Этапы антикризисного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение целей и выявление этапов антикризисного управления на основе материалов, книг, учебных пособий, статей и т.д.
В задачи исследования входит: рассмотреть четыре группы целей антикризисного управления, определить принципы диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принципы выработки стратегии развития организации, принципы разработки программ выхода из кризиса, способы внедрения таких программ, способы оценки результатов антикризисных мероприятий, а также рассмотреть этап введения внешнего управления.

Содержание

Введение 3
1. Цели антикризисного управления 4
2. Этапы антикризисного управления предприятием 6
3. Введение внешнего управления как этап в антикризисном управлении предприятием 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АКУ.docx

— 83.16 Кб (Скачать файл)

  Основная  цель процедуры внешнего управления (этапа арбитражного управления) —  финансовое оздоровление должника и  восстановление его платежеспособности за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана  внешнего управления, предлагаемого  внешним управляющим.  Цель процедуры  финансового оздоровления — восстановление платежеспособности должника без смены  прежнего руководителя предприятия  и реализация плана финансового  оздоровления.

  Введение (продление) внешнего управления и назначение внешнего управляющего включают:

  • мораторий на долги;
  • разработку плана внешнего управления (ПВУ) и утверждение его на собрании кредиторов;
  • реализацию ПВУ и накопление ресурсов для расчетов с кредиторами.

  Внешнее управление несостоятельным предприятием вводится решением собрания кредиторов на определенный срок. Главной фигурой  здесь становится лицо, назначенное  внешним управляющим, который получает большие права и возможности. Важно учесть следующее:

  • результативность внешнего управления определяется в первую очередь успехами в реструктуризации предприятия, подъеме и совершенствовании бизнеса, наращивании производства и реализации конкурентоспособной продукции и услуг; качественным улучшением финансов предприятия, а не уровнем удовлетворения кредиторов;
  • введение внешнего управления создает только некоторые предпосылки для реального оздоровления предприятия, но ни в коей мере не является гарантией этого;
  • эффективность внешнего управления почти полностью предопределяется не только квалификацией, деловыми и моральными качествами внешнего управляющего, который должен быть высококлассным управленцем, но и профессиональными качествами консультантов и управляющей компании, которые обеспечивают комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, разрабатывают стратегию развития предприятия и на базе этой стратегии разрабатывают план внешнего управления;
  • внешний управляющий и управляющая компания (группа консультантов) обязаны действовать очень быстро и энергично, поскольку для решения поставленных задач существует ограниченный временной лаг и времени на раскачку нет.

  План внешнего управления разрабатывается на основе всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 3–5 лет. В результате вырабатывается концепция преодоления кризиса для конкретного предприятия с учетом специфики производства, местоположения, наличия квалифицированных кадров в производственном и управленческом звеньях и иных ресурсов.

  Процесс планирования начинается с производства, а не со сбыта;

  • при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;
  • наличие значительных неиспользуемых ресурсов;
  • предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах (люди, мощности и т.п.);
  • бремя социальной сферы и т.д.

  На базе данных проведенного анализа разрабатывается  концепция выхода из кризиса, состоящая  из следующих взаимосвязанных этапов в сетевом графике, позволяющем  определить приоритетность каждого  этапа, установить сроки его проведения, назначить ответственных и распределить ресурсы.

  1-й этап  —  выявление и реализация скрытых ресурсов должника, т.е. нахождение и реализация ликвидных средств.

  2-й этап  —  минимизация издержек путем выявления основных статей затрат и их сокращение.

  3-й этап  —  создание новой организационной структуры.

  4-й этап  — создание в сокращенном виде системы бюджетирования и управленческого учета, которая в процессе внешнего управления оптимизируется и развертывается под нужды предприятия.

  Введение  конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего (управляющих) предполагает:

  • Формирование и закрытие реестра кредиторов
  • Составление финансового плана конкурсного производства
  • Инвентаризация, оценка имущества и реализация конкурсной массы.

  В процессе конкурсного производства после  вычленения из бизнеса должника рентабельных производств в новое акционерное  общество (на стадии внешнего управления) или продажи бизнеса должник  ликвидируется с частичным погашением кредиторской задолженности.

  По завершении процедуры конкурсного производства проводится ликвидация предприятия.

  Мировое соглашение можно заключить на любой  стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должника. Решение  о заключении мирового соглашения принимается  собранием кредиторов. ((АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ)

  Проводятся  расчеты с кредиторами из средств собственников имущества должника, средств третьих лиц, а также средств, которые удалось выручить в процессе финансового оздоровления, внешнего управления либо конкурсного производства.

  В случае успешного завершения финансового  оздоровления, внешнего управления осуществляется дальнейшее функционирование предприятия  или проданного бизнеса (при конкурсном производстве).

  По завершении процедур антикризисного управления возможно достижение следующих результатов:

  • Программа минимум: вся кредиторская задолженность реструктуризирована, и подписано мировое соглашение с кредиторами.
  • Программа максимум: вся кредиторская задолженность погашена, на предприятии развернута система управления, позволяющая в дальнейшем гасить текущие обязательства и развиваться.
  • Результаты антикризисного управления можно считать успешными, если:
  • достигнуты поставленные на начальном этапе цели;
  • в период финансового оздоровления (внешнего управления) полностью погашена просроченная кредиторская задолженность либо достигнута договоренность о реструктуризации задолженности в рамках мирового соглашения;
  • восстановлена платежеспособность предприятия;
  • стабилизировалось финансовое состояние предприятия;
  • возрос денежный поток;
  • проведена реструктуризация активов предприятия;
  • сохранен бизнес и основные производственные мощности;
  • оптимизированы производственные мощности и организационная структура (сохранены рабочие места основного производственного персонала);
  • поставлена и функционирует система финансового контроля на предприятии (система бюджетирования, система управленческого учета и система контроллинга);
  • разработана программа антикризисного развития предприятия в долгосрочной перспективе;
  • на постоянной основе осуществляется оперативное и стратегическое планирование деятельности;
  • наблюдаются тенденции к росту рыночной капитализации.

  При любом  развитии ситуации (внешнее управление, конкурсное производство) возможна реализация схемы так называемого эффективного рентабельного банкротства. Смысл  в том, что банкротные процедуры  должны быть направлены на то, чтобы  сохранить основной бизнес предприятия-должника и соответственно рабочие места.  
 
 

 

  

  Заключение

  Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение  кризиса, а также эффективное  его преодоление.  Необходимость  антикризисного управления определяется целями развития. К основным целям  антикризисного управления предприятием можно отнести:

  • распознавание предкризисных ситуаций
  • формирование миссии и цели управления, определение пути, средств и методов управления в условиях кризисной ситуации
  • дифференциация технологий управления
  • селекция персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации.

  В отношении  стадий и этапов проведения антикризисного управления российских компаний нет  единой точки зрения. В данной работе сформулированы следующие этапы:

  • 1-й этап — комплексная диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

  Возможность использования различных методов  диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных о диагностируемом объекте и сделать соответствующие выводы. По результатам диагностики определяется общая тенденция экономического развития объекта; осуществляется деление процесса развития диагностируемого объекта на стадии и определение, на какой из них находится объект.

  • 2-й этап — выработка стратегии развития организации (стратегическое планирование). Новая стратегия будет зависеть от эффективности текущей стратегии, конкурентоспособности предприятия, его сильных и слабых сторон  и т.д.
  • 3-й этап — разработка программы выхода из кризисной ситуации. Тактические мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: сокращение расходов, реализация непрофильных активов, сокращение персонала,  закрытие подразделений, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, получение кредитов и т.д.
  •      4-й этап — внедрение. Отслеживание и сопровождение антикризисных мероприятий наиболее эффективно проводить с внедрением и использованием системы контроллинга на предприятии.
  • 5-й этап — оценка результатов антикризисных мероприятий по показателям деятельности организации;
  • 6-й этап — корректировка стратегии развития организации с поправкой на результаты реализованной антикризисной программы;
  • 7-й этап — разработка методик по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.

  Отдельным этапом автором данной курсовой работы было выделено введение  внешнего управления. Введение внешнего управления и назначение внешнего управляющего включают:

  • мораторий на долги;
  • разработку плана внешнего управления (ПВУ) и утверждение его на собрании кредиторов;
  • реализацию ПВУ и накопление ресурсов для расчетов с кредиторами.

  Введение  конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего предполагает:

  • Формирование и закрытие реестра кредиторов
  • Составление финансового плана конкурсного производства
  • Инвентаризация, оценка имущества и реализация конкурсной массы.

  Таким образом, результаты антикризисного управления можно считать успешными, если полностью погашена просроченная кредиторская задолженность, восстановлена платежеспособность предприятия, стабилизировалось финансовое состояние предприятия; оптимизированы производственные мощности и организационная структура, на постоянной основе осуществляется оперативное и стратегическое планирование деятельности и т.д.

  Список  используемой литературы

  1. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное  пособие для ВУЗов, обучающихся  по специальностям экономики и управления (060000)/ В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА Методология антикризисного управления: учеб.практ. пособие/ Г.Б. Юн. - М.: Дело, 2004.
  2. Антикризисное управление: учебное пособие/ Под ред. К.В.Балдина. - М.: Гардарики, 2005
  3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие/ С.А. Карелина. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
  4. Антикризисное управление: учебное пособие/Под ред. Э.М. Короткова. М.: РИОР, 2009
  5. Антикризисное управление: учебное пособие/ Круглова Н.Ю.  – М.: КНОРУС, 2009
  6. Антикризисное управление предприятием. (Учебное пособие)/Жариков В.В., Жариков И.А., Евсейчев А.И.
  7. "АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ
  8. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
  9. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
  10. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
  11. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ. Часть 2 от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.

Информация о работе Этапы антикризисного предприятия