Архитектура Древнего Рима и Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский-- сформировались не сразу. В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический, и только позднее, в конце V -- начале IV в. до н. э, появился ордер коринфский. Цель исследования - рассмотреть архитектуры Древнего Рима и Древней Греции. Цель обусловила решение следующих задач: выявить основные тенденций в развитие архитектуры; - определить основные этапы развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Архитектура Древнего Рима………………………………..…5
1.1. Архитектура времен Августа, строительство
форумов и храмов…………………………………………………………..…5
1.2. Триумфальные арки…………………………………………....12
1.3. Каменные театры Римской империи…………………………14
1.4. Монументальные гробницы ранней империи………………17
ГЛАВА 2. Архитектура Древней Греции………………………….…….21
2.1. Развития строительства Древней Греции………….…….….21
2.2. Формирование различных ордеров
в греческой архитектуре……………………………………..23
2.3. Храмы богов Греческого пантеона…………….……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.rtf

— 304.10 Кб (Скачать файл)

Древние греки одни из первых почувствовали возможности архитектуры как искусства. Да, впрочем, и в различные виды ремесленного производства элементы искусства стали проникать именно в те же далекие времена.

Каждая постройка воспринималась греками с точки зрения пропорций человеческого тела, соотносилась с эмоциями человека. В колонне стали видеть не просто опору, но чувствующий, воспринимающий нагрузку организм. Недаром именно у греков возникли такие заменявшие колонны образы, как могучие атланты или стройные кариатиды, как бы намекающие на то, что архитектура воздействует на человека, прежде всего обращаясь к нему самому.

Суровый период становления греческих городов, ожесточенная внутриполисная  борьба различных партий, вызывавшая то вспышки тирании, то возникновение демократических форм, то колонизационные процессы с выездом населения Малой Азии и Балкан в Южную Италию, Сицилию, Северную Африку, -- все это косвенно отражалось и в архитектуре -- архитектонических соотношениях несущих и несомых частей ордерных конструкций, в формах колонн, тяжелых давящих треугольниках фронтонов.

В искусстве архитектуры древних греков впервые художественные формы получили столь высокое развитие, что родился известный афоризм «Архитектура--это застывшая музыка».

Кроме величественных храмов богов, почитаемых каким-либо отдельным городом-полисом, в архаической Греции возникали большие святилища общегреческого характера (Олимпия, Дельфы, Эпидавр, До-дона), куда съезжались паломники со всех концов эллинского мира поклоняться Зевсу, Аполлону, Асклепию и иным божествам.

На Балканском полуострове архаических зданий сохранилось немного, так как во время интенсивного строительства в годы классики и эллинизма они перестраивались или разрушались. Зато в Великой Греции на Апеннинском полуострове и Сицилии (Пестум, Селинунт, Сиракузы) они стоят до сих пор в пустынных, заброшенных человеком местах, или же, наоборот, среди шумных, полных суеты современных городских кварталов.

В богатых и оживленных центрах Великой Греции были хорошо развиты не только торговля и экономика, но и культура. Процветали философия, ремесла, искусство, в то время жил и работал знаменитый Пифагор, положивший начало учению о первостепенном значении числа для всего существующего. Его деятельность, несомненно, повлияла на зодчих: глубоко продуманны и четки пропорции архаических сооружений в южно-италийских городах. Здесь нашли особенно полное выражение принципы дорического ордера.

Даже неискушенный, далекий от архитектуры человек заметит особенность планировки архаических храмов, их связь не только с пейзажем, но и друг с другом. Интересны с этой точки зрения постройки Селинунта -- города, основанного в VII в. до н. э. выходцами из Мегары. Здания ставились в то время рядом, последовательно, пристроенные несколько позднее располагались в таком же порядке. Композиция ансамбля кажется предельно простой. Основное художественное воздействие оказывали протяженность (длина) ряда сооружений: чем больше храмов, тем величественнее ансамбль (принципы, несколько напоминающие восточные).

 

2.3. Храмы богов Греческого пантеона.

От воздвигнутого в конце первой четверти VI в. до н. э. в Сиракузах храма Аполлона сохранились основания фундаментов, части восточной стены, некоторые колонны. От другого сиракузского храма уцелели лишь две массивные, но невысокие колонны, а значительная часть третьего, позднеархаического, очевидно, посвященного Афине храма вошла как составная часть в построенный на том же месте средневековый кафедральный собор.

Одна из особенностей италийских храмов состоит в том, что молящиеся входили прямо из целлы в сокровищницу (и тогда она называлась адитон), а не так, как было принято в храмах метрополии, с тыльной стороны. Эта конструкция усиливала впечатление фасадности, так как создавался эффект сквозного прохода от восточного портика через всю постройку, и в плане подчеркивалась осевая линия, продольная направленность движения. Эта специфика архитектурной композиции, проявившаяся и в этрусско-римской архитектуре, заявила о себе потом в средневековых сооружениях Западной Европы.

Стоявшие в четкой последовательности дорические храмы Селинунта (складывались из блоков известняка, затем штукатурились и, возможно, покрывались краской) надо было делать разными, иначе ансамбль выглядел бы как ряд подобных друг другу построек. Чтобы сгладить однотипность дорических периптеров, зодчим приходилось использовать различные нюансы архитектурных форм и пропорций. Храмы, выглядевшие, как братья, в то же время казались и различными -- один был выше, другой ниже, отличала их и ширина портиков, длина боковых колоннад. Сильное землетрясение разрушило многие храмы Селинунта, и сейчас они лежат в руинах, убеждающих в былом великолепии этого античного ансамбля архаики и ранней классики.

Более цельное представление о храмах Великой Греции могут дать сооружения в Посейдонии -- колонии греков, приехавших в VI в. до н. э. с южного побережья Апеннинского полуострова, из богатого Сибариса. Город обладал независимостью недолго: в IV в. до н. э. он был захвачен местными племенами-луканами и стал называться Пестумом, а в III в. до н. э. им овладели римляне.

Сохранились крепостные стены акрополя Посейдонии, или Пестума, и три храма, из которых два архаических: храм Геры (прежде называвшийся Базиликой) и храм Афины (ранее -- Деметры). Третий храм (Геры II), стоявший рядом с так называемой Базиликой, выстроен был позднее, в V в. до н. э., и считался храмом Посейдона.

Расположенные на небольшом, поросшем выжженной солнцем растительностью плато между горами и морем постройки более чем двухтысячелетней давности величавы до сих пор. Сложенный из квадров местного туфа храм Геры I очень монументален. Весьма своеобразен его план: на торце нечетное число колонн (девять), вызванное тем, что по центру целлы идет колоннада, образующая внутри два нефа. По-видимому, для укрепления перекрытия ввиду большой ширины храма строители ввели центральную колоннаду, хотя, конечно, понимали, что эта система нехороша, так как загромождает основную часть целлы опорами.

В целях сохранения единства внешнего облика храма с его внутренним пространством зодчий поставил на фасаде центральную (нечетную) колонну. Хотя она и оказывалась как бы на пути паломника и мешала свободному доступу в храм, но, согласно архаическим принципам, надо было соблюсти цельность интерьера и экстерьера. Позднее почти повсеместно на торцах будет помещаться четное число колонн, и проход между средними опорами в целлу не будет загораживаться.

Колонны так называемой Базилики особенно мощны, тяжелы и массивны. Эхин их расплюснут, а шейка под ним кажется тонкой и узкой, лишь потом следует расширение ствола книзу с ярко выраженным и необычным на высоте утолщением, или энтазисом. Пропорциями своими такие архаические колонны напоминают статуи Аполлонов VI в. до н. э. с их тонкими талиями и широкими плечами, с тонкими суставами ног и толстыми мышцами бедер. Общий напряженный тонус архаической эпохи звучит всюду: распределение нагрузки в подобных архитектурных образах то же, что и в скульптурных.

В плане пестумского храма Афины заметно, как целла сдвинута к западу и как расширен входной портик. Так же было и в храмах Селинунта. Не исключено, что внутри храма стояли ионические колонны, части которых обнаружили археологи. Это, возможно, редчайший случай использования в эпоху архаики в одном сооружении двух ордеров-- дорики и ионики.

Хорошо сохранился западный, простой и массивный, фасад. Три ступени торжественно ведут ко входу. В тектонике храма ярко выражено противопоставление несущих и несомых частей. При таких, как в этом храме, тяжелых фронтонах неудивительно напряжение и набухание колонн и очень сильный энтазис.

Характерная черта архаических храмов, в частности Базилики, -- сочетание массивности и тяжеловесности с тщательностью проработки декора, особенно терракотового. Жители городов Великой Греции любили роскошь, нарядные одежды, дорогие украшения, яркие рисунки на вазах. Вкусы италийских греков можно почувствовать в довольно пышном декоре, смягчавшем архитектоническую суровость и мощь создававшихся ими храмов. Резные узоры нарядны и разнообразны. Народная основа искусства проявлялась не только в тяготении к земле и в патриархально-эпической суровости пестумских храмов, но и порой в чрезмерной пестроте. Окраска капителей и фризов придавала нарядный вид зданию. Постройки, поражавшие издали тяжеловесностью своих объемов, вблизи изобиловали декоративными и красочными деталями. Так в произведениях архаики нередко органически уживались, казалось бы, полярные понятия.

Постройки в Пестуме, как и в Селинунте, стоят на одной линии, хотя храм Афины (Деметры) отодвинут довольно далеко к северу от храмов Геры I и Геры II. В нем хорошо сохранился фронтон, прижимающий колонны к земле, как бы скрепляющий их, не дающий им разбежаться в стороны, куда влечет их горизонталь антаблемента. Это придает его фасаду более внушительный, чем у Базилики, вид.

Архаические здания Балканского полуострова, как отмечалось, сохранились хуже, чем в городах Великой Греции. В руинах стоят храмы

Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, лишь фундаменты архаического Гекатомпедона видны на афинском Акрополе. Та же участь постигла и ионические диптеры (обнесенные двойной колоннадой) в Малой Азии и на островах.

Своеобразен храм Геры в Олимпии, где колонны отличаются друг от друга не только внешним видом, но и диаметром: очевидно, что по мере износа деревянных опор, служивших колоннами в древнем храме, они постепенно заменялись каменными и в зависимости от расчета новой нагрузки получали различную толщину.

Храм Аполлона в Коринфе был эффектно поставлен на фоне огромной горы, как бы слит с пейзажем. Высеченные из известняка красивого золотистого цвета колонны его приземисты и толсты. Диаметр их укладывается по высоте лишь четыре раза. Более того -- они цельные, монолитные, что встречается только в архаических сооружениях. Обращает внимание и то, что при сильном сужении колонн кверху в них нет энтазиса. В архитектуре храма Аполлона много и других особенностей. Так, угловые колонны толще, чем внутренние, многие детали имеют изгибы -- курватуры, стилобат чуть выпуклый -- центр возвышается над краями. Все это найдет свое продолжение в классике, особенно в архитектуре Парфенона.

В архаическую эпоху на афинском Акрополе стоял богато украшенный скульптурами храм Гекатомпедон (стофутовый, длина его боковой стороны была 33, 5 м), перестроенный в 530 г. до н. э. в Гекатомпедон II. Система архитектурной композиции в архаике обычно основывалась на предельной простоте соотношения элементов, на кажущейся однообразной расстановке храмов вдоль священной дороги (Пестум, Селинунт) и сокровищниц на пути к храму (Дельфы) или стадиону (Олимпия). Никакой изощренности, ничего лишнего, внешнего -- таким было правило архаических зодчих, сосредоточивавших всю силу напряженности внутри самого архитектурного образа. Не случайно в связи с этим и расположен архаический храм Гекатомпедон на афинском Акрополе прямо после входа на священный холм, против роскошных ворот Пропилеи.

Человек, взошедший на Акрополь в VI в. до н. э., оказывался сразу перед фасадом храма. Он должен был благоговейно стоять перед святыней, торжественно и спокойно идти к храму, не отвлекаясь ни на что внешнее, побочное, сохраняя соответствующие моменту торжественность и величественную сдержанность.

В богатых греческих городах Ионии -- на островах и побережье Малой Азии -- возник и распространился ионический ордер. Его ранние памятники почти не сохранились, так же как и дорические. Древние авторы лишь сообщают о существовании огромных храмов ионического ордера -- Артемиды в Эфесе, Геры на Самосе, Аполлона в Дидимах близ Милета -- и маленьких сокровищниц, подобных дельфийским.

Храм Артемиды в Эфесе начали воздвигать в первой половине VI в. до н. э. зодчие Херсифрон из Кносса и сын его Метаген. Деньги на постройку давал известный своими богатствами царь Крез, о чем сообщается в надписях на очень высоких базах колонн, украшенных фигурами. Оживление колонн рельефами -- прием восточный, во дворцах переднеазиатских правителей рельефы размещались на стенах также внизу, прямо у пола. В Греции они затем будут располагаться на верхних фризах.

Древнеримский писатель Плиний сообщает, что храм строили сто двадцать пять лет. В 356 г. до н. э. его сжег стремившийся прославиться этим и сохранить в веках свое имя один безумец, но на том же месте в эпоху эллинизма стали строить новый храм.

Кроме храмов и жилых домов, в VII--VI вв. до н. э. воздвигались и другие здания: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Известны, правда, лишь их руины. В Олимпии и на острове Фазосе найдены остатки пританея -- учреждения, где горел священный огонь, а пританы -- городские должностные лица -- принимали послов, устраивали общественные торжественные трапезы.

Большое внимание уделялось водоснабжению архаических городов. Павсаний сообщает о сооруженном в VII в. до н. э. для Мегары при тиране Феогене водохранилище, от которого сохранилось 60 столбов. Большой водопровод имелся в Коринфе. На острове Самосе в годы тирана Поликрата при прокладке водопровода в горе был пробит туннель длиной в километр.

Вывод: Можно сказать, что в эпоху архаики возникли все основные типы греческих построек и сформировались архитектурные принципы, которые получили дальнейшее развитие в эпоху классики и эллинизма.

 

Заключение

 

После прихода к власти Августа и с воцарением мира в Риме и в других городах ранней империи развернулись большие работы по строительству храмов и алтарей, театров и амфитеатров, городских ворот и триумфальных арок, форумов и величественных портиков, мостов и дорог.

Из культовых построек на римском Форуме имелся еще дошедший до нашего времени тремя своими колоннами храм Диоскуров. Римляне поклонялись Кастору и Поллуксу, которые согласно легенде, помогли им в битве при Регильском озере в 499 г. до н. э.

Храм Марса Ультора даже в руинах свидетельствует о новых имперских тенденциях, проявившихся в грандиозности архитектурных форм и нарастании декора, все заметнее сменявшего былую республиканскую конструктивность и сдержанность. В плане храмы Марса Ультора и Венеры Родительницы на форуме Цезаря похожи.

Культовых сооружений времени Августа в Риме сохранилось немного. Сортоний называет еще храмы Аполлону и Юпитеру Громовержцу.

При строительстве храмов в период августовского классицизма зодчие ориентировались на образцы, которые давали им большие эллинистические города. Архитекторы, работавшие в Риме, надо думать, не только преклонялись перед памятниками, которым они в какой-то мере подражали, но порой и противопоставляли иноземным формам свое понима ние архитектурного образа, римское отношение к объемам, формам, декору и конструкции.

Информация о работе Архитектура Древнего Рима и Древней Греции