Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:56, курсовая работа
Так, по мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992-2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек – это четверть взрослого мужского населения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………………………..5
Предмет надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………5
Основные направления прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………10
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………13
2.1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения законов в местах лишения свободы…………………………………………………….13
2.2. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов в местах лишения свободы………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………31
Кроме того, осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации14.
Прокурорские работники уполномочены следить за соблюдением вышеперечисленных прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также за условиями мест их содержания. Законодательно закреплен перечень мест, в которых подозреваемые, обвиняемые и осужденные могут содержаться под стражей и отбывать наказание.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
- следственные изоляторы
- изоляторы временного
В случаях, предусмотренных законодательством, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальником зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей15.
В местах содержания под стражей устанавливаются режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение такого режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Прокурорские работники должны осуществлять надзор за порядком и условиями содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Еще одна подотрасль прокурорского надзора – это надзор за законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. УК РФ, кроме наказания в виде лишения свободы, предусматривает и другие виды наказаний.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что в данной отрасли прокурорского надзора можно выделить два направления:
- надзор за соблюдением
- надзор за порядком и
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе
2.1. Полномочия прокурора
направленные на выявление
Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении наказания и иных назначаемых судом мер принудительного характера органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями. Указанные полномочия определены Федеральным законом «О прокуратуре РФ», Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законом о прокуратуре. Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями16. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением закона на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокуратуре), но и с учетом специфики предмета надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре).
К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения17.
Подтверждением широких полномочий прокурора при осуществлении надзора за местами содержания под стражей и исполнения наказания является право посещать их в любое время без специального на то разрешения. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» он может по предъявлении служебного удостоверения входить на территории и в помещения органов и учреждений мест содержания под стражей и исполнения наказаний. Путем личных посещений указанных органов и учреждений прокурор непосредственно на месте знакомится с фактическим состоянием законности в их деятельности. В ходе их он проверяет законность содержания, соблюдение правил режима, труда, воспитания, обучения осужденных и условий их содержания, выявляет имеющиеся нарушения закона и принимает меры к их устранению. Прокурорам предписывается в целях обеспечения законности, а также сроков содержания граждан в местах предварительного заключенного не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы системы Минюста России. Периодичность проверок состояния законности в исправительных учреждениях не определена. Практика показывает, что целесообразно проводить проверки не реже одного раза в квартал. Закон подчеркивает, что прокурор может посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказание, в любое время, т.е. он определяет время посещения, проверки по своему усмотрению. Никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен. В этом заключается одна из особенностей данной отрасли прокурорского надзора, отличающегося об общего надзора, при осуществлении которого проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором18.
Органами прокуратуры проводятся как общие, так и целевые проверки деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Общие проверки охватывают состояние законности в этих местах в целом, весь комплекс вопросов, которые входят в предмет надзора. Целевые проверки, как правило, касаются, отдельных сторон их деятельности (обоснованность жалоб осужденных, законность применения специальных средств, оружия и др.).
Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков задержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). При этом проверки могут быть как целевые, т.е. затрагивающие, как правило, законность отдельных сторон деятельности учреждений (например, соответствие требованиям закона условий труда лиц, лишенных свободы), так и общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора. Результаты проверки отражаются в составляемых справках (актах).
Для того чтобы выявить нарушения законов, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся.
Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов применения в нарушение требований закона специальных средств, оружия и других.
При осуществлении надзора прокурор вправе знакомится с документами, на основании которых произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.
При рассмотрении и разрешении жалоб и заявлений осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, прокуроры руководствуются как общими требованиями закона, так и специальными нормами. Порядок направления и рассмотрения предложений, заявлений, жалоб подозреваемых и обвиняемых предусмотрен ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», УИК РФ.
При осуществлении надзора прокурор проводит ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. При знакомстве с данными документами прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей и исполнения наказания. При этом прокурор не ограничивается, в частности, лишь установлением наличия судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного лица, в его обязанность входит также проверить, насколько законно и обоснованно само лишение свободы. Прокурор определяет: имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной ответственности; была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры пресечения (ст. ст. 97, 98, 99 УПК РФ). При этом прокурор проверяет, исходят ли эти документы от компетентных органов, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей и сроки применения других назначаемых судом мер принудительного характера.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности, но и с учетом специфики предмета полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 22 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.
2.2. Полномочия, направленные
на устранение нарушений
Наделение прокурора полномочием требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создание условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера – одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении прокурорской деятельности.
Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:
- во-первых, прокурор может требовать
от администрации указанных