Понятие адвокатуры по действующему российскому законодательству
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:21, курсовая работа
Краткое описание
Адвокат (от латинского слова «advocatus» - призывать на помощь) – юрист, отстаивающий интересы обвиняемого в суде. Согласно Статье 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: «Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность».1 Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость.
Содержание
Введение 3 1. Развитие адвокатуры в древнерусский период 6 2. Адвокатура времен Российской империи 8 3. Развитие адвокатской деятельности в советский период 3.1. Период с 1917 по 1922 г.г. 14 3.2. Период с 1922 по 1939 г.г. 18 3.3. Период с 1939 по 1962 г.г. 20 3.4. Период с 1962 по 1991 г.г. 22 4. Понятие адвокатуры по действующему российскому законодательствуй 2 5 Заключение 28 Список используемой литературы
Надзор за деятельностью коллегии
осуществлялся судами, прокуратурой и
исполкомами местных советов. Члены коллегий
сначала избирались исполкомами, а затем
утверждались президиумом. Стенограммы
заседаний коллегий передавались в губернский
суд, а копия — в прокуратуру.
7 июня 1923 г. постановлением
ВЦИК Положение о коллегии защитников
было внесено отдельной главой в начало
Положения о судоустройстве.
29 октября 1924 г. ЦИК СССР принял
Основы судоустройства СССР и союзных
республик. В статье 17 учреждались коллегии
защитников. В Положении о судоустройстве
РСФСР, принятом 19 ноября 1926 г., указывалось,
что они действуют под непосредственным
надзором и руководством областных, губернских
и окружных судов.
20 июня 1928 г. решением НКЮ
РСФСР губернским и окружным
судам было дано право устанавливать
предельное число членов коллегий защитников.
8 1927 г. решением центральных
партийных органов адвокатам-членам ВКП(б)
запрещалась частная практика. Долго шел
спор о том, можно ли адвокатам заниматься
частной практикой. В проектах Положения
об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось,
то не разрешалось, и частная практика
рассматривалась как альтернатива деятельности
адвокатов в коллегиях. Период сомнений
закончился принятием 16 августа 1939 г. Положения
об адвокатуре СССР.
Период с 1939 по 1962 гг.
С целью установления контроля
над адвокатурой в ноябре образовался
отдел правовой защиты при Наркомате юстиции
СССР. 16 августа 1939 г. Совет министров СССР
одобрил новое Положение об адвокатуре.
В соответствии с Положением
об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания
юридической помощи населению в краях,
областях, автономных республиках и союзных
республиках, не имеющих областного деления,
образовывались областные, краевые и республиканские
коллегии адвокатов.
Организация коллегии адвокатов
и общее руководство их деятельностью
осуществлялось Народным комиссариатом
юстиции СССР через народные комиссариаты
юстиции союзных и автономных республик
и управления НКЮ союзных республик при
областных и краевых советах депутатов
трудящихся.
Юридическая помощь населению
оказывалась путем:
а) дачи юридических консультаций
(советов, справок, разъяснений и т.п.);
б) составления заявлений, жалоб
и других документов по просьбе граждан,
учреждений, организаций и предприятий;
в) участия адвокатов в судебных
процессах в качестве защитников обвиняемых,
представителей интересов ответчиков,
истцов и других заинтересованных лиц.
Коллегиям были даны права юридических
лиц. В соответствии с новым законом членами
коллеги адвокатов могли быть лица:
а) имеющие высшее юридическое
образование;
б) окончившие юридические школы
при наличии стажа практической работы
в судебных, прокурорских и иных органах
юстиции не менее одного года;
в) не имеющие юридического
образования, но проработавшие не менее
трех лет в качестве судей, прокуроров,
следователей и юрисконсультов.
Кроме этого заниматься адвокатской
деятельностью могли лица, не состоявшие
в коллегии адвокатов. Однако они допускались
к занятию адвокатской деятельностью
с разрешения народного комиссара юстиции
союзной республики в порядке, определяемом
инструкцией НКЮ СССР.
Не могли стать членами коллегии
адвокатов лица, ранее судимые, лишенные
избирательных прав, находящиеся под следствием
и судом.
Исключение из коллегии адвокатов
также производилось президиумом коллегии
адвокатов. Основанием к исключению могло
быть:
б) совершение проступков, порочащих
звание советского адвоката;
в) нарушение правил внутреннего
распорядка коллегии адвокатов.
Решение президиума коллегии
адвокатов об отказе в приеме в ее члены
или об исключении из коллегии адвокатов
могло быть обжаловано народному комиссару
юстиции соответствующей союзной или
автономной республики.
Решение народного комиссара
юстиции автономной республики могло
быть обжаловано народному комиссару
юстиции соответствующей союзной республики,
а решение народного комиссара юстиции
союзной республики — Народному комиссару
юстиции СССР, решение которого являлось
окончательным.
Народному комиссару юстиции
СССР и народному комиссару юстиции союзной
республики принадлежало право отвода
принятых в коллегию адвокатов.
Прием в адвокатуру находился
под постоянным контролем властей и постоянно
усиливался. 22 апреля 1941 г. был издан Приказ
№ 63 Народного комиссариата юстиции «О
контроле за приемом в адвокатуру СССР».
Подобные приказы издавались неоднократно.
Особенно следили за политической подготовленностью
адвокатов.
Дисциплинарная ответственность
адвокатов полностью находилась под контролем
НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена
инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных
дел членов коллегий адвокатов. Приказ
№ 70 от 8 мая 1941 г. определил порядок наложения
дисциплин партийных взысканий.
Положение об адвокатуре в СССР
1939 г. действовало до 1962 г., т.е. более 20
лет. Но в этот период наблюдалось множество
изъятий дел из нормального судопроизводства.15
Во-первых, это период репрессий.
1 декабря 1934 г. было принято
постановление ,ЦИК СССР, определившее
особый порядок судопроизводства по делам
о террористических организациях и террористических
актах. 14 сентября 1937 г. новым постановлением
ЦИК СССР был определен особый порядок
судопроизводства по делам о контрреволюционном
вредительстве и диверсиях. Этим постановлением
адвокаты не допускались к участию в процессах.
Во-вторых, Великая Отечественная
война 1941—1945 гг. наложила свой отпечаток
на работу адвокатов. Так, в соответствии
с Положением от 22 июня 1941 года, всем военным
трибуналам было предоставлено право
рассмотрения дел по истечении 24 часов
после вручения обвиняемому обвинительного
заключения. Президиумы коллегий адвокатов
и юридические консультации согласно
Письму НКЮ СССР №16-А от 25 декабря 1941 года
должны были выделять адвокатов при условии
получения от суда извещения накануне
дня слушания дела.
Количество адвокатов уменьшилось
в связи с их уходом в ряды армии на фронт.
Одной из важных задач для коллегий
адвокатов в период военного времени было
оказание юридической помощи военнослужащим,
членам их семей и инвалидам Отечественной
войны. Юридическая помощь этим лицам
по определенным категориям дел оказывалась
бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом
№ Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы
коллегий для оказания такой помощи выделять
наиболее квалифицированных адвокатов.16
После смерти И.В. Сталина и
окончания периода репрессий с наступлением
хрущевской «оттепели» стала несколько
меняться позиция законодателя по отношению
к законам, дискриминирующим права адвокатов
как участников уголовного процесса. Так,
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 19 апреля 1956 года были отменены:
Постановление Президиума ЦИК СССР от
1 декабря 1934 года о порядке ведения дел
о подготовке или совершении террористических
актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря
1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении
изменений в действующие уголовно-процессуальные
кодексы союзных республик, которыми устанавливался
исключительный порядок расследования
и судебного рассмотрения дел о преступлениях,
предусмотренных статьями 587, 588, 589 УК РСФСР.
Адвокатура стала изменяться,
и был необходим новый закон об адвокатуре.
Период с 1962 по 1991 гг.
Первая попытка возвратить
былую независимость адвокатуре была
предпринята в Положении об адвокатуре
1962 г. 30 ноября 1979 г. были приняты всесоюзный
Закон и Закон РСФСР «Об адвокатуре», а
20 ноября 1980 г. – Положение об адвокатуре
в РСФСР.
Первый Закон СССР «Об адвокатуре
в СССР» был принят Верховным Советом
СССР 30 ноября 1979 г.
Этим законом вносилось единообразие
в принципы организации и деятельности
адвокатуры всех союзных республик.
Впервые было установлено правило,
действующее и ныне, о порядке создания
добровольных объединений лиц, занимающихся
адвокатской деятельностью. Окончательно
утверждался принцип обязательного высшего
юридического образования для членов
коллегий адвокатов, устанавливались
сроки стажировки для претендентов, не
имеющих практического опыта, расширялось
поле деятельности адвокатов.
На базе союзного закона об
адвокатуре было принято Положение об
адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.
Оно предусматривало наряду
с традиционными региональными коллегиями
(область, край, автономная республика)
создание «межрегиональных и иных коллегий
адвокатов», что позволило при переходе
к рыночным отношениям формировать вначале
юридические кооперативы, а затем и так
называемых параллельные коллегии.
Положение 1980 г. наряду с некоторым
развитием демократических принципов
организации и деятельности коллегий
адвокатов сохранило значительные права
Минюста и исполкомов областных (краевых
и т.д.) Советов по «руководству адвокатурой».
Расширение прав коллегий адвокатов,
развитие их самоуправления и независимости
- медленный процесс, происходящий ныне
в русле судебно-правовых реформ.
В 1986–1988 гг. в стране произошел
«корпоративный бум»: во всех сферах деятельности
начали появляться кооперативы.
Судебно-правовая реформа 1990-х
гг., вызывающая не только положительные
оценки, но и обоснованную критику, существенно
изменила правовой статус адвоката и адвокатских
объединений.
Итогом такой почти десятилетней
борьбы стал закон № 63 ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в РФ», который
был принят 31 мая 2002 г.
4. Понятие адвокатуры
по действующему российскому законодательствуй
Институт адвокатуры в Российской
Федерации долгое время находился на "периферии"
правовой жизни. Считалось, что правосудие
в российском обществе обеспечивается
лишь государственными учреждениями -
судом, прокуратурой, милицией (ныне полицией).
Адвокатура недооценивалась и рассматривалась
как недостаточно серьезная сила для решения
крупных государственных задач.
За последние двадцать лет политическая,
экономическая и правовая системы России
радикально изменились. Кардинальные
изменения коснулись ряда правовых институтов,
к числу которых относится и институт
прав и свобод человека и гражданина.17
Так, Российская Федерация провозгласила
в Конституции РФ 1993 года, что права и свободы
человека и гражданина определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием. В числе таких прав и свобод
- гарантированное статьей 48 Конституции
РФ право каждого на квалифицированную
юридическую помощь. Данное право имеет
особое значение, поскольку без его эффективной
реализации в нынешних условиях формирования
правовой государственности невозможна
реализация всех других прав и свобод
.
Серьезные изменения произошли
и в системе органов власти, обеспечивающих
реализацию указанных прав и свобод. В
частности глубокой ревизии подверглась
судебная система РФ.
Однако, реальное формирование
правовой государственности, каковым
провозгласила себя Российская Федерация,
начинается не с провозглашения этих прав
в Конституции страны, а с их соблюдения
в отношении каждого конкретного гражданина.
При этом государство, контролирующее
соблюдение прав граждан всеми иными субъектами,
по определению не способно осуществлять
действенный контроль над самим собой.
Это противоречит самой природе государственной
бюрократии. Правовое государство по определению
связано с правом. Однако только его оборотная
сторона - гражданское общество в лице
ряда его субъектов, в том числе и адвокатуры
способно наиболее квалифицированно и
эффективно контролировать соблюдение
государством прав каждого конкретного
гражданина и общества в целом.
Адвокатской деятельностью
является квалифицированная юридическая
помощь, оказываемая на профессиональной
основе лицами, получившими статус адвоката
в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, физическим и юридическим лицам
(далее - доверители) в целях защиты их
прав, свобод и интересов, а также обеспечения
доступа к правосудию.18
Адвокатская деятельность не
является предпринимательской.
Не является адвокатской деятельностью
юридическая помощь, оказываемая: работниками
юридических служб юридических лиц (далее
- организации), а также работниками органов
государственной власти и органов местного
самоуправления; участниками и работниками
организаций, оказывающих юридические
услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
нотариусами, патентными поверенными,
за исключением случаев, когда в качестве
патентного поверенного выступает адвокат,
либо другими лицами, которые законом
специально уполномочены на ведение своей
профессиональной деятельности.
Момент получения адвокатом
соответствующего статуса имеет важное
юридическое значение. Только после того,
как квалификационной комиссией принято
решение о присвоении претенденту статуса
адвоката и лицо принимает присягу, оно
приобретает статус адвоката и становится
членом адвокатской палаты. Данный статус
дает адвокату возможность в полной мере
использовать предусмотренные действующим
законодательством права и возлагает
на него ряд обязанностей.
Содержание статуса адвоката
не зависит от того, в какой форме адвокатского
образования в рамках адвокатской палаты
он будет принимать участие (адвокатский
кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское
бюро, юридическая консультация).
Адвокатура является профессиональным
сообществом адвокатов и как институт
гражданского общества не входит в систему
органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Адвокатура действует на основе
принципов законности, независимости,
самоуправления, корпоративности, а также
принципа равноправия адвокатов.