Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа
Разруха Смутного времени привела практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века — срок достаточный для пресечения архитектурной традиции в условиях Средневековья, когда профессиональные навыки передавались посредством наглядного показа при совместной работе старшего и младшего поколений мастеров.
Победа
1618 года над Владиславом и Сагайдачным,
отмеченная строительством церкви, в 1620-е
гг. воспринималось как важнейшая
веха, означавшая конец Смутного времени.
Романовы имели основания праздновать
победу над Владиславом и как
общегосударственную (конец Смуты),
и как родовую, романовскую (возвращение
Филарета Никитича из польского плена
и временное устранение соперника
Михаила Федоровича - королевича Владислава).
Это объясняет появление
Храм
принадлежат к типу бесстолпных
церквей с крещатым сводом, снаружи
отраженном в пирамидальной "горке
кокошников", который возник и
получил определенное распространение
в последней четверти XVI в, в "годуновский"
период. Таких храмов известно немного
- это придел Василия Блаженного
собора Покрова на Рву, старый собор
Донского монастыря, надвратная церковь
Происхождения Древ Симонова монастыря
и церковь Троицы в Хорошеве. Вероятно,
что к их числу принадлежала также
церковь Николы Явленного у Арбатских
ворот, данными об устройстве внутреннего
пространства которой мы не располагаем;
однако, судя по известным изображениям
ее внешнего вида, этот храм вероятнее
всего должен был быть бесстолпным.
Итак, помимо церкви Покрова в Рубцове
нам известно только пять бесстолпных
храмов с крещатым сводом и "горкой
кокошников". Все они были построены
между 1588 и 1600 гг. Первые четыре из названных
храмов относятся к еще более
краткому периоду 1588 и 1598 гг. Идентичность
их размеров, конструкции сводов и
некоторых приемов
Итак, в конце XVI в. в архитектуре Москвы и Московского уезда возникла группа бесстолпных храмов, перекрытых крещатым сводом со ступенчатыми распалубками, и увенчанных пирамидальной "горкой кокошников". С этими памятниками связаны наиболее смелые поиски конструктивного и объемного решения бесстолпных храмов в конце XVI в. В XVII в. описанный тип бесстолпного храма не получил развития, будучи вытеснен более простым сомкнутым четырехлотковым сводом. Единственным примером его использования вне рамок "годуновского периода" является церковь Покрова в Рубцове.
Ее сходство с перечисленными церквями хорошо заметно при первом же рассмотрении: церковь увенчана "горкой кокошников" из трех поставленных один над другим рядов, по три кокошника в каждом. Квадратный четверик перекрыт крещатым сводом, к нему примыкает трехапсидный алтарь.
Отметим основные черты, отличающие церковь Покрова: это приземистость объемов, крупный размер четверика (внутренние размеры 9*9 м) и постановка на высоком подклете. Кроме того, в церкви Покрова заметно искажение пропорций - тяжелый объем основания контрастирует с маленькой венчающей главкой, а "горка кокошников" вместо вертикальных треугольных имеет приплюснутые одутловатые очертания. Соответственно происходит перераспределение акцентов как в интерьере, так и в объемно-пространственном построении храма.
Одно
из важных и наиболее заметных отличий
церкви Покрова заключено в лапидарной
трактовке ее фасадов, где используется
самый простой набор элементов,
основанный почти исключительно
на возможностях кирпичной кладки (в
отличие от изысканных "итальянизирующих"
деталей Хорошевского храма). Законченная
композиция, в которой угадывается
ее образец - декор годуновских храмов
конца XVI в. - достигается при помощи
компоновки простейших элементов, которые,
кроме того, выглядят слишком вялыми
в сравнении с массивным
есоответствие
декора масштабам здания еще раз
убеждает нас в том, что архитектура
церкви Покрова была результатом
намеренного воспроизведения
Церковь Покрова в Рубцове - первый каменный обетный храм новой династии, строительство которого в родовой вотчине имело репрезентативное значение и было связано с идеей утверждения Романовых на троне, был построен по образцу годуновской церкви Троицы в Хорошеве мастерами артели во многом схожей по характеру используемых приемов с артелью, работавшей в Ярославле в начале 1620 - х годов.
Влияние образца - церкви Троицы - прослеживается в композиции симметричного двухпридельного плана, использовании крещатого свода со ступенчатыми распалубками, карнизом на уровне пяты свода и (возможно) машикулями, завершении четверика "горкой кокошников" с трехчастным антаблементом в его основании, а также в применении фриза консолей в карнизе барабана и килевидных кокошников заостренного рисунка в его основании.
Характерные
черты архитектуры 1620- х гг. проявляются
в искажении пропорций, лапидарности
декоративных элементов, что определяет
излишнюю массивность и некоторую
огрубленность архитектуры
Требования заказчика, возможно, проявились в крупных размерах церкви, постановке ее на подклет и использовании двухярусной крытой галереи.
Если предположение о строительстве церкви Покрова в Рубцове по образцу церкви Троицы верно, то к ее архитектуру следует рассматривать как результат уникального сочетания условий заказа и обстоятельств строительства. Рубцовский храм - единственный известный нам пример церкви первой трети XVII в., построенной по конкретному образцу конца XVI века, особенности архитектуры которого поэтому позволяют нам наглядно судить о том, насколько перерыв в строительстве, вызванный Смутным временем, повлиял на развитие архитектуры.
Проведенное
сравнение не позволяет говорить
о значительном забвении годуновской
архитектуры. Напротив, ее приемы и
принципы были сохранены, что позволило
добиться достаточно точного повторения
не только внешних форм образца, но
и деталей интерьера и
Однако
в 1620-е гг. были потеряны равновесие
пропорционального строя
3 Роль белорусских мастеров в истории русской архитектуры 17 века
С восшествием
на русский престол династии Романовых
жизнь в Московском государстве
после Смутных лет начала XVII века
стала быстро налаживаться. Страна
переживала подъем во всех сферах своей
жизни, и царский двор как никогда
ранее стал нуждаться в большом
количестве квалифицированных мастеров
для строительства и украшения
новых дворцов и храмов, налаживания
производства всего необходимого в
царском быту, чтобы стать вровень
с другими европейскими государями,
не уступая им ни в чем. Вслед за
царем знатные бояре и богатые
купцы стремились возводить свои
храмы, украшая их с еще не превзойденной
роскошью. Потребность в мастерах
художественных специальностей была велика,
будь то оружейники или иконописцы
они привлекались в придворную Оружейную
палату, объединившую множество различных
по своей специализации
Эти мастера
составляли лишь малую частью того
потока белорусских беженцев, который
хлынул в Россию в 50-е гг. XVII в. Московское
правительство, заинтересованное в
притоке нового населения на свои
земли, не выдавало Великому княжеству
Литовскому бежавших оттуда людей. Кроме
того, в белорусах видели притесняемых
католиками единоверцев, ищущих защиты
и покровительства
Большой
интерес России к белорусским
переселенцам объяснялся также тем,
что они были хорошими ремесленниками
в самых различных
Помимо целенаправленной
вербовки мастеров на царскую службу,
белорусы попадали в Московское государство
и иными путями. Многие бежали сами
под покровительство
Наряду
с царем целенаправленную политику
по привлечению в Россию белорусских
умельцев проводил патриарх Никон, который
нуждался в них для устроения
и украшения основанных им монастырей
- Иверского и
Работавшие при Никоне белорусские резчики по дереву и мастера по производству изразцов внесли неоценимый вклад в развитие русского монументально-декоративного искусства. Своим невиданным расцветом во второй половине XVII века оно обязано именно им. Белорусы привнесли в русскую художественную практику совершенно новые технологии и, более того формы орнамента, принципиальным образом изменившие стиль русского искусства. Белорусы, естественным образом воспринявшие на родине общеевропейские мотивы декора, активно внедряли их в русское декоративное искусство и архитектуру. Европейский декор с их легкой руки быстро прижился в России, тем более, что получен он был от единоверцев, в адаптированном к православию виде.
В первую
очередь это относится к
Для собора
Валдайского Иверского
Принципиальная новизна белорусской рези заключалась в том, что она была объемной и сквозной, фактически скульптурной. Резьба такого рода требовала и совершенно иного инструментария, неизвестного русским резчикам. При переезде из Воскресенского монастыря в Москву белорусы взяли с собой "6 стругов больших, 6 шархеблей, 25 стружков малых, 25 дорожников малых, 6 пил больших и средних и малых, 17 круглых долот, 5 клепиков, кружало, 4 молота-напарья, 9 долот токаренных, буравчик, два шила, семеры тиски деревянных, пять досок на чем делают столярное дело". Были взяты также две "книги деревянных резей в лицах", служившие образцом для резчиков и представлявшие собой богато иллюстрированные гравюрами европейские издания, предназначенные в помощь архитекторам и декораторам.