Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 03:09, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является анализ системы управления финансовыми рисками на предприятии туристкой индустрии, функционирующем в условиях рынка.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 5
1.1 Общие понятия управления рисками 5
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии 10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 13
2.1 Классификация решений управления рисками 13
2.2 Типовые алгоритмы риск-решений 17
2.3 Финансовое управление рисками 22
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
По мнению большинства отечественных специалистов, риск это ненадежность, свойственная процессу извлечения прибыли и вероятность потери средств, вложенных в туристический бизнес. Как экономическая категория риск это событие, которое может быть или не быть. Если оно будет, то возможен положительный, отрицательный либо нулевой результат. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов.
Оценка и управление рисками должны базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма, на результатах исследований смежных наук (права, экологии, математических методов, информационных технологий и др.).
Среди возможных рисков наиболее существенное влияние могут оказать:
- непредвиденное резкое ужесточение системы налогообложения;
-непредвиденное резкое снижение спроса.
От руководства туристической
фирмы требуется правильная организация
ее деятельности, определение рисков
и направленные на их снижение определенные
действия. Это многоступенчатый процесс,
определяемый также как риск-менеджмент,
цель которого состоит в уменьшении
или компенсации ущербов для
объекта при наступлении
Убытки могут подстерегать
турфирму на различных стадиях оказания
услуги. Так в случае не предоставления
турфирмой своевременно туристу
необходимой и достоверной
Считается, что информация
предоставлена туристу только при
условии документального
Законодательство РФ предусматривает ответственность турфирмы, если путешественник обнаружит недостатки в уже организованной поездке.
В этом случае турист по своему выбору может требовать (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»): безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуге своими силами или третьими лицами.
Учитывая специфику
Так, например, следует в качестве отдельных поручений туриста выделить поручения на приобретение билетов, на оформление страховки, на подачу документов туриста в консульство иностранного государства для оформления визы. При такой структуре договора и дополнительном закреплении в нем, что ответственность за действия перевозчика, страховой компании, визовой службы несут исполнители этих услуг, турфирма будет отвечать только за те недостатки услуг, которые напрямую зависели от действий или бездействия турфирмы.
Также убытки могут возникнуть и при аннуляции тура. Турист должен письменно заявить об отказе от поездки. Турагент незамедлительно письменно, сообщает об этом туроператору. Тот, в свою очередь, безотлагательно должен аннулировать входящие в тур услуги, забронированные им у своих партнеров. При получении информации от партнеров, туроператор определяет размер денежных средств, возможных к возврату, и размер своих фактических расходов, и должен сообщить об этом турагенту. А тот — туристу.
Распространенной ошибкой турфирм, которая может привести к убыткам, является самостоятельное, на свой страх и риск, без консультации юристов, участие в претензионной переписке. Для турфирм это порождает значительные, порой, неоправданные расходы, которых можно было бы избежать при правильно подготовленной, основанной на правовых аспектах, позиции защиты.
Многие расходы в туристском бизнесе могут в значительной степени превышать бюджет направляющей турфирмы. Например, такие расходы как репатриация больного или транспортировка тела. Родственники пострадавшего туриста в общем случае валюты не имеют, а принимающая сторона такие расходы не оплатит. А в соответствии с законодательством Российской Федерации операторы несут прямую ответственность за ущерб, который может быть нанесен туристам в гостинице и во время оказания других услуг.
В 2011 году убытки российских
туроператоров, составили 100 млн. долларов
в связи с прекращением полетов
между Россией, Египтом и Тунисом,
в связи с массовыми народными
волнениями и нестабильной политической
обстановкой: 14 января в Тунисе произошел
государственный переворот. Массовые
беспорядки в Египте, приведшие к
свержению режима президента Хосни
Мубарака, вынудили МИД России 29 января
опубликовать официальное заявление,
в котором россиянам
Никто не компенсировал финансовые потери ни турфирмам, ни потребителям туристических услуг. И т. к. возмещать убытки турфирмам и их клиентам никто не пожелал, то многие туроператоры обратились в ООН с просьбой разработать соглашение, которое бы определяло права потребителей и производителей туруслуг на случай возникновения подобных форс-мажорных обстоятельств. Действующие страховки, как правило, не предусматривают выплату компенсаций в случае климатических катаклизмов и прочих форс-мажорных обстоятельств, но закладывать такие риски в страховку необходимо.
Также необходимо говорить
и о финансовых гарантиях, которые,
должны иметь все туристические
организации. Например, в Испании
фирма с лицензией оператора-
Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода. Следовательно, планируемые вложения в туристический бизнес требуют оценки степени риска, определения его величины и принятия мер к снижению.
Таким образом, позитивные тенденции
в развитии туристического комплекса
сопряжены с влиянием факторов риска,
действие которых в разные периоды
различно и проявляется как на
макро-, так и микроуровнях. В любой
туристической фирме должна быть
разработана стратегия
Управление рисками –
это одна из составляющих общеорганизационного
процесса производства, поэтому оно
должно быть интегрировано в этот процесс,
должно иметь свою стратегию, тактику,
оперативную реализацию. При этом важно
не только осуществлять управление рисками,
но и периодически пересматривать мероприятия
и средства такого управления. Учитывая
то, что в состав АПК входит не только сельское,
лесное хозяйство, а с недавних пор и рыбная
отрасль, но также и предприятия перерабатывающей
промышленности и производства средств
производства, можно сказать, что для первых
характерна нестандартность риск-проблем
и, следовательно, особый подход к управлению
ими, а для вторых применимы общераспространённые
способы риск-менеджмента. Высокая эффективность
расходования ресурсов при выполнении
программы управления рисками может быть
обеспечена только в рамках системного
подхода. Этот подход в риск-менеджменте
является самым распространённым.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 03.05.2012 № 47-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об основах туристкой деятельности в РФ».
2. Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент» - М., 2003 г.
3. Бляхман Л.С. «Основы функционального и антикризисного менеджмента» - СПб., 2002 г.
4. Глущенко В.В. «Управление рисками. Страхование» - Железнодорожный, 1999 г.
5. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Г. А. Яковлев. — М.: Издательство РДЛ, 2011. — 376 с.
Интернет – источники:
1. www. puckinet.ru
2. www.aboutrisk.info
3. www. menedzhmenti.ru