Управление рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является анализ системы управления финансовыми рисками на предприятии туристкой индустрии, функционирующем в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 5
1.1 Общие понятия управления рисками 5
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии 10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 13
2.1 Классификация решений управления рисками 13
2.2 Типовые алгоритмы риск-решений 17
2.3 Финансовое управление рисками 22
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..антикризисное.docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

По мнению большинства  отечественных специалистов, риск это  ненадежность, свойственная процессу извлечения прибыли и вероятность  потери средств, вложенных в туристический  бизнес. Как экономическая категория  риск это событие, которое может  быть или не быть. Если оно будет, то возможен положительный, отрицательный  либо нулевой результат. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов.

Оценка и управление рисками  должны базироваться на междисциплинарном  подходе к экономике туризма, на результатах исследований смежных  наук (права, экологии, математических методов, информационных технологий и  др.).

Среди возможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:

- непредвиденное резкое ужесточение системы налогообложения;

-непредвиденное резкое снижение спроса.

От руководства туристической  фирмы требуется правильная организация  ее деятельности, определение рисков и направленные на их снижение определенные действия. Это многоступенчатый процесс, определяемый также как риск-менеджмент, цель которого состоит в уменьшении или компенсации ущербов для  объекта при наступлении неблагоприятных  событий.

Убытки могут подстерегать турфирму на различных стадиях оказания услуги. Так в случае не предоставления турфирмой своевременно туристу  необходимой и достоверной информации о туристском продукте и всех услугах, предоставляемых туристу, организация  несет риск ответственности за нарушение  прав потребителя, в том числе, по возмещению в полном объеме убытков, возникших у туриста по причине  отсутствия у него необходимой информации. Круг этой информации законодательством  не определен, поэтому, исходя из условий  заказа, турист должен быть, проинформирован  обо всех деталях каждого этапа поездки.

Считается, что информация предоставлена туристу только при  условии документального подтверждения  этого факта. Поэтому при передаче туристу различных памяток и  сведений турфирме следует получить у него подпись об ознакомлении со всеми такими сведениями.

Законодательство РФ предусматривает  ответственность турфирмы, если путешественник обнаружит недостатки в уже организованной поездке.

В этом случае турист по своему выбору может требовать (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»): безвозмездного устранения недостатков оказанной  услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков  оказанной услуге своими силами или  третьими лицами.

Учитывая специфику туристского  продукта как комплекса различных  услуг, оказываемых туристу третьими лицами (перевозчиком, отелем, консульством иностранного государства, страховой  компанией) турфирма по умолчанию будет  отвечать за любые недостатки услуг, входящих в туристский продукт. Вследствие чего турфирма будет нести определенные убытки. Поэтому в целях минимизации  возможной ответственности турфирмы рекомендуется в договоре выделять некоторые услуги как отдельные, выходящие за рамки турпродукта.

Так, например, следует в  качестве отдельных поручений туриста  выделить поручения на приобретение билетов, на оформление страховки, на подачу документов туриста в консульство  иностранного государства для оформления визы. При такой структуре договора и дополнительном закреплении в  нем, что ответственность за действия перевозчика, страховой компании, визовой  службы несут исполнители этих услуг, турфирма будет отвечать только за те недостатки услуг, которые напрямую зависели от действий или бездействия  турфирмы.

Также убытки могут возникнуть и при аннуляции тура. Турист должен письменно заявить об отказе от поездки. Турагент незамедлительно письменно, сообщает об этом туроператору. Тот, в  свою очередь, безотлагательно должен аннулировать входящие в тур услуги, забронированные им у своих партнеров. При получении информации от партнеров, туроператор определяет размер денежных средств, возможных к возврату, и  размер своих фактических расходов, и должен сообщить об этом турагенту. А тот — туристу.

Распространенной ошибкой  турфирм, которая может привести к убыткам, является самостоятельное, на свой страх и риск, без консультации юристов, участие в претензионной  переписке. Для турфирм это порождает  значительные, порой, неоправданные  расходы, которых можно было бы избежать при правильно подготовленной, основанной на правовых аспектах, позиции защиты.

Многие расходы в туристском бизнесе могут в значительной степени превышать бюджет направляющей турфирмы. Например, такие расходы  как репатриация больного или  транспортировка тела. Родственники пострадавшего туриста в общем  случае валюты не имеют, а принимающая  сторона такие расходы не оплатит. А в соответствии с законодательством  Российской Федерации операторы  несут прямую ответственность за ущерб, который может быть нанесен  туристам в гостинице и во время  оказания других услуг.

В 2011 году убытки российских туроператоров, составили 100 млн. долларов в связи с прекращением полетов  между Россией, Египтом и Тунисом, в связи с массовыми народными  волнениями и нестабильной политической обстановкой: 14 января в Тунисе произошел  государственный переворот. Массовые беспорядки в Египте, приведшие к  свержению режима президента Хосни  Мубарака, вынудили МИД России 29 января опубликовать официальное заявление, в котором россиянам рекомендовалось  воздержаться от поездок в страну. При этом в период зимней навигации  именно на египетские курорты приходилось 50—60 % туристического трафика российских авиакомпаний. Убытки туристической  отрасли от извержения исландского вулкана составили $ 2,3 млрд. При этом ежедневные потери туристического сектора во время закрытия воздушного пространства Европы из-за вулканического пепла, который представляет потенциальную опасность для двигателей самолетов, составили около $ 400 млн.

Никто не компенсировал финансовые потери ни турфирмам, ни потребителям туристических услуг. И т. к. возмещать  убытки турфирмам и их клиентам никто  не пожелал, то многие туроператоры обратились в ООН с просьбой разработать  соглашение, которое бы определяло права потребителей и производителей туруслуг на случай возникновения подобных форс-мажорных обстоятельств. Действующие  страховки, как правило, не предусматривают  выплату компенсаций в случае климатических катаклизмов и прочих форс-мажорных обстоятельств, но закладывать такие риски в страховку необходимо.

Также необходимо говорить и о финансовых гарантиях, которые, должны иметь все туристические  организации. Например, в Испании  фирма с лицензией оператора-агента не только имеет обязательную страховку, но и держит в залоге у государства 180 тыс. евро. Этой суммой можно пользоваться, но восполнять ее надо не позже, чем  через 15 дней. Истратился — лишился  лицензии, которую надо получать повторно. Итальянские туроператоры держат в  залоге сумму от 60 тыс. до 300 тыс. евро, которая им возвращается после прекращения  деятельности. В Китае турфирма имеет  в государственном залоге сумму $ 132 тыс., которая используется для  решения любых конфликтных ситуаций.

Наличие подобных рисков и  количество ежегодно сходящих с арены  туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким  простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует  тщательного и продуманного подхода. Следовательно, планируемые вложения в туристический бизнес требуют  оценки степени риска, определения  его величины и принятия мер к  снижению.

Таким образом, позитивные тенденции  в развитии туристического комплекса  сопряжены с влиянием факторов риска, действие которых в разные периоды  различно и проявляется как на макро-, так и микроуровнях. В любой  туристической фирме должна быть разработана стратегия управления финансовыми рисками разных классов. Возможно несколько подходов: уменьшение риска; уклонение от риска; изменение  характера риска; принятие риска. Анализируя управления рисками в турфирмах, необходимо учитывать весь туристический  рынок регионов не только России, но и зарубежных стран, т. к. речь идет об общепринятых правилах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Управление рисками –  это одна из составляющих общеорганизационного процесса производства, поэтому оно  должно быть интегрировано в этот процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. При этом важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления.          Учитывая то, что в состав АПК входит не только сельское, лесное хозяйство, а с недавних пор и рыбная отрасль, но также и предприятия перерабатывающей промышленности и производства средств производства, можно сказать, что для первых характерна нестандартность риск-проблем и, следовательно, особый подход к управлению ими, а для вторых применимы общераспространённые способы риск-менеджмента.     Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.          Одной из важной составляющих системы управления рисками является управление финансовыми рисками, с которыми сталкивается всякое производство в ходе своей деятельности. При этом важным моментом является ограниченность в финансовых ресурсах. Однако существует страхование от финансовых рисков, которое довольно распространено в развитых странах.            Для предприятия в равной мере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность,  управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др. Всё это требует затрат ресурсов, поэтому многие предприятия отказываются от риск-менеджмента, однако в сельском хозяйстве необходимо активизировать это направление управления.            На туристическую отрасль оказывают влияние и многие перемены в политической, социальной, коммерческой и деловой среде, изменения в технике и технологии, производительности и ценах, состояние окружающей среды, действующее налогообложение, правовые и другие вопросы. Все это и предопределяет наличие в проектах определенного риска опасности их провала или получения вместо прибыли убытков.    Анализируя управления рисками в турфирмах, необходимо учитывать весь туристический рынок регионов не только России, но и зарубежных стран, т. к. речь идет об общепринятых правилах.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Федеральный закон от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 03.05.2012 № 47-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об основах туристкой деятельности в РФ».       

2. Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент» - М., 2003 г.

 3. Бляхман Л.С. «Основы функционального и антикризисного менеджмента» - СПб., 2002 г.

  4. Глущенко В.В. «Управление рисками. Страхование» - Железнодорожный, 1999 г.

 5.  Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Г. А. Яковлев. — М.: Издательство РДЛ, 2011. — 376 с.

 

Интернет – источники:

1. www. puckinet.ru

2. www.aboutrisk.info

3. www. menedzhmenti.ru

 

 

 


Информация о работе Управление рисками