Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Антикризисная стратегия оптимизации прибыли была применена для оздоровления предприятий фармацевтической промышленности.
Подводя итог рассмотрению стратегий, необходимо отметить, что при выборе антикризисной маркетинговой стратегии целесообразно концентрировать силы и средства на какой-то одной стратегии. В других функциональных подсистемах управления пред¬приятием можно выбрать более одной стратегии выхода из кризиса, так как они в некоторых случаях дополняют друг друга.
Интегрирование маркетинговой стратегии с производственной стратегией, кадровой / управленческой стратегией, финансовой стратегией позволяет определить стратегический план пред¬приятия.

Содержание

Введение 3
1. Понятие антикризисного управления 4
2. Признаки и особенности антикризисного управления 7
3. Эффективность антикризисного управления 9
4. Стратегия и тактика антикризисного управления 11
4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия 11
4.2. Антикризисная производственная стратегия 14
4.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия 15
4.4. Антикризисная финансовая стратегия 17
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия и тактика в антикризисном управлении.docx

— 54.16 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики»

 

 

Реферат

 

По  дисциплине « Антикризисное управление»

На  тему: «Стратегия и тактика в антикризисном управлении»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса      

спец. «Экономика и управление на

предприятии в сфере сервиса» 080502с

заочной формы обучения

Хитракова Виктория Яковлевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка учебного отдела

о регистрации: номер_____________ дата______________ подпись________________

 

 

 

 

Калининград

 

2013 

Оглавление

Введение 3

1. Понятие антикризисного управления 4

2. Признаки и особенности антикризисного управления 7

3. Эффективность антикризисного управления 9

4. Стратегия и тактика антикризисного управления 11

4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия 11

4.2. Антикризисная производственная стратегия 14

4.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия 15

4.4. Антикризисная финансовая стратегия 17

Список литературы 20

 

 

Введение

 

Термин «антикризисное управление»  возник сравнительно недавно. В нашей  стране подавляющее количество предприятий  находятся на грани разорения. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой  по аналогии с дарвиновской теорией  выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей  среде» должно, либо приспособится  и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

В России, около четырех - пятых  всех предприятий следует считать  банкротами, об этом можно сказать  из статистики и постоянно пополняемое  количество дел о банкротстве. Можно  сказать, что разработка теории антикризисного управления это вынужденная мера, к которой рынок пришел сам. Причем потребность в антикризисном  управлении возникает не только в  экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном  управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового  обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными  потоками и находить оптимальные  денежные решения. Усиление контроля заденежными  средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.

Данная система управления позволяет  раскрыть причины возникновения  организаций в кризисное положение, методы и способы их решения, которые  помогут предприятия удержаться на плаву и продолжить свою деятельность на рынке.

 

  1. Понятие антикризисного управления

Антикризисное управление (антикризисный  менеджмент) становится наиболее популярным термином в последнее время.

Под ним понимают:

  • управление фирмой в условиях общего кризиса экономики;
  • управление фирмой, в преддверии банкротства;
  • антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Некоторые авторы считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя, из этого они полностью  игнорируют диагностику угрозы банкротства  на ранних стадиях ее возникновения  и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. На самом же деле кризис можно предвидеть и предотвратить уже на ранних стадиях без повлекшего ущерба для фирмы. Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер.

Верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Для более общего понятия рассмотрим смысл некоторых слов:

Управление — это функция  системы, направленная на выживание  этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов  данной системы, как между собой, так и с внешней средой. 

Кризис (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.

Исходя из этого, наиболее подходящим определением является определение  антикризисного управления, данное профессором  А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный  менеджмент":

"Антикризисное управление - система  управления предприятием, которая  имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение  или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала  современного менеджмента, разработки  и реализации на предприятии  специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".

Основные принципы, на чем базируется система антикризисного управления.

К ним относятся:

  1. ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации;
  2. срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому, чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие;
  3. адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно);
  4. полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных  ситуаций в экологии, грозящих существованию  человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика — это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в антикризисном управлении — необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.

В экономическом антикризисном  управлении тоже возникает необходимость  поиска — типов диверсификации производства, конверсии.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.

Первая  группа— проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

Вторая  группапроблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии, что требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические проблемы.

Проблематику антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. К этой же группе можно отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.

Состав типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

2. Признаки и  особенности антикризисного управления

 

Управление осуществляется в социально-экономической  системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые, так или иначе, разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет  воздействия — факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Суть  антикризисного управления выражается в следующих положениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать  и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

Информация о работе Стратегия и тактика в антикризисном управлении