Арбитражные суды Российской Федерации в системе органов судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Арбитражных судов, особенностей формирования, организации, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Для наиболее детального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего, изучение принципов построения системы Арбитражных судов в РФ, их структуры и функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
1 СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА6
1.1 Состав и структура высшего арбитражного суда6
1.2 Состав и структура арбитражных судов федеральных округов9
2 КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА12
2.1Компетенция и подведомственность дел Высшего Арбитражного12
2.2 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов федеральных округов16
2.3 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов субъектов Федерации 18
3 НОВОВВЕДЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ21
3.1 Законодательство об арбитражных судах21
3.2 Совершенствование арбитражной судебной системы24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной  инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов  субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд  действует в составе: 1) президиума арбитражного апелляционного суда; 2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Суда Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут  быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий  дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне  места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту  жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих  в отдаленных местностях, а также  с учетом количества дел, рассматриваемых  арбитражными апелляционными судами в  отдельных местностях, по решению  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе  арбитражных апелляционных судов  могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие  арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне  места постоянного пребывания этого  суда и осуществляет его полномочия.

Президиум арбитражного апелляционного суда состоит из:

• председателя арбитражного апелляционного суда;

• его заместителей;

• председателей судебных составов;

• судей.

Арбитражные суды субъектов Федерации  принадлежат к низшему звену  системы. Как отмечалось, в субъектах  Федерации созданы и действуют  арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный  суд, на пример, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует  один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет. Структурно арбитражный суд состоит из президиума и двух судебных коллегий - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует  отметить, что из-за ограниченной численности  судей в ряде малозагруженных  арбитражных судов субъектов  Федерации не всегда есть смысл создавать  полнокровные судебные коллегии, а  иногда это просто невозможно. Порядок  формирования суда определяется ст.ст. 37-39 ФЗК «Об Арбитражных судах  РФ»6

Федеральные арбитражные суды округов  являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в  законную силу судебных актов арбитражных  судов субъектов федерации и  арбитражных апелляционных судов. В то же время они дают возможность, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России. Что касается Арбитражных  судов субъектов федерации, то они  являются основным звеном в системе  арбитражных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА

2.1 Компетенция и подведомственность  дел Высшего Арбитражного суда

 

Главным в деятельности Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  является обеспечение единообразного понимания и применения всеми  арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем  обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное  обеспечение деятельности арбитражных  судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов  арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган  первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих  закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между  Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации  ни одного дела по первой инстанции  не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной  инстанции, единственный в системе  арбитражных судов страны. Он рассматривает  дела в порядке надзора по протестам  на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический центр  системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов  и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также  разрабатывает предложения по совершенствованию  законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Наконец, это организационный центр  системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению  в арбитражных судах; решает в  пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров  России (прежде всего, в части отношений  с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых  Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе  по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди  которых финансирование судов - своевременное  и в полнм объеме- занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных  судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах  Федерации для системы судов  общей юрисдикции.

Пленум Высшего Арбитражного суда:

  • рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;
  • об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
  • утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

  • рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России;
  • рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.

Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз  в год, то Президиум заседает два  раза в неделю.

В функции судебных коллег входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию  законов и иных нормативных и  правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Высший Арбитражный суд –  единственный судебный орган надзорной  инстанции в системе арбитражных  судов страны, также он является аналитическим центом, обобщая и  изучая практику применения арбитражными судами законов и нормативно правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Компетенция и подведомственность  дел арбитражных судов федеральных  округов

 

К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся7:

  • проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
  • обращение в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучение и обобщение судебной практики;
  • подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализ судебной статистики.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет  правильность применения норм материального  права и норм процессуального  права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта. В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении  суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам  дела. Тем самым восстанавливается  традициональный облик кассационного  производства, существующего в большинстве  правовых систем.

Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что  он является судьей и в то же время - как председатель суда- процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным  Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа, председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум  суда и председательствует на его  заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом  суда, назначает на должность и  освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в  отношениях с государственными, общественными  и иными органами и т.д.

Таким образом Арбитражный  суд рассматривая дела в кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной  инстанции норм материального и  процессуального права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов

субъектов Федерации

 

Законом установлены следующие  полномочия арбитражного суда субъектов  Федерации.8 Он:

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • ж) анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе  председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и  тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей  судебных составов суда; рассматривает  вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Информация о работе Арбитражные суды Российской Федерации в системе органов судебной власти