Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель работы: Подробно рассмотреть особенности архитектуры Италии в эпоху Возрождения.
Задачи:
Дать характеристику понятию и эпохе Возрождения
Рассмотреть особенности эпохи Возрождения
Дать полную характеристику архитектуры Ренессанса в Италии
Сделать общие выводы
Введение………………………………………………………………………………2-3
I. Характеристика эпохи Возрождения……………………………………………..4-6
Роль искусства…………………………………………………………..6
Гуманизм………………………………………………………………...6
Периодизация и регионы…………………………………………….....7
Люди эпохи……………………………………………………………...7
Новые виды и жанры…………………………………………………...8
II. Характеристика архитектуры Италии…………………………………………...8-11
1. Архитектура раннего Возрождения……………………………………..11-12
2. Архитектура высокого Возрождение…………………………………....12-16
3. Архитектура позднего Возрождения……………………………………16-24
4. Строительные приёмы и формы…………………………………………24-29
5. Декоративные элементы………………………………………………….29-40
6. Памятники церковной архитектуры……………………………………..40-46
Заключение…………………………………………………………………………..47-48
Список литературы………………………………………………………………………49
Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти. Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Для творчества Альберти характерно активное использование закономерностей ордерных членений фасада, развитие идеи большого города, охватывающего несколько ярусов здания.
В конце XV века размах строительства сокращается. Турки захватившие в 1453 году Константинополь, отрезали Италию от торговавшего с ней Востока. Экономика страны приходит в упадок. Гуманизм утрачивает свой боевой характер, искусство рассматривается как средство ухода от реальной жизни к идиллии, в архитектуре ценятся изящество и утонченность. [4 стр. 210-240]
Зодчество итальянского возрождения достигает вершины своего развития в Риме в начале XVI столетия. Столицей папского государства завершаются важнейшие идейно-художественные искания итальянской архитектуры, развивающейся до того в несколько обособленных очагах и складывается единый общенациональный стиль. Стремление к обобщенному монументальному образу, исполненному величественности, ясной, спокойной гармонии, внутренней значительности и естественной, благородной сдержанности, - такова характерная черта нового стиля, отмеченного также более зрелым и свободным применением античных ордеров как целостного, выразительного и гибкого языка классической архитектуры. [1 стр. 340]
Среди мастеров, собиравшихся со всех концов Италии в папский Рим, первенствующее положение занял Донато де Анжело Браманте (1444 -1514). Его творчество имело также основополагающее значение для высокого возрождения, как творчество Брунеллески для предшествующего этапа. Первая и наибольшая часть деятельности Браманте прошла в Милане. Родившись близ Урбина, он учился живописи у Мантеньи, Пьеро дела Франческа, фра Карневале и развивался как архитектор под влиянием Лаураны и Альберти. Около 1472 -1474 Браманте появился в Милане, первоначально выступив в качестве живописца.
В области зодчества Милан был необычайно консервативен. В Ломбардии почти до конца XVI века господствовали средневековые архитектурные формы, связанные с крепкими народными традициями кирпичного строительства и терракотового декора. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Первой архитектурной работой Браманте была перестройка начатой еще в IX веке церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане в 1479 году. Браманте перестроил также маленькую надгробную часовню Сан Сатиро - IX век, у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую с нишами и пилястрами, образующими свободный ритм, подчеркнутый светотенью. Особого упоминания заслуживает на редкость лаконичные конструктивные формы карнизов, тяг и терракотовых элементов со скупо использованным орнаментом. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Если северная часовня является своеобразным примером внешнего облика центрического здания воплощенного в миниатюрных масштабах, то пространственная композиция центрического интерьера разработана мастером в его лучшем раннем произведение – сокристии церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро, встроенной в углу между правой ветви трансепта и продольного нефа.
Среди выдающихся
художников и зодчих, находившихся
в Милане одновременно с Браманте,
необходимо выделить гениального Леонардо
да Винчи, передовые градостроительные
и архитектурные идеи которого зафиксированные
в его записях и набросках,
несомненно, оказали влияние на развитие
Браманте. Они, в частности сказались
в успешной разработке им одной из
важнейших задач Возрождения
– создания совершенного в своей
симметрии кристаллически закономерного
и гармоничного центрально-купольного
здания, в котором целостное внутреннее
помещение было бы органично выражено
во внешнем объеме и связано с
реальным природным окружением. Леонардо
было свойственно исключительно
широкое понимание задач
Крупнейшим зодчим
следующего за Браманте поколение был
его земляк Рафаэль. Ко времени своего
приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль,
несомненно, глубоко чувствовал специфику
архитектуры. Чтобы убедиться в
этом, достаточно вспомнить прекрасную
ротонду в его «Обручении Марии».
Дальнейшее углубленное изучение зодчества
Рафаэлем связывается в его ватиканских
фресках, замечательно связанных с
композицией соответствующих
Важный вклад сделан Рафаэлем в дворцовую архитектуру. Если в палаццо Ведони – Кафарелли Рафаэль плодотворно развивал композиционные идеи, намеченные Браманте в палаццо Каприни, то в палаццо дель Аквила он разработал новый вид фасада: внизу – просторная ордерная аркада, вверху – оштукатуренная и, несмотря на сложную обработку, целостная плоскость стены, украшенная лепниной, нишами со скульптурой и расчлененная редкими богато обрамленными окнами бельэтажа. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло). Широко раздвинутые богато обрамленные окна, составляющие важнейший элемент фасада, в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придают ему черты благородной, сдержанной простоты. Великолепный карниз с широким фризом, рустированные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и спокойствие которой порождают впечатление богатства. В ясном и величавом фасаде палаццо Пандольфини Рафаэль отразил характерные черты своего дарования и воплотил лучшие современные представления об архитектуре частного городского дома.
Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы.
Важной вехой
в истории итальянской
Архитектурные вкусы
стали определяться отныне придворной
и феодальной аристократией (с которой
старались сблизиться и представители
буржуазии, вкладывавшей свои средства
в землю), а несколько позднее
воинствующей католической церковью.
Примерно сначала 1530г процесс развития
зодчества утратил ту целостность
и единую направленность творческих
устремлений, которые были ему свойственны
в первой трети века. Определилось
несколько различных
Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. Контрастное противопоставление рустованной стены верхних этажей и глубокого портика под ними придает фасаду совершенно новый характер. Вместо свойственного прежним дворцовым сооружениям постепенного облегчения масс здания от основания к верху – во внешнем облике палаццо Массини подчеркнута тяжесть верхних этажей, что придает его фасаду совершенно иную ритмическую структуру.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
Почти все известные зодчие, находившиеся в Риме в первой половине XVI века, поочередно принимали участие в наиболее крупной строительной работе, осуществленной в Италии в эпоху возрождения, - сооружение на месте древней базилики грандиозного собора святого Петра. Строительство его приобретало особое значение в связи со стремлением пап утвердить позиции католицизма и папского государства. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви. Здание должно было затмить собой руины языческих храмов и предшествующие ему христианские постройки. С 1506 по 1514 г строительство собора было в руках Браманте, который, однако, успел частично вывести центральные устои и подпружные арки храма. Дальнейшая история собора показывает неоднократное изменение основного замысла при переходе руководства строительством от одного мастера к другому и изменением политической ситуации. Непосредственный последователь Браманте Рафаэль возвращается к традиционной форме плана церковных сооружений в виде латинского креста. Он задумывает купольную постройку с тремя одинаковыми апсидами, четвертая сторона развита в сильно вытянутую трехнефную базилику.
Работавший вслед
за Рафаэлем Перуцци снова вернулся
к центрической композиции сооружения,
но военные действия прервали строительство,
возобновленное лишь в 1534г Антонио
да Сагалло младшим. В этот период
в связи с усилением
С пришествием
Микеланджело начинается новый этап
– Позднее Возрождение. Микеланджело
опять возвратился к