Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Содержание

Введение…………………………………………………..2
Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду…4
Заключение………………………………………………..12
Задача………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по арбитражу.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………..2

Подведомственность  и подсудность дел арбитражному суду…4

Заключение………………………………………………..12

Задача………………………………………………………14

Список  используемой литературы……………………….15 
 
 

 

Введение

  Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи  существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

  Эти две отрасли, входящие в единую семью  процессуального права (наряду с  уголовно-процессуальным и конституционно-процессуальным), объединяет то, что они регулируют осуществление правосудия в сфере  гражданских правоотношений. Отсюда и ряд общих (межотраслевых) принципов процессуальных отраслей права; главными субъектами, как в арбитражном, так и в гражданском процессе являются суды различных инстанций.

  Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности, рассматривающие под-ведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополениями от 5 апреля 2005 г.) относят арбитражные  суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

  Законодатель  определяет субъективный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя ещё не даёт оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозные организации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться с иском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи 50 ГК РФ). Не менее важен для арбитражного законодательства и тот факт, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (статья 125 ГК РФ), должностные лица.

 

  ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ  И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ

    Защиту  нарушенных или оспоренных гражданских  прав ныне осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной  процессуальной законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Вопрос, кто из указанных органов должен принимать меры по защите конкретных субъективных прав, оспоренных или нарушенных кем-либо, решается путем определения подведомственности этих органов.

    Институт  подведомственности играл определенную роль в обеспечении защиты прав, однако, она была для него ведущей, нельзя. Главное предназначение этого  института состояло именно в разграничении  компетенции между органами, разрешающими споры о праве, а не в обеспечении эффективной защиты прав и охраняемых законом интересов от любых нарушений, в том числе со стороны государства, его органов и должностных лиц.

    На  степень эффективности защиты нарушенных прав, осуществляемых путем разрешения споров о праве, влияют многие факторы. Наиболее важные из них можно выделить в две группы. Первая связана с органами, разрешающими споры, вторая - с процедурой разрешения споров.

    Само  по себе наличие таких органов  и процедур, в которых они действуют, достаточно лишь для разграничения компетенции между ними, но оно не обеспечивает выполнение обозначенной ранее более важной задачи - обеспечение эффективной защиты нарушенных прав. Для этого органы, разрешающие споры о праве, должны отвечать по крайней мере следующим требованиям:

    - разрешение споров о праве, с учетом важности этой деятельности, должно быть для них главной функцией;

    - они должны вызвать к себе  доверие заинтересованных лиц,  а потому им надлежит быть  независимыми от участников спора  о праве, не заинтересованными  в исходе дела, разрешая которое, должны подчиняться только закону;

    - быть доступны для заинтересованных  лиц, что гарантировало бы свободное  обращение в эти органы и  личное участие в разбирательстве  дел;

    - обладать статусом и компетенцией, достаточными для выполнения указанной задачи, независимо от того, какой спор, между какими субъектами эти органы разрешают.

    Полномочие  как составная часть компетенции  представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным нормативно-правовым актом1

    Процедура разрешения споров органами, отвечающими  перечисленным требованиям, для  выполнения задачи эффективной защиты прав должна как минимум обеспечивать:

  • равенство процессуальных прав участников дела по спору о праве;
  • возможность заинтересованным лицам лично или через представителей участвовать в разбирательстве дела;
  • объективное, беспристрастное выяснение всех имеющих значение обстоятельств, обсуждение всех доводов и возражений сторон, представление доказательств в их подтверждение или опровержение;
  • вынесение законного и обоснованного решения, которое по вступлении в законную силу могло быть в необходимых случаях исполнено принудительно от имени государства;
  • обжалование решения заинтересованными лицами и его пересмотр в случае незаконности.

    Понятие «подведомственность» употребляется  в различных смыслах:

  1. как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
  2. как правовой институт, то есть совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;
  3. как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и расширению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и решению споров и иных правовых вопросов;
  4. как предпосылка права на обращение в суд.

    В АПК под подведомственностью  или предметной компетенцией понимают круг дел, отнесённых федеральным законом  к рассмотрению и разрешению системы  арбитражных судов РФ. В соответствии с Конституцией РФ, и Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности2.

    В зависимости от того, вносит ли закон  разрешение к какой-либо категории дел к ведению исключительно определённых органов или нескольких органов – подведомственность различают на исключительную и множественную. Исключительную подведомственность характеризуют категории дел, рассматриваемые только арбитражным судом независимо от субъектного состава.

    Под множественной подведомственностью понимается возможность рассмотреть определённые категории дел, как государственными, так и третейскими судами и иными органами.

    В новом АПК при сохранении отдельных  спорных и смежных вопросов подведомственности сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) о том, связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражного суда является характер правоотношений -  это экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений, которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.

    Можно выделить следующие критерии:

  1. характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью);
  2. субъективный состав сторон;
  3. наличие соглашения сторон;
  4. спорность или бесспорность права;
  5. характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

    Согласно, статье 27 АПК определяет подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия3. В соответствии с ней арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возникающие в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности. При этом ГК РФ исходит из того, что предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке4».

    В субъективный состав дела, подведомственного  арбитражному суду, входят:

    1) юридические лица. ГК РФ определяет  «юридическое лицо как организацию,  которая имеет в собственности,  хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде». Термин «юридические лица» включает в себя все организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренных российским законодательством. Кроме того, арбитражный суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине неподведомственности спора, если с иском обратилось не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение в силу выданной ему доверенности5.

    2) индивидуальные предприниматели.  К которым, в соответствии со  статьёй 23 ГК РФ, относятся граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента  государственной регистрации в  качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимателем признаётся и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства6.

    Также подведомствен арбитражному суду экономический  спор или иное дело, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в котором участвуют:

    1) Российская Федерация, субъекты  РФ, муниципальные образования.

    Арбитражному  суду подведомственны дела по экономическим  спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, между субъектами Российской Федерации, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, между муниципальными образованиями.

    В ГК РФ определено, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ в суде могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В Г.К. говориться о том, что от имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут лишь своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, однако об их праве выступать в суде ничего не сказано.

    2) государственные органы, органы  местного самоуправления, иные органы.

    3) должностные лица.

    4)образования,  не являющиеся юридическими лицами, граждане, не имеющие статуса  индивидуального предпринимателя.

    С иском об обжаловании отказа в государственной регистрации в качестве юридического лица может обратиться организация,  которая этого статуса ещё не имеет. Соответственно и граждане, ещё не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут обратиться с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации7.

    Кроме того, арбитражному суду подведомственны  споры по заявлениям кредиторов, в  качестве которых могут выступать  и граждане, не имеющие статуса  индивидуального предпринимателя, о признании юридических лиц  или индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами)8. Установлено, что все подведомственные арбитражному суду споры, независимо от того, являются ли их участниками организации и граждане РФ или иностранные лица, рассматриваются арбитражным судом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом иностранными лицами,  с участием которых могут рассматриваться дела в арбитражном суде, подразумеваются иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую или иную экономическую деятельность на территории РФ9.

Информация о работе Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду