Правовое регулирование информационных отношений в области связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 04:52, реферат

Краткое описание

На территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.
Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Содержание

Общие положения о связи
Государственное регулирование деятельности в области связи
Оказание услуг связи
Права и обязанности оператора связи и пользователя услугами связи
Тайна связи

Вложенные файлы: 1 файл

информацион.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  информационных отношений в области  связи

 

План:

  1. Общие положения о связи
  2. Государственное регулирование деятельности в области связи
  3. Оказание услуг связи
  4. Права и обязанности оператора связи и пользователя услугами связи
  5. Тайна связи

 

  1. Общие положения о связи

 

На территории Российской Федерации организации связи  создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.

Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации, муниципальной  собственности, а также в собственности  граждан и юридических лиц.

Изменение формы собственности  на сети связи и средства связи  осуществляется в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации, и допускается при условии, что  такое изменение заведомо не ухудшает функционирование сетей связи и  средств связи, а также не ущемляет право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи.

При градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных  сооружений, отдельных помещений  для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления муниципальных  районов и городских округов  содействуют организациям связи, оказывающим  универсальные услуги связи, в получении  и (или) строительстве сооружений связи  и помещений, предназначенных для  оказания универсальных услуг связи.

Сети связи и сооружения связи находятся под защитой  государства. Операторы связи и  застройщики при строительстве  и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать  необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Сооружения связи, которые  прочно связаны с землей и перемещение  которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том  числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому  имуществу, государственная регистрация  права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

Федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.

Материально-техническую  основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи  Российской Федерации.

Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих  категорий:

сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для  передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Сеть связи  общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

Сеть связи общего пользования  представляет собой комплекс взаимодействующих  сетей электросвязи, в том числе  сети связи для распространения  программ телевизионного вещания и  радиовещания.

Выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Оказание услуг связи  операторами выделенных сетей связи  осуществляется на основании соответствующих  лицензий в пределах указанных в  них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном  федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве.

Технологии и средства связи, применяемые для создания технологических сетей связи, а  также принципы их построения устанавливаются  собственниками или иными владельцами  этих сетей.

Сети связи  специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Связь для нужд государственного управления, в том числе президентская  связь, правительственная связь, связь  для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

 

  1. Государственное регулирование деятельности в области связи

 

Регулирование деятельности в области связи является неотъемлемой функцией государства в силу особой значимости этой сферы для хозяйственного, оборонного и социально-культурного  комплексов страны. Нормативно-правовую основу государственного регулирования составляет федеральное законодательство о связи, устанавливающее структуру управления этой деятельностью и основные направления государственного воздействия на ее различные участки.

Государство, регулируя  деятельность в области связи, устанавливает  правила лицензирования деятельности и контроля за лицензируемой деятельностью, сертификации средств связи, использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи, тарифицирования услуг связи, размещения средств связи, формирования и ведения Реестра субъектов естественных монополий в области связи.

Одним из важнейших  направлений государственного воздействия  в области связи является лицензирование деятельности в этой области. Рамочные правила лицензирования определены в ст.15 Федерального закона «О связи».

Этой статьей  установлено, в частности, что деятельность физических и юридических лиц, связанная  с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании лицензии. Виды и сроки действия лицензий, условия их выдачи, приостановки или  прекращения их действия регламентируются законодательством РФ. Выдача, изменение  условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение  действия лицензий производятся Министерством  РФ по связи и информатизации в  соответствии с Федеральным законом  «О связи» и положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством РФ.

Выдача лицензий на деятельность в области связи  для целей телерадиовещания, а  также присвоение частот, занесенных в перечень частот, используемых и  планируемых к использованию  для целей телерадиовещания, осуществляются на основе лицензии на вещание без  проведения конкурса Министерством  РФ по связи и информатизации по заявлению физических и юридических  лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся  средствами связи, используемыми для  целей телерадиовещания либо имеющих  намерение вступить в права владения, пользования и распоряжения указанными средствами.

Лицензии не требуются, если сеть: имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение; используется для предоставления услуг  связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и  охраны правопорядка; сосредоточена  в одном комплексе помещений  или нескольких комплексах, примыкающих  друг к другу; установлена на автотранспортном средстве, судне, самолете или другом виде транспорта.

Законом установлено  правило, согласно которому лицензии или  любые предоставляемые ею права  могут быть переданы полностью или  частично одним юридическим лицом  другому юридическому лицу, не иначе  как после получения последним  новой лицензии.

Следующим важным направлением государственного регулирования  в области связи является сертификация средств связи.

Под сертификацией  понимается процедура подтверждения  соответствия, посредством которой  независимая от изготовителя и потребителя  организация удостоверяет в письменной форме, что средства связи соответствуют  установленным требованиям. Согласно ст.16 Федерального закона «О связи» все  средства связи, используемые во взаимоувязанной  сети связи, подлежат обязательной проверке на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификация средств связи, за исключением радиоэлектронных средств, используемых Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ, Федеральной пограничной службой РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ, а также средств электросвязи внутрипроизводственного и технологического назначения, не имеющих выхода на взаимоувязанную сеть, осуществляется Министерством РФ по связи и информатизации при помощи уполномоченных на то испытательных центров (лабораторий), аккредитованных в федеральных органах исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации.

По завершении процедуры сертификации, осуществленной в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», на каждый образец средств связи Министерством РФ по связи и информатизации выдается сертификат соответствия.

Сертификации  могут подлежать и услуги связи, предоставляемые в сети общего пользования (добровольная сертификация).

Вопросы использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи традиционно относятся к компетенции государства. Эти вопросы составляют еще одно направление государственного регулирования в области связи. Согласно ст.12 Федерального закона «О связи» регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства. Правительством РФ обеспечивается разработка и реализация политики и процедур распределения радиочастотного спектра, эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников, устанавливаются порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, определяется комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех.

Средства связи, в том числе используемые для  целей телерадиовещания, и иные технические  средства, являющиеся источниками электромагнитного  излучения, подлежат регистрации в  порядке, установленном Правительством РФ.

Лица, допустившие  повреждение средств, сооружений связи, несанкционированное подключение  к сетям и средствам связи, нарушение установленного порядка  изготовления, приобретения, ввоза, использования  и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использование частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а  также создающие ненормированные  помехи теле- и радиоприему, несут  ответственность в порядке, установленном  законодательством РФ.

Обращаясь к тарифицированию услуг связи, как одному из направлений государственного регулирования, следует отметить, что государством могут устанавливаться тарифы по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи только в случаях, предусмотренных законодательством РФ (абз.2 ст.21 Федерального закона «О связи», абз.2 ст.17 Федерального закона «О почтовой связи»). По общему правилу тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. На основе договоров определяется и плата за межсетевые соединения.

Тарифная политика государства в области связи  тесно связана с вопросами поддержки добросовестной конкуренции при предоставлении услуг связи. В области связи так же как и в ряде иных сфер хозяйствования существуют субъекты (юридические лица), занятые предоставлением услуг в условиях естественной монополии. Поэтому одной из функций государственных органов является функция формирования и ведения Реестра субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Правила формирования и ведения Реестра субъектов естественных монополий в области связи установлены Положением о Реестре, утвержденным приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 15 ноября 2001 г. № 1184. Согласно названному Положению в Реестр включаются субъекты естественных монополий (юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности), занимающиеся осуществлением деятельности в сфере предоставления услуг общедоступной электрической и почтовой связи, тарифы (цены) на которые регулируются (устанавливаются) Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Реестр является перечнем субъектов естественных монополий в области связи, содержащим информацию о них, зафиксированную на бумажном и магнитном носителях. Он формируется и ведется Министерством РФ по антимонопольной политике по разделам услуг почтовой связи и услуг электрической связи

Информация о работе Правовое регулирование информационных отношений в области связи