Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:56, курсовая работа
Так, по мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992-2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек – это четверть взрослого мужского населения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………………………..5
Предмет надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………5
Основные направления прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………10
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………13
2.1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения законов в местах лишения свободы…………………………………………………….13
2.2. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов в местах лишения свободы………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………31
- во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;
- в-третьих, эти требования подлежат
обязательному исполнению
- в-четвертых, обжалование администрацией
требований прокурора не
- в-пятых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме), целесообразно в целях возможности контролирования облекать их в письменную форму.
Прокурор вправе проверять соответствие законодательству РФ правовых актов – приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре. Прокурор может проверять соответствие закону правовых актов указанных учреждений и органов не только при поступлении заявлений и жалоб об их противозаконном характере, но и по собственной инициативе. Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это, прежде всего приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируется порядок и условия содержания задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечение осужденных к общественно-полезному труду, получение общего образования, профессиональной подготовки и другие.
Прокурор вправе, как и по другим направлениям надзорной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а, следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.
Одним из основных средств реагирования прокурора на выявленные нарушения законов является протест. Протест приносится во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре. В протесте заключается требование о приведении в соответствие с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов от принесении протеста при осуществлении надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта администрацией учреждения19.
Важным средством реагирования прокурора на устранение выявленных нарушений законов является представление прокурора. В представлении указываются также причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или административного проступка).
По результатам проверки составляется справка (акт), в котором отражаются все выявленные нарушения законности, причины, их порождающие, и условия им способствующие, а также конкретные предложения по их устранению и устанавливаются сроки выполнения. Экземпляр справки передается начальнику места лишения свободы. Меры по реализации итогов проверки определяются прокурором в зависимости от характера выявленных нарушений законности и их распространенности. При последующих проверках прокурор осуществляет систематических контроль за исполнением администрацией внесенных им ранее предложений.
При необходимости прокурор может провести проверку ИВС, СИЗО, нарушения закона или его последствий20.
Порядок и условия содержания лиц в местах содержания под стражей строго регламентированы УИК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами.
Поэтому прокурор должен реагировать на предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренное законодателем. Такие нарушения рассматриваются как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения к ответственности виновных к уголовной ответственности.
Прокурор следит за исполнением администрацией предписаний Закона, регулирующего порядок одиночного содержания лиц, заключенных под стражу, раздельного содержания различных категорий лиц, соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми своих основных обязанностей.
Закон обязывает прокуроров при проверках состояния законности в местах содержания под стражей особое внимание уделять недопущению фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к заключенным со стороны сотрудников этих учреждений. Наряду с проверкой законности содержания под стражей и исполнения наказания прокурор присущими ему средствами обязан реагировать и на факты оставления безнаказанными подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными нарушивших порядок содержания21.
В ряде случае с согласия прокурора в местах содержания под стражей принимаются специальные меры:
- обыски в местах содержания под стражей, направленные на обнаружение и изъятие запрещенных предметов (прокурор следит за тем, чтобы по каждому факту обнаружения их у арестованных лиц производились тщательная проверка или расследование в целях установления источников их проникновения и привлечения виновных к ответственности);
- соответствующие должностные лица вводят режим особых условий в местах содержания под стражей на срок не более 30 суток (в случаях массовых беспорядков, или неповиновения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, возникновения в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах других чрезвычайных происшествий) с согласия Генерального прокурора РФ либо соответствующих прокуроров.
В обязательном порядке прокурор посещает камеры, жилые и коммунально-бытовые объекты мест содержания под стражей и исполнения наказания и проверяет материально-бытовое обеспечение содержащихся лиц. Каждому подозреваемому, обвиняемому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место на одно- или двухъярусной металлической кровати (в помещениях камерного типа колоний общего и строгого режимов, одиночных камерах колоний особого режима – откидные металлические кровати, закрывающиеся в дневное время на замок)22.
Выявив незаконность правового акта администрации, прокурор не ограничивается только констатацией этого факта, а принимает предусмотренные Законом меры к отмене этого акта или приведению его в соответствие с законом, т.е. использует полномочия, направленные на установление выявленных нарушений законности. Наряду с этим Закон наделяет прокурора полномочием требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных с нарушением закона в деятельности администрации. Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором наиболее эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона. Если в результате проверки прокурор устанавливает правовые акты, противоречащие закону, он приостанавливает их действие и приносит протест на предмет их отмены или приведения в соответствии с законом. При этом следует иметь в виду, что до рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается.
Прокурор имеет право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения мерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Расширение властно-распорядительных полномочий органов прокуратуры в данном случае объясняется необходимостью оперативного реагирования средствами прокурорского надзора на наиболее грубые нарушения закона, прав и законных интересов задержанных, арестованных, осужденных необоснованно подвергнутых наиболее суровым дисциплинарным взысканиям23.
Установив незаконность и необоснованность наложения дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его своим постановлением, и оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия.
В случае незаконного содержания заключенных под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит представление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительно-трудовой колонии, тюрьмы, воспитательно-трудовой колонии. При проверке карцера прокурор проверяет законность и обоснованность водворения в них лиц, находящихся под стражей, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для водворения.
При выявлении нарушений прокурор вправе отменить дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из ШИЗО, ПКТ, карцера, одиночной камеры, ДИЗО.
Своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, осужденных, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений.
Так, например, в ходе проверки соблюдения законов администрацией одной из исправительных колоний Кировской области было установлено, что осужденный Т.в нарушении требований ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ст. ст. 65, 212 Трудового кодекса РФ24 был трудоустроен трактористом без соответствующего удостоверения. Отсутствие у этого осужденного удостоверения специалиста влекло нарушение законодательства об охране труда и технике безопасности, в связи, с чем Камской прокуратурой на незаконно изданный приказ о допуске осужденного Т. К работе в качестве тракториста был внесен протест.
Администрация исправительного учреждения спустя 10 дней направила ответ с приложением подтверждающих документов, из которых следовало, что приказ о трудоустройстве осужденного Т. отменен.
Казалось бы, нарушение выявлено, устранено по требованию прокурора и на этом можно ставить точку. Но прокурор не поленился и в ходе следующей проверки этого исправительного учреждения проконтролировал реальное исполнение своего требования. Выяснилось, что фактически законные требования прокурора исполнены не были, осужденный Т. продолжает работать в качестве тракториста, т.е. требование прокурора было фактически проигнорировано.
Сложившаяся ситуация ни в коей мере не устраивала надзирающего прокурора. Несмотря на ссылки администрации исправительного учреждения на производственный процесс, в декабре 2009 г. в отношении начальника колонии было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП.
Постановлением мирового судьи от 30 декабря 2009 г. начальник исправительного учреждения был призван виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП, и подвергнут штрафу в размере 2000 рублей.
У другого случая схожие основания, но отличается он по методике выявления нарушения и сбора подтверждающих материалов.
Так, в ходе проверки в ноябре 2009 года соблюдения законов одной из исправительных колоний Кировской области было выявлено, что осужденный К. в нарушении уголовно-исполнительного и трудового законодательства был привлечен к работе в качестве водителя без соответствующего удостоверения. Приказ о назначении указанного осужденного на должность водителя начальником колонии издан не был. Реагируя на нарушения закона, Камский прокурор в адрес начальника исправительной колонии внес представление с требованием отстранить осужденного К. от работы в качестве водителя.
В декабре 2009 г. в прокуратуру поступил ответ, из которого следовало, что нарушение в части трудоустройства осужденного К. без соответствующего удостоверения устранено, и он от работы в качестве водителя отстранен.
Надзирающий прокурор не ограничился ответом на внесенное представление и в январе 2010 г. проверил фактическое выполнение своих требований. В ходе проверки выяснилось, что осужденный К. продолжал работать водителем в период с ноября 2009 г. по январь 2010 г.
Определенную сложность составляло то, что осужденный К. юридически был назначен на должность разнорабочего, в связи с чем было принято решение о сборе достаточных доказательств, которые бы в дальнейшем позволили с уверенностью возбудить административное производство и опротестовать незаконно изданный приказ.
Примечателен тот факт, что прокурор, предвидя судебную перспективу, не ограничился объяснением начальника исправительного учреждения и осужденного К., а собрал полный комплекс подтверждающих данных. Было опрошено несколько сотрудников исправительного учреждения, осужденные, которые работали, проживали совместно с осужденным К. Именно показания осужденных, хорошо знавших К., сыграли решающую роль при привлечении начальника исправительного учреждения к административной ответственности.
В феврале 2010 г. начальник исправительного учреждения постановлением мирового судьи был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 2000 рублей.
Рассмотренные случаи наглядно показывают взаимосвязь мер прокурорского реагирования и достигнутый результат.