Арбитражная практика разрешения налоговых споров по земельному налогу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение понятия и классификации налоговых споров, изучение земельных споров, рассмотрение земельных споров в суде, разграничение дел по земельным спорам по подведомственности и подсудности.
Для того чтобы выяснить все наиболее существенные вопросы, связанные с темой курсовой работы, мне поставили следующие задачи:
- Во-первых, необходимо дать общее понятие земельного спора, сложившееся в законодательстве РФ. Для решения данной задачи важно дать характеристику земельным спорам, их классификацию по различным основаниям, понятие предмета и сторон в земельных спорах, причин появления споров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Рассмотрение налоговых споров ………………………………………5
1.1. Понятие и классификация налоговых споров…………………………...…5
1.2. Административный порядок разрешения налогового спора……………..8
1.3. Предмет доказывания при пересмотре судебных дел по налоговым спорам………………………………………………………………………….…11
Глава 2 Арбитражная практика разрешения налоговых споров по земельному налогу………………………………………………………………………….….16
2.1. Порядок рассмотрения споров. Особенности доказательств по земельному спору………………………………………………………….…….16
2.2. Разграничение дел по земельным спорам…………………….………...…22
2.3. Судебная практика по земельным спорам………………………...............29
Глава 3 Земельный налог – неотложные проблемы и пути их решения….….38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая земельные споры .docx

— 69.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Арбитражная практика разрешения налоговых споров по земельному налогу

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Рассмотрение налоговых споров ………………………………………5

1.1. Понятие и классификация  налоговых споров…………………………...…5

1.2. Административный  порядок  разрешения налогового спора……………..8

1.3. Предмет доказывания  при пересмотре судебных дел  по налоговым спорам………………………………………………………………………….…11

Глава 2 Арбитражная практика разрешения налоговых споров по земельному налогу………………………………………………………………………….….16

2.1. Порядок рассмотрения споров. Особенности доказательств по земельному спору………………………………………………………….…….16

2.2. Разграничение дел по земельным спорам…………………….………...…22

2.3. Судебная практика по земельным спорам………………………...............29

Глава 3 Земельный налог – неотложные проблемы и пути их решения….….38

Заключение……………………………………………………………………….45

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многих лет земля является одним из главных предметов спора, из-за чего зачастую разгорались достаточно серьезные конфликты, нередко приводящие к войне. Земельные споры имеют очень глубокие корни, которые упираются в древние времена, поскольку земельные споры давно стали частью правовой жизни человека.

 Земельные споры были  забыты в нашей стране после 1917 года, когда вся земля перешла  в собственность государства, ведь  для возникновения спора необходимы  хотя бы две стороны. Новые  собственники, отличные от государства, появились в России с началом  рыночных реформ. Таким образом, сформировалась большая группа  потенциальных спорщиков - тот самый  класс землевладельцев. Законодательство  Российской Федерации (Земельный  кодекс Российской Федерации) закрепляет  право рассмотрения земельных  споров в суде. Земельное законодательство  Российской Федерации - сложная, запутанная, комплексная отрасль права. Это  законодательство динамично развивается, оно непосредственно связно с  гражданским, водным, лесным, экологическим  и другими отраслями права. Все  вышеизложенные факторы способствуют  тому, что земельные споры –  многочисленны. Они, как правило, бывают  сложными и дорогостоящими.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.

 Целью работы является  рассмотрение понятия и классификации налоговых споров, изучение земельных споров, рассмотрение земельных споров в суде, разграничение дел по земельным спорам по подведомственности и подсудности.

 Для того чтобы выяснить  все наиболее существенные вопросы, связанные с темой курсовой  работы, мне поставили следующие задачи:

 - Во-первых, необходимо дать общее понятие земельного спора, сложившееся в законодательстве РФ. Для решения данной задачи важно дать характеристику земельным спорам, их классификацию по различным основаниям, понятие предмета и сторон в земельных спорах, причин появления споров.

 - Во-вторых, исследовать правовое регулирование порядка рассмотрения земельных споров, особенности доказательств по таким спорам. Здесь необходимо рассмотреть также подведомственность дел мировым судьям, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, в каких случаях создаются третейские суды.

 - В-третьих, наиболее актуальным вопросом является применения законодательства судами по разрешению земельных споров. Одной из задач работы является рассмотрение некоторых конкретных аспектов земельных споров, встречающихся в работе судов как общей юрисдикции, так и арбитражных. Для решения данной задачи предстоит исследовать современное законодательство и его применение при разрешении земельных споров.

 

 

Глава 1 Рассмотрение налоговых споров

    1. Понятие и классификация налоговых споров.

 

За  последние годы наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налоговые споры являются, без всякого преувеличения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел.

   Лупарев Е.Б. даёт следующее определение этого явления: «Налоговый спор следует понимать как конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей, с другой».

   Смысл налогового  спора, то есть то, что данное  явление обозначает, определяется  как правоотношение, включающее  в себя финансово-правовые материальные  составляющие и административно-правовые  процессуальные составляющие. Иногда  сюда могут включаться и конституционно-правовые  составляющие, например, когда речь  идет о проверке Конституционным  Судом РФ конституционности тех  или иных положений законодательства о налогах и сборах. Анализ судебной практики позволяет разделить современные налоговые споры на три основные категории:

1)  споры  по вопросам  права — это  такие споры, в  которых возникшие между налогоплательщиком  и налоговым органом разногласия  связаны с различным толкованием  и (или) применением отдельных норм  материального права (налогового, гражданского  и иного законодательства);

2)  споры  по вопросам  факта — это  такие споры, в  которых возникшие между налогоплательщиком  и налоговым органом разногласия  связаны с различной оценкой  фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное  отношение к налогооблагаемой  деятельности налогоплательщика (например, касающихся содержания, сущности  и параметров совершенных налогоплательщиком  хозяйственных операций, влияющих  на исчисление налоговой базы  различных объектов налогообложения; касающихся достоверности представленных  налогоплательщиком документов  в обоснование своего права  на применение налоговых льгот  и т. д.);

3) процедурные  споры —  это споры, в которых  налогоплательщик  ссылается на допущенные налоговым  органом нарушения законодательно  установленной процедуры проведения  мероприятий налогового контроля  и (или) производства по делам  о налоговых правонарушениях.

  Следует отметить, что на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер (т.е. содержат разногласия как по вопросам права, так и по вопросам факта и (или) по процедурным вопросам).

Кроме того, в последнее время появилась  новая разновидность споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые, хотя и не относятся к налоговым, однако очень сильно схожи с ними по своему предметному содержанию - это споры по делам об административных правонарушениях в области налогообложения.

Так  же понятие «налоговый спор»  включает в себя:

а) споры в связи с взысканием недоимок и пеней по налогам и сборам;

б) споры в связи с взысканием санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах;

в) споры в связи с применением предупредительных и пресекательных мер административного принуждения в налоговой сфере;

г) споры в связи с проверкой конституционности законодательства о налогах и сборах.

   Следующим основанием  классификации налоговых споров  выступает критерий деления споров  по органам, их разрешающим.  Налоговые  споры можно классифицировать  следующим образом:

1. Налоговые  споры, разрешаемые  в судебном  порядке:

а)  налоговые  споры, разрешаемые Конституционным  Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства;

б)   налоговые споры, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, закрепленном ГПК РФ, а также в порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов, закрепленном ст. 30.1—30.8 КоАП РФ;

в)  налоговые  споры (включая обжалование наложенных административных наказаний в сфере налогообложения), разрешаемые арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ;

г) административно-правовые споры, разрешаемые конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

2.  Налоговые  споры, разрешаемые  в административном порядке.

Все налоговые  споры могут быть разрешены в  судебном порядке независимо от предварительного административного обжалования, хотя ранее для актов налоговых органов устанавливалось предварительное административное обжалование.

      Таким образом, понятие «налоговый спор»  можно  определить как «конфликтное  публичное правоотношение, связанное  с уплатой налогов, сборов и  иных налоговых платежей, направленное  на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных  финансовых интересов государства  и муниципальных образований, выражаемых  посредством установления и сбора  налогов, сборов и иных обязательных  налоговых платежей, с другой». Классифицировать  налоговые споры можно следующим  образом: по объекту (право, факт, процедура), по причине (налог и сбор, взыскание санкций, применение мер, проверка конституционности законодательства), по способу разрешения (административный, судебный).

 

 

 

    1. Административный  порядок разрешения налогового спора

 

Внесудебные налоговые споры возникают по инициативе организаций и индивидуальных предпринимателей и сводятся к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных, лиц налоговых органов вышестоящему должностному лицу налогового органа либо в вышестоящий налоговый орган.

     Для такого  рассмотрения споров в налоговых  органах ряда стран созданы  специальные  подразделения. Например, в составе  Службы внутренних  доходов США и  в Главном  налоговом управлении Франции  действуют соответствующие службы; в Дании существуют специальные  налоговые суды, которые входят  в систему налоговых органов; в ФРГ попытка досудебного  урегулирования спора является  обязательным условием принятия  дела к судебному рассмотрению. В законодательстве большинства  стран Организации Экономического  и Социального Развития (ОЭСР) условием  возникновения у налогоплательщика  права на обращение в суд  с жалобой на решение налоговых  органов является предварительное  обжалование в административном  порядке.

     Согласно действующему  законодательству организации и  индивидуальные предприниматели  вправе обжаловать ненормативные  акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц налоговых  органов путем подачи жалобы  должностному лицу вышестоящего  налогового органа либо вышестоящему  должностному лицу налогового  органа, действия (бездействие) должностных  лиц которого обжалуется.  При  применении данных положений  следует учитывать, что Налоговый  кодекс РФ не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования налогового спора.

     Кроме того, согласно ст. 138 Налогового кодекса РФ  подача налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом — юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем жалобы в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц которого обжалуются, не исключает права вышеуказанных юридического лица, индивидуального предпринимателя на одновременную или последующую подачу заявления в арбитражный суд в отношении того же предмета и по тем же основаниям.

     При этом  необходимо учитывать, что такая  жалоба может быть рассмотрена  вышестоящим  налоговым органом, вышестоящим должностным лицом  налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц  которого обжалуются, только до  момента вступления в силу  решения арбитражного суда, принятого  по заявлению о признании незаконным  указанного в жалобе акта налогового  органа, действий, бездействия должностных  лиц налогового органа. Если в  процессе рассмотрения жалобы  на акт налогового органа, действия, бездействие должностных лиц  налогового органа рассматривающему  жалобу лицу станет известно  о вступлении в силу решения  арбитражного суда по заявлению, лицу, подавшему жалобу, будет отказано  в ее рассмотрении. Необходимо  также принимать во внимание, что на основании ст. 137 Налогового Кодекса РФ налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам — организациям, индивидуальным предпринимателям предоставлено право обжаловать только те акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые нарушают их права.

Информация о работе Арбитражная практика разрешения налоговых споров по земельному налогу