В соответствии с
ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают
и разрешают дела с участием
иностранных граждан, лиц без
гражданства, иностранных организаций,
организаций с иностранными инвестициями,
международных организаций.
При обращении в
суд с заявлением, содержащим
несколько связанных между собой
требований, из которых одни подведомственны
суду общей юрисдикции, другие - арбитражному
суду, если разделение требований
невозможно, дело подлежит рассмотрению
и разрешению в суде общей юрисдикции.
В случае, если возможно разделение требований,
судья выносит определение о принятии
требований, подведомственных суду общей
юрисдикции, и об отказе в принятии требований,
подведомственных арбитражному суду.
Исходя из смысла
п. 2 ст. 22 АПК РФ к подведомственности
арбитражных судов должны относиться,
в частности, такие земельные
споры1):
- о разногласиях по
договору (земельной сделке), заключение
которого предусмотрено законом
или передача разногласий по
которому на решение арбитражного
суда согласована сторонами;
- об изменении условий
или расторжении договора по
поводу земельной сделки;
- о признании права
собственности на земельный участок;
- об истребовании собственником
или иным законным владельцем
земельного участка из чужого
незаконного владения;
- о нарушении прав
собственника или иного законного
владельца земельного участка, не
связанном с лишением владения;
- о возмещении убытков,
причиненных нарушением земельных
прав юридических лиц или граждан,
признанных индивидуальными предпринимателями;
- о признании недействительными
(полностью или частично) ненормативных
актов государственных органов,
органов местного самоуправления
и иных органов, не соответствующими
законам и иным нормативным
правовым актам и нарушающими
земельные права и законные
интересы организаций и граждан,
признанных индивидуальными предпринимателями;
- о взыскании с организаций
и граждан, признанных индивидуальными
предпринимателями, штрафов, наложенных
государственными органами, органами
местного самоуправления и иными
органами, осуществляющими контрольные
функции за соблюдением земельного законодательства,
если федеральным законом не предусмотрен
бесспорный (безакцептный) порядок их
взыскания.
Подведомственность дел
арбитражному суду в настоящее
время определяется по правилам
ст.27-32 АПК РФ. Арбитражному суду
подведомственны дела по экономическим
спорам и другие дела, связанные
с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают
экономические споры и рассматривают
иные дела с участием организаций,
являющихся юридическими лицами,
граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования
юридического лица и имеющих
статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном
законом порядке, а в случаях,
предусмотренных АПК РФ и иными
федеральными законами, с участием
РФ, ее субъектов, муниципальных
образований, государственных органов,
органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц, образований,
не имеющих статуса юридического
лица, и граждан, не имеющих статуса
индивидуального предпринимателя.
К подведомственности
арбитражных судов федеральным
законом могут быть отнесены
и иные дела.
Арбитражные суды рассматривают
подведомственные им дела с
участием российских организаций,
граждан РФ, а также иностранных
организаций, международных организаций,
иностранных граждан, лиц без
гражданства, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, организаций с иностранными
инвестициями, если иное не предусмотрено
международным договором РФ.
Подведомственность экономических
споров и иных дел, возникающих
из гражданских правоотношений,
определяется в соответствии
со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды
рассматривают в порядке искового
производства возникающие из
гражданских правоотношений экономические
споры и другие дела, связанные
с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, а в случаях, предусмотренных
АПК РФ и иными федеральными законами,
другими организациями и гражданами.
Подведомственность экономических
споров и других дел, возникающих
из административных и иных
публичных правоотношений, определена
ст.29 АПК РФ. Арбитражные суды
рассматривают в порядке административного
судопроизводства возникающие из
административных и иных публичных
правоотношений экономические споры
и иные дела, связанные с осуществлением
организациями и гражданами предпринимательской
и иной экономической деятельности,
в частности:
- об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих права
и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности,
если федеральным законом их
рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда;
- об оспаривании ненормативных
правовых актов органов государственной
власти РФ, органов государственной
власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов и должностных
лиц, затрагивающих права и законные
интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности;
- об административных
правонарушениях, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено
к компетенции арбитражного суда.
Статьей 30 АПК РФ определяется
подведомственность дел об установлении
фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражные суды рассматривают
в порядке особого производства
дела об установлении фактов,
имеющих юридическое значение
для возникновения, изменения и
прекращения прав организаций
и граждан в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Подведомственность дел
об оспаривании решений третейских
судов и о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов установлена
ст.31 АПК РФ.
Арбитражные суды рассматривают
в соответствии с гл.31 АПК РФ
дела:
а) об оспаривании решений
третейских судов по спорам, возникающим
при осуществлении предпринимательской
и иной экономической деятельности;
б) о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов по
спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Статья 32 АПК РФ определяет
подведомственность арбитражным
судам дел о признании и
приведении в исполнение решений
иностранных судов и иностранных
арбитражных решений. Арбитражные
суды рассматривают в соответствии
с гл.32 АПК РФ дела о признании
и приведении в исполнение
решений иностранных судов и
иностранных арбитражных решений
по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Специальная подведомственность
дел арбитражным судам установлена
в ст.33 АПК РФ.
От подведомственности
дел необходимо отличать подсудность,
т.е. относимость определенного гражданского
дела к ведению конкретного
суда (общей юрисдикции или арбитражного
суда), управомоченного рассмотреть
его по первой инстанции и
принять по нему решение (разрешить
дело по существу). В настоящее
время подсудность споров определяется
статьями гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ.
Дела, подведомственные
арбитражным судам, рассматриваются
в первой инстанции арбитражными
судами республик, краев, областей,
городов федерального значения,
автономной области, автономных
округов, за исключением дел, отнесенных
к подсудности Высшего Арбитражного
Суда РФ, в т.ч. экономические споры между
РФ и субъектами РФ, а также между субъектами
РФ.
Как и в гражданском
судопроизводстве, по общему правилу
территориальной подсудности, иски
предъявляются в арбитражный
суд субъекта РФ по месту
нахождения или месту жительства
ответчика. В исключение из правила
иски о правах на земельные
участки и другое недвижимое
имущество предъявляются в арбитражный
суд по месту нахождения этого
имущества.
2.3. Судебная практика
по земельным спорам
Рассмотрим некоторые более
конкретные аспекты земельных споров,
встречающихся в работе судов.
В частности, такие
споры могут возникнуть в связи
с отказом в предоставлении
гражданину земельного участка
либо прекращением его собственности,
владения или пользования земельным
участком. Суд, признав жалобу обоснованной,
выносит решение о признании
права истца на земельный участок.
Данное судебное решение является
основанием, при наличии которого
органы государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним обязаны осуществить
государственную регистрацию права
на землю или сделки с землей
в порядке, установленном законом
(п. 2 ст. 59 ЗК РФ).
Земельные споры возникают
при нарушении местной администрацией
порядка исполнения Указа Президента
РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации
конституционных прав граждан
на землю». В нем, например, установлено,
что при передаче сельскохозяйственных
угодий в собственность гражданам
и юридическим лицам им бесплатно
передаются в собственность земельные
участки, занятые кустарником, мелколесьем
и другими несельскохозяйственными
угодьями и расположенные между
участками продуктивных земель
в границах отводимого земельного
массива. А земельные участки, выбывшие
из сельскохозяйственного оборота, передаются
бесплатно гражданам и юридическим лицам,
получающим земельные участки впервые
или дополнительно к имеющимся, для производства
сельскохозяйственной продукции при условии
финансирования ими не менее 50 процентов
стоимости работ по освоению земель. Если
гражданин или юридическое лицо встретят
препятствия со стороны местной администрации
в реализации названных земельных прав,
они вправе обратиться с жалобой и защитой
в судебные органы.
Аналогичные споры
могут возникать при реализации
Указа Президента РФ от 16 мая 1997
г. № 485 «О гарантиях собственникам
объектов недвижимости в приобретении
в собственность земельных участков
под этими объектами».
Не совсем понятно
разъяснение Пленума Верховного
Суда РФ № 6 от 22 апреля 1992 г. о
том, что суд вправе принять
к производству и рассмотреть
по существу требование гражданина,
если его заявление о предоставлении
земельного участка не было
рассмотрено местной администрацией
в предусмотренный срок. Надо
ли понимать это разъяснение
как обязанность суда указать
в решении размер либо нахождение
предоставляемого земельного участка,
и реально предоставить судом
этот участок в натуре, или
только суд обязан вынести
решение, обязывающее местную администрацию
вынести решение о предоставлении
земельного участка заявителю, то
есть подтвердить его право
на земельный участок, оставив
на усмотрение местной администрации
определение его размера и
местонахождения.
Пленум Верховного
Суда РФ требует, чтобы в заявлении,
с которым гражданин обращается
в суд в случае отказа в
предоставлении земельного участка,
были указаны цель использования
и размеры земельного участка,
которые истец просит предоставить.
В противном случае судья выносит
определение об оставлении заявления
без движения.
Нередки конфликты с собственниками
сносимых домов и в связи с предоставлением
им взамен квартир в домах государственного
или общественного жилищного фонда, компенсацией
стоимости сносимых домов или переносом
домов на новое место по их желанию с предоставлением
другого земельного участка, на котором
для них возводится новый дом.
Физические лица (мать и дочь)
на правах общей долевой собственности
владеют земельным участком. Используют
земельный участок для личного подсобного
хозяйства. Доля матери составляет 20 %,
доля дочери – 80 %. Площадь земельного
участка – 2 310 кв. м, кадастровая стоимость
– 2 500 000 руб./га.
Для таких физических лиц необходимо
для расчета налога на землю руководствоваться
следующими нормативными документами:
31 Глава Налогового кодекса (ст. 390, ст.
394, 396).
А так же Решение об утверждении
ставок по налогу на землю на налоговый
период (год), которое принимает и утверждает
совет муниципального района (области)
. Считается, что в данном муниципальном
образовании утверждена ставка 0,3 % от
кадастровой стоимости участка, используемого
для ведения личного подсобного хозяйства.