Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование стратегии и тактики в антикризисном управлении предприятия ОАО «Криница».
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть теоретические аспекты стратегии и тактики антикризисного управления;
– узнать роль стратегии и тактики антикризисного управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………………. 5
1.1 Роль стратегии и тактики антикризисного управления……………… 5
1.2 Разработка антикризисной стратегии организации………………….. 7
1.3 Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика
управления……………………………………………………………………... 14
1.4 Организация внедрения антикризисной стратегии…………………. 16
2 СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КРИНИЦА…………………… 18
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Криница» и пути выхода из кризиса………………………………………………………………………….. 18
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей за 3 года…… 22
2.3 Формы стратегий применяемые на предприятии и совершенствование деятельности ОАО «Криница»………………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….. 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АУ иСТ.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

В 2001 году арендное предприятие «Криница» преобразовано  в открытое акционерное общество «Криница». С августа 2001 года совместно с ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» начали осуществлять 1 этап реконструкции и технического перевооружения  предприятия. Модернизация мощностей пивоваренного производства началась без его остановки, в результате чего 70 процентов мощностей были выведены из производственного цикла. Практически все основные цехи завода подверглись реконструкции [12]. 

Первый этап реконструкции предприятия должен был завершиться в марте 2002 года. Однако в конце декабря 2001 года компания «Балтика» прекратила финансирование проекта. На объекте были остановлены все работы. Простой реконструкционных работ  продолжался более года. За это время резко ухудшилось финансовое положение завода. ОАО «Криница» вынуждено было изыскивать средства на погашение оставшихся после остановки работ долгов поставщикам и подрядчикам.

Учредителями  Общества являются Минский городской  комитет по управлению государственным  имуществом и приватизации и коллектив  работников арендного предприятия  по производству пива и безалкогольных напитков «Криница».

Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с  передаточным актом, за исключением  прав и обязанностей, которые не могут принадлежать обществу.

Сложнейшим  оказался для завода и летний сезон 2002 года. Оставшееся после демонтажа оборудование, мощности по выпуску пива не могли обеспечить производство продукции в достаточных объемах для выполнения его обязательств перед бюджетом, банками, др. кредиторами.

В 2003 году в РБ была  принята государственная программа развития пивоваренной отрасли. Государство передает ОАО «Криница» в доверительное управление  ОАО «Приорбанк». Предприятие при активной поддержке государства и ОАО «Приорбанк» в конце декабря завершает 1-й этап реконструкции, который включает в себя: реконструкцию варочного, бродильно-лагерного цехов, цеха разлива пива, замену оборудования в компрессорном, электро- и теплосиловом цехах, инженерных сетей. В результате производственные мощности по выпуску пива увеличены с 6,1 до 15 млн. дал в год.

   2004 год стал стартовым годом для начала окупаемости проекта реконструкции ОАО «Криница». Именно в этом году заработало приобретенное и смонтированное в 2001-2003 годах новое технологическое оборудование.

Пиво, выпускаемое  ОАО «Криница» достигло европейского уровня качества. В сентябре 2004 года предприятие выпустило пиво класса «премиум». В результате объем производства и реализации пива за 2004 год составил более 9 млн. дал, что в 1,4 раза больше объема пива, произведенного в 2003 году.

В апреле 2008 года закончилась вторая очередь реконструкции  пивоваренного производства, что  расширило возможности предприятия  увеличить объем выпуска продукции.

Общество реорганизовано на основании решения общего собрания акционеров от 23 марта 2006г. путем присоединения к нему Открытого акционерного общества «Полоцкое пиво». Общество является преемником прав и обязанностей ОАО «Полоцкое пиво» в отношении всех кредиторов и должников ОАО «Полоцкое пиво», включая и обязательства, оспариваемые сторонами в объеме, предусмотренном передаточным актом.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, печать, штампы, бланки со своим  наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях  банков.

Место нахождения ОАО: 220070, г. Минск, ул. Радиальная, 52.

Почтовый адрес: 220070, г. Минск, ул. Радиальная, 52

 

 

Цель предприятия

 Обеспечить лидирующее  положение на рынке Республики  Беларусь на основе высокого  качества выпускаемой продукции,  доступной цены, привлекательной упаковки, способности удовлетворять требования потребителя.

Корпоративные цели

Завоевание  преданности покупателя

Предоставлять продукты, услуги и решения наивысшего качества, а также повышать уровень обслуживания наших клиентов, зарабатывая их уважение и лояльность.

Увеличение  доходов

Достигать доходов, достаточных  для финансирования роста нашей  компании, обеспечивать прибыльность вложений наших акционеров и предоставлять  ресурсы, необходимые для достижения других наших задач.

Удерживание лидерства

Расти путем непрерывной  поставки полезной и нужной продукции, услуг и решений на уже охваченные нами рынки и выходить на новые  рынки, основываясь на наших технологиях, компетенциях и интересах клиентов.

Обеспечение роста

Рассматривать изменения  на рынке как возможность для роста; использовать нашу прибыль и нашу способность развиваться и производить инновационную продукцию, услуги и решения, удовлетворяющие растущим потребностям клиентов.

Социальное  обеспечение

Помогать работникам разделять успехи компании, которые стали возможными благодаря их работе. Предоставлять людям возможности для роста, основываясь на результатах их труда, создавать вместе c ними безопасную, интересную и содержательную рабочую обстановку, в которой ценится их индивидуальность и признается личный вклад, а также помогать им получать чувство удовлетворенности от проделанной ими работы.

Развитие лидерских  качеств

Воспитывать на каждом уровне лидеров, которые будут отвечать за достижение результатов в бизнесе  и своим примером демонстрировать следование ценностным ориентирам компании.

Воспитание  гражданина

Быть хорошим гражданином  означает быть успешным в бизнесе. Мы придерживаемся наших обязательств перед обществом, являясь экономическим, интеллектуальным и социальным активом  нашей страны и общества [12].

 

2.2  Анализ основных технико-экономических  показателей за 3 года

Анализ текущего финансового состояния ОАО «Криница»  проводился на основе данных бухгалтерской  отчетности предприятия (баланс и приложения к нему) по состоянию на 2008-2010 годы и приведён в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели ОАО «Криница» за 2008-2010 гг.

Наименование  показателей

Ед. измер.

2008 г

2009 г.

2010 г.

Выручка от реализации продукции (с налогами)

млн. руб.

114 823,0

190 232,0

219 852,0

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг и расходы на реализацию

млн. руб.

63289,0

97 018,0

113 331,0

Прибыль от реализации продукции

млн. руб.

19 395,0

40 060,0

43 314,0

Рентабельность  реализованной продукции (с торговлей, ресторанами)

%

30,6

41,3

38,2

Чистая прибыль

млн. руб.

10 985,0

17 451,0

21 828,0

Объем реализации продукции на экспорт

тыс.$

105,2

213,7

713,7

Импорт важнейших  видов продукции

тыс.$

9 369,9

1 799,3

3 650,4

Сальдо внешнеторгового  оборота

тыс.$

-9 264,7

-1 585,6

-2 289,4

Товарная продукция  в сопоставимых ценах

млн. руб.

76 502,1

124 849,0

156 402,0

Товарная продукция  в действующих ценах

млн. руб.

78 049,5

131 413,0

157 661,0

Товары народного  потребления

млн. руб.

77 205,9

130 397,0

156 395,0

Индекс цен

%

123,32

113,32

106,28

Розничный товарооборот (темп роста в сопоставимых ценах).

млн. руб.

3 632,2

1 238,6

778,8

Начислено налогов  за отчетный период (с ресторанами) - всего

млн. руб

44 650,3

73 113,8

87 636,3

Фонд оплаты труда - всего

млн. руб

7 477,4

10 486,2

16 296

Количество  работников списочного состава

чел

1 234

1 286

1 599

Среднемесячная  зарплата 1 работающего по объединению

руб.

510 063

680 052

855 215

Производительность  труда

тыс. руб.

76 964

118 005

116 544

Себестоимость товарной продукции

млн. руб

59 816,0

89 058,3

109 156,0

Расход по теплоэнергоресурсам

ТУТ

12 244

14 262

15 812

Целевой показатель по энергосбережению

%

-33,0

-33,7

-10,2

Рентабельность  произведенной продукции по ОАО "Криница"

%

30,45

47,61

41,60

Наименование  показателей

Ед. измер.

2007 г

2008 г.

2009 г.

Износ основных производственных фондов

%

28,4

24,60

25,11

Коэффициент обновления основных производственных фондов

%

25,24

4,00

87,00

Привлечено  инвестиций в основной капитал

млн. руб.

39 752

16 213

14 856


Примечание  –  Источник: собственная разработка на основе баланса предприятия.

 

Проанализировав основные показатели деятельности ОАО  «Криница», можно сделать вывод, что после принятия государственной  программы развития пивоваренной отрасли  и перехода предприятия под доверительное  управление «Приорбанку» экономическая ситуация на ОАО «Криница» резко улучшилась и сохраняет положительные тенденции. В частности, с 2008 по 2010 год в 2,23 раза увеличилась прибыль от реализации продукции. На конец 2009 года рентабельность от реализованной продукции составила 38,2 %, что на четверть больше, чем в 2007, однако ниже, чем в 2008. Это объясняется появлением на белорусском рынке новых пивоваренных предприятий, которые составили ОАО «Криница» серьезную конкуренцию (таких как СЗАО ПК «Сябар»). Также в 2,56 раза снизилась зависимость предприятия от иностранных поставщиков сырья, при этом возрос объем экспорта: в 2008 году - только 105,2 тыс.$, а в 2010 – 713,7 тыс.$ (т.е. объем экспорта увеличился в 6,78 раз). Это объясняется успешным выводом на рынок новых марок пива: «Александрыя», «Крынiца Экспартнае», «Крынiца Премиум» и особенно лицензионного пива «Kaltenberg Pils», сваренного под руководством баварских мастеров пивоварения.

Проведенная в 2007-2009 годах реконструкция завода также принесла положительные результаты: износ основных производственных фондов снизился до 25,11 %, а производственные мощности стали использоваться интенсивнее и сейчас ОАО «Криница» является не только ведущим белорусским производителем пива, но и с успехом осуществляет выпуск безалкогольной продукции, слабоалкогольных напитков и сухих быстрорастворимых смесей.

В 2009 году можно наблюдать резкое увеличение численности работников предприятия. Это связано с присоединением к ОАО «Криница» предприятия «Полоцкое пиво». При этом в 1,5 раза выросла производительность труда. Также увеличилось и благосостояние работников предприятия: среднемесячная зарплата по объединению выросла с 510 063 руб. в 2005 г. до 855 215 руб. в 2007 г., т.е. в 1,68 раза.

Таким образом, экономическая ситуация на ОАО «Криница» после 2003 года значительно улучшилась и продолжает улучшаться до сих пор, а предприятие остается ведущим производителем пива в Республике Беларусь. Однако в связи с успешным освоением рынка отечественными заводами-конкурентами доля рынка отечественного, занимаемого продукцией компании, снижается.

2.3 Формы стратегий применяемые на предприятии и совершенствование деятельности ОАО «Криница»

 

Основной целью  деятельности ОАО «Криница» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Стратегия развития ОАО «Криница» направлена на:

•    наращивание  объемов производства и реализации продукции;

•    завершение реконструкции производства;

•    реализацию стратегии маркетинга;

•    повышение  узнаваемости продукции и улучшение ее потребительских свойств;

•    внедрение  современных технологий производства;

•    увеличение производственного потенциала предприятия;

•    повышение  рентабельности производства и продаж;

•    внедрение  энергосберегающих технологий;

•    увеличение конкурентоспособности продукции, как на внутреннем рынке, так и на рынках России и других стран СНГ.

В 2011 году завершается  четвертый этап мероприятий по увеличению производственной мощности ОАО «Криница»  – доведению их до 28 млн. декалитров пива в год. В рамках мероприятий по осуществлению второй очереди реконструкции предприятие ликвидирует три «узких места» в производственном процессе.

На предприятии  применяются следующие формы  стратегий развития организации  – это стратегия маркетинга, стратегия оперативного реагирования (имитации) которая предполагает достижение успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде (появление новых технологий), в максимально короткие сроки осуществление адаптации и получение дополнительного эффекта. И стратегия инновации предполагает приобретение конкурентных преимуществ при создании принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворение потребностей новым способом; создание сверхприбыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей.

 На практике  в организации была применена  новая технология производства  работ. Была произведена реконструкция варочного, бродильно-лагерного цехов, цеха разлива пива, замена оборудования в компрессорном, электро- и теплосиловом цехах, инженерных сетей. В результате производственные мощности по выпуску пива увеличены с 6,1 до 15 млн. дал в год.

   2004 год стал стартовым годом для начала окупаемости проекта реконструкции ОАО «Криница».

ОАО «Криница»  предпринимает следующие мероприятия по развитию экспорта своей продукции:

- Участие в  международных и специализированных (отраслевых) выставках в странах  и регионах, интересных для ОАО  «Криница» для экспортной реализации  собственной продукции.

- Создание товаропроводящей  сети в регионах РФ, налаживание дистрибьютерских отношений с крупными фирмами-оптовиками, работающими в своем регионе. Стимулирование работы оптовиков-дистрибьютеров предоставлением системы скидок либо путем заключения договоров комиссии.

Информация о работе Стратегия и тактика в антикризисном управлении