллективами,
интересы которых представляют профсоюзы.
Это по существу сердцевина действенного
механизма социального партнерства.
Действующее законодательство предусматривает договоры трех уровней:
индивидуальный трудовой договор, коллективный
договор и соглашение.
^ Индивидуальный трудовой
договор — это правовой акт, заключаемый
между работником и работодателем, по
которому работник обязуется выполнять
трудовую функцию с подчинением внутреннему
трудовому распорядку, а работодатель
обязуется обеспечивать условия труда,
предусмотренные законами и иными нормативными
правовыми актами о труде и соглашением
сторон, своевременно выплачивать работнику
заработную плату. В 1992 г. по предложению
профсоюзов из КЗоТ РФ была изъята возможность
заключения такого договора в устной форме.
Это, с точки зрения права, укрепило положение
работника.
В содержание трудового договора входят
следующие принципиально важные положения;
В этом договоре также могут содержаться
условия об установлении испытательного
срока, о совмещении профессий, должностей
и др. Формы трудовых договоров утверждаются
как приложение к коллективному договору.
^ Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения и заключаемый
работниками предприятия с работодателем.
Содержание и структура договора определяются
сторонами в соответствии с Законом РФ
«О коллективных договорах и соглашениях»
в коллективном договоре закрепляются
взаимные обязательства работников и
работодателя по следующим вопросам:
Информация о работе Социальное партнерство в антикризисном управлении