Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:56, курсовая работа
Так, по мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992-2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек – это четверть взрослого мужского населения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………………………..5
Предмет надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………5
Основные направления прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………10
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………13
2.1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения законов в местах лишения свободы…………………………………………………….13
2.2. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов в местах лишения свободы………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность прокурорского надзора
в уголовно-исполнительной системе……………………………………………………………
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………13
2.1. Полномочия прокурора
2.2. Полномочия, направленные на
устранение нарушений законов
в местах лишения свободы………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………31
Введение
Карательная политика как составная часть политики государства всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых, политиков и общественных деятелей. Тема наказания (кары, репрессии) является острой и социально болезненной для российского общества.
Согласно данным Федеральной службы исполнения наказания, по состоянию на 1 июля 2011 г. в учреждениях УИС содержалось 847, 3 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях отбывали наказание 713, 0 тыс. человек; в 160 колониях-поселениях отбывали наказание 51, 5 тысяч человек; в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывали наказание 1730 человек; в 227 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось – 127, 0 тысяч человек; в семи тюрьмах отбывали наказание 2,3 тысячи человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 4,9 тысяч человек1.
Указанные цифры на первый взгляд недостаточно информативны, но в совокупности с другими показателями они выглядят довольно тревожно.
Так, по мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992-2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек – это четверть взрослого мужского населения. Ежегодно из колоний и других мест изоляции освобождается в среднем 600 тыс. человек, прошедших школу «тюремного воспитания». С учетом освобожденных из мест заключения в советские годы таких сейчас в стране около 8 млн. человек2.
Для поддержания правового порядка рассматриваемые тенденции имеют ярко выраженную негативную направленность, поскольку широкое применение наказания в виде лишения свободы дает определенный эффект в виде временной изоляции правонарушителя, но одновременно влечет и негативные последствия как социального, так и индивидуального характера, поэтому вопросы совершенствования уголовной и уголовно-исполнительной политики, безусловно, являются актуальными в настоящее время.
Теме прокурорского надзора за соблюдением законов в местах лишения свободы, является достаточно разработанной, в частности, ей посвящали свои работы многие ученые: Жариков Ю.С., Китрова Е.В., Коряковцев В.В., Питулько К.В., Анисимов Г., Антонов В.А., Гурбанов А.Г. оглы, Барабаш А.С., Бекетов М. и другие.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в ходе прокурорского надзора за соблюдением законов в местах лишения свободы.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие прокурорский надзор в местах лишения свободы.
Глава 1. Сущность прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе
Надзор за исполнением законов в местах лишения свободы представляет собой наиболее трудный участок в деятельности прокуроров. Это определяется, прежде всего, сложностью контингента отбывающих наказание, в особенности в тюрьмах и исправительных колониях строгого и особого режима. В местах лишения свободы отбывает наказание одновременно около миллиона осужденных3.
Основными направлениями деятельности прокуратур по надзору за соблюдением законов в учреждениях, исполняющих наказания, являются: надзор за исполнением уголовно-исполнительного и другого законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятии мер по каждому случаю нарушения законности4.
Правовой основой организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы является Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ»5, УИК РФ6 (ст. 22), и другие федеральные законы, международные соглашения и договора, приказы генерального прокурора.
Объектом прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы являются учреждения исполняющие наказания в виде лишения свободы.
Под исправительным учреждением понимается место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы. В соответствии со ст. 15 УК РФ7 наказание в виде лишения свободы может быть назначено за совершение разных по тяжести преступлений (за преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Преступления, входящие в перечисленные категории, отличаются друг от друга по характеру и степени общественной опасности. Осужденные к лишению свободы не в меньшей степени различаются по своим социальным, моральным и психологическим качествам. Другими словами, к лишению свободы осуждаются лица, у которых имеет место различная степень негативного отклонения от общепринятых в обществе норм во взглядах, убеждениях, навыках, привычках, в самооценке свой личности, в оценке личности других граждан во взглядах на понятии зла и добра, дозволенного и запрещенного, в оценке правильного сочетания общественных и личных интересов и иных социальных ценностей. Поэтому возникает потребность дифференцировать осужденных, совершивших преступления, отличающиеся друг от друга по объекту посягательства, целям, мотивам, содержанию субъективной стороны, способам совершения преступления и многим другим признакам, отражающим характер и глубину антиобщественной установки личности преступника.
Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и медицинские части.
Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует нести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.
Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:
- законность нахождения лиц
в местах содержания
- соблюдение установленных
- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
- законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений8.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и иных правонарушений осуществляется в целях, предусмотренных УПК РФ9 или КоАП РФ10. При этом содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подобные гарантии распространяются и на осужденных, отбывающих наказание. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Указанный надзор осуществляется за соблюдением законов «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»11 и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»12 как одну из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.
ФЗ «О прокуратуре РФ»
подчеркивает правозащитную
Итак, в предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу входят:
- надзор за законностью
- надзор за соблюдением
- надзор за законностью
1.2. Основные направления прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе
Прежде всего, нельзя забывать, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. В силу этого не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положении, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам13.
Что касается осужденных за совершение преступлений, то при исполнении наказаний им также гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются действующим законодательством исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Лица, осужденные за совершение преступлений, имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. При этом участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.