Архитектура западноевропейского барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:02, реферат

Краткое описание

Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.

Содержание

Введение
Глава 1. Архитектура западноевропейского барокко.
Глава 2. Барокко в Италии.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
2. 3. Творчество Франческо Борромини .
2. 4. Творчество Карло Райнальди.
2. 5. Творчество Гварино Гварини.
2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.
Глава 3. Барокко во Франции.
3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.
3. 2. Творчество Луи Лево.
3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.
3. 4. Творчество Клода Перро.
Глава 4. Барокко в Испании.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Глава 5. Барокко в Германии.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Глава 6. Барокко в Англии.
6. 1. Творчество Кристофера Рэна.
6 .2. Творчество Джона Ванброу.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура западноевропейского барокко..doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Барокко во Франции.

Несмотря на то, что Франция никогда в полной мере не присоединялась к барокко, она оказала свое влияние на его развитие в большей степени, чем любая другая страна, за исключением Италии. Эта было связано с тем, что слава Версаля, дворца «Короля-солнца» с великолепными садами Андре Ленотра, распространилась по всей Европе. К тому же именно французские художники вызвали к жизни сменивший барокко стиль – рококо.

Версаль, расположенный  в нескольких километрах от Парижа, представлял собой крупный участок  и предоставлял Людовику XIV большие возможности для создания модели монархической Вселенной. Зодчий Луи Лево в 1669 г. получил задание расширить и перестроить сравнительно скромную охотничью резиденцию, которая была построена в Версале по распоряжению Людовика III. Лево сохранил большие части старого замка, но садовый фасад он сделал длиной в 25 пролетов: центральная часть отступала назад и имела глубокую террасу.

Иконографическим источником декора семи помещений королевских  апартаментов, выполненных Шарлем Лебреном, стали мифы об Аполлоне, поскольку король считал себя живым воплощением греческого бога Солнца.

Оформление Ленотром садового комплекса 1662 – 1690 гг. следует  той же иконографии, кульминацией которой  является бассейн Аполлона с великолепной скульптурной группой работы Жана-Батиста Тюби.

Жюль-Ардуен Мансар, назначенный  королевским архитектором в 1685 году, пристроил к версальскому садовому фасаду монументальные крылья, которые  впечатляют не столько деталями, сколько  размерами, просто продлив ритм архитектуры  меньшего центрального блока.

Более удивительно ему  удалась центральная галерея, ведущая  на северном конце через арку в  салон Войны, а на Юге – в  салон Мира.

Начатая Мансаром в 1698 г. и завершенная в 1710 г. Робером де Коттом дворцовая капелла Версаля была двухэтажным зданием с хорами, предназначавшимися для короля и королевы. Высокий верхний этаж опоясывает впечатляющая колоннада из свободно стоящих коринфских колонн, которым соответствуют пристенные полуколонны.

Во-ле-Виконт. Луи Лево создал для министра финансов Николя Фуке великолепный дворец: Во-ле-Виконт под Парижем. При дворце был разбит первый ландшафтный сад работы Андре Ленотра. Главное парадное помещение дворца –Овальный салон в центральном купольном ризалите садового фасада – повторяет архитектуру несохранившегося Шато ле Ранси.

Расположение покоев Во-ле-Виконт предусматривало по обе  стороны от центрального салона господские апартаменты: для Фуке и для короля. Спальные покои короля, оформленные  Шарлем Лебреном с огромным количеством  позолоченной и расписанной в современном ему итальянском стиле лепнины, были самым роскошным помещением дворца. Королевская кровать стояла в алькове за аркой просцениума и была отделена от остального помещения невысокой балюстрадой по типу парапета алтаря.

 

 

3.1.   Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.

Жюль Ардуэн родился 16 апреля 1646 года в Марли. Учился зодчеству у Либераля Брюана — архитектора, известного созданием Отеля инвалидов в Париже. Кроме того, Жюль унаследовал коллекцию планов и чертежей своего знаменитого двоюродного деда Ф. Мансара. Заодно взял себе и его фамилию, ставшую сильной торговой маркой.

Карьеру самостоятельного архитектора  Жюль Ардуэн-Мансар начал с проекта дворца де Кланьи для мадам де Монтеспан. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Службу при дворе Людовика XIV Жюль начал с проекта по расширению дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Большого Трианона и первой королевской церквиНотр-Дам (Церковь Богородицы)в Версале. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693-1706), а также комплексы площадь Побед (нач. в 1684 г.) и Вандомская площадь (нач. в 1698 г.).

В творчестве Жюль Ардуэн-Мансар французская архитектура эпохи абсолютизма достигла высшего расцвета: сочетая строгие формы классицизма с пространственным размахом барокко, оперируя крупным масштабом (большой ордер), он придавал своим произведениям величавый и торжественный характер.

Архитектор скончался 11 мая 1708 г.

 

3. 2.  Творчество Луи Лево.

Луи Лево родился  в Париже в 1612 году. Ему было сорок  три года, когда началось строительство  ансамбля дворца и парка Во ле Виконт (1655–1661), ставшего первым произведением  архитектуры французского классицизма  второй половины XVII века, в котором  ясно ощущается преобладание художественных принципов классицизма над старыми традициями.

Наряду с  Лево создателями этого замечательного произведения, построенного для генерального контролера финансов Фуке и во многом предвосхитившего ансамбль Версаля, были мастер садово паркового искусства  Андре Ленотр, разбивший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

По композиции плана, выделению центрального и  угловых башнеобразных объемов, увенчанных высокими кровлями, общему открытому характеру здания, окруженного  наполненным водой рвом, дворец Во ле Виконт напоминает дворец Мезон Лаффит. Как в Мезон Лаффит, в архитектуре этого дворца все еще сохраняются некоторые восходящие к прошлым столетиям традиционные черты французского зодчества. Тем не менее в облике здания, так же как и в композиционном ансамбле в целом, несомненно, торжество классицистических архитектурных принципов.

Это проявляется, прежде всего, в логичном и строго выверенном планировочном решении  дворца и парка. Большой овальной формы салон, составляющий центральное  звено анфилады парадных помещений, стал композиционным центром не только здания, но и ансамбля в целом, поскольку он расположен на пересечении его основных осей (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных, совпадающих с продольной осью здания). Таким образом, здание и парк подчинены строго централизующему композиционному принципу, позволяющему привести разнообразные элементы ансамбля Во ле Виконт к большому художественному единству и выделить дворец как самую главную составную часть ансамбля.

Расчет на долевое восприятие, на обозрение дворца из парка или со стороны главного фасада, от ограды или извне, определил и многие особенности ансамбля Во ле Виконт. Преувеличенные по масштабам статуи, полулежащие на фронтонах главного фасада, хорошо видны издалека. Они подчиняются собственным масштабным меркам, поскольку выполняют свою роль не только в облике здания как такового, но и в контексте ансамбля. Рассматриваемые издалека, пилястры колоссального ордера весьма помогают глазу уяснить стройность здания, а пересечение пилястрами межэтажного антаблемента не смущает зрение в такой перспективе. Безукоризненная геометрия партеров, дорожек, водоемов, созданных Ленотром, словно вбирает в себя упорядоченность всего ансамбля в целом и оставляет за дворцом право быть несколько прихотливым, но не преступая при этом некую меру.

Подлинно барочная архитектура не заботилась о комфортности самочувствия человека в сфере своего действия, да и само это действие не таково, чтобы помогать успокоиться. Такая важная часть Во ле Виконт, как овальный салон, наделена самой настоящей комфортабельностью уже в своем образном решении, то есть внушает и успокоение, и какую то «подтянутость» своим просторным, светлым и в то же время обозримым и собранным интерьером. Сходное художественное внушение способен осуществить и парк.

Ансамбль создан с расчетом на то, чтобы человек  чувствовал себя там и привольно, и спокойно, и удобно. Помещения  дворца связываются в додуманные функциональные серии. Парадный «блок» помещений состоит из вестибюля, главного зала, лестницы, столовой. От них отделены индивидуальные жилые «блоки», состоящие обычно из прихожей, спальни, кабинета, гардероба. Отдельные части здания и разные его этажи тщательно изолированы друг от друга, и в то же время продуманы связи между ними, позволяющие избежать далеких переходов. Главные помещения дворца расположены на первом этаже и достижимы без подъема по лестнице. Службы отнесены подальше, в отдельные постройки.

Другим крупнейшим сооружением Лево является отель  Ламбер в Париже. А в 1660 е годы Лево построил Коллеж четырех наций – учебное заведение, предназначенное для дворянской молодежи недавно присоединенных к Франции областей. Это произведение обозначает начало нового этапа развития архитектуры.

В Коллеже Лево развивает принципы классицистической архитектуры в условиях городского ансамбля. Располагая здание Коллежа на набережной Сены, Лево раскрывает мощные, широко развернутые полукружия его фасада в сторону реки и ансамбля Лувра таким образом, что купольная церковь, являющаяся центром композиции Коллежа, приходится на оси Лувра. Этим достигается закономерное пространственное единство крупных городских зданий, образующих в совокупности один из архитектурных ансамблей центра Парижа.

Лево не просто связал друг с другом две внушительные постройки, но и обыграл пространство между ними, занятое большей частью рекой с ее набережными. Если барокко пользуется природными элементами в городской среде в виде водных струй фонтанов и вообще предпочитает воду в подвижном и даже стремительном состоянии, то между Лувром и Коллежем расстилается водная гладь. Она играет здесь не скульптурную и не живописную роль, а роль архитектоническую, как бы обозначая, подобно гигантскому уровню, безупречную горизонталь в фундаменте ансамбля.

Вогнутый фасад  Коллежа заставляет вспоминать об архитектуре барокко. Во Франции такого рода решения применялись до 1660 х годов только в строительстве внутренних, дворовых фасадов зданий, будь то особняки Ленотра и Лево или двор Орлеанского корпуса в Блуа, где Мансар поставил изогнутую колоннаду, которая зрительно сливается с фасадом.

Поместить вогнутый фасад в узле ответственного городского ансамбля внушительных размеров –  это значит предсказать устремления  классицизма XVIII века, когда наряду с прямоугольными планами получили развитие и криволинейные композиции больших масштабов.

Характерно  для Лево, что фасад является как  бы сценической декорацией, точнее, архитектурным экраном, призванным исправить нерегулярное расположение самого здания, идущего наискосок, под  углом к линии набережной. Такая зрительная коррекция напоминает о приемах строителей городских отелей, имевших, как правило, дело с неправильными участками. Разработанный в архитектуре отелей, как на небольшом испытательном полигоне, принцип исправления неправильностей утвердился в городской архитектуре классицизма и применялся в таких монументальных ансамблях, как Дворцовая площадь в Петербурге с ее аркой.

Работами Л. Лево и К. Перро начинается тот  этап развития архитектуры, когда классическая система мышления заявляет о своей  общеобязательности, а ее выразительные средства приобретают особый размах. На переходе к этому этапу существенную роль сыграл Лево, который стремился уловить выдвигаемые временем потребности. Тем более что его искусство достаточно многогранно – от непринужденной зрелищности Во ле Виконта до торжественности Коллежа четырех наций. Он пользовался приемами барокко, обращался к традициям Палладио, ценил наследие французских зодчих Возрождения. Лево ни в чем не отказывал своей архитектуре, но не утрировал и не нагромождал разнородное и владел широким диапазоном средств разумно, находчиво и с чувством меры.

Закономерно, что  последней стадией творчества Лево становится его работа над Версальским  дворцом (с 1668 года). Видоизменив и  расширив первоначальный скромный замок, мастер создает П образную в плане композицию с внушительным фасадом, выходящим в парк, над оформлением которого работает Ленотр. Колоссальный ордер, издавна принадлежавший к типичным и излюбленным средствам Лево, ставится на цокольный этаж. Однако зодчий пытался внести некоторую свободу и живость в торжественное архитектурное зрелище: садовый фасад Лево имел террасу на втором этаже, там, где позднее сооружена Зеркальная галерея.

Эта принадлежность загородного дворца, наделенная известной  непринужденностью, оказалась, однако, не ко времени. Государство в лице короля требовало не разнообразия приемов, а определенного рода эффекта. «Большой стиль» достигает своих высот в некоторой степени за счет отказа от более широкой шкалы художественных средств, разрабатывавшихся архитектурой ранее.

Лево умер в  Париже 11 октября 1670 года. Версальский  дворец достраивался начиная с 1678 года под руководством Ардуэна Мансара.

       

3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.

Андре Ленотр (1613-1700) –  гений садово-паркового искусства, утвердивший французский классический регулярный стиль. До него в проектировании садов отсутствовали единство и целостность общей картины, господствовала разрозненность фрагментов.

Андре Ленотр будущий придворный садовник Людовика ХІV родился в семье Жана Ленотра, главного садовника парка Тюильри. Дедом Андре был Пьер Ленотр – старейшина крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Первые работы великого ландшафтного архитектора - переустройство партеров в Фонтенбло (1645-1646) и проект террасы в Сен-Жермене.

Свой первый масштабный проект парка Андре Ленотр создал для министра финансов Николя Фуке, в его загородной резиденции.

Парк Во-ле-Виконт - знаменитый шедевр, являющийся плодом творения Ленотра, архитектора Лево и художника  Лебрена.

Перед началом строительства был вырублен лес, разрушено три деревни, изменено русло реки, преобразован рельеф. Восемнадцать тысяч человек трудилось над реализацией задуманного проекта.

В период с 1655 по 1661 гг. на 100 га земли были преобразованы до неузнаваемости: целые залы создавались под открытым небом с помощью боскетов – замкнутых участков парка с насаждениями правильной геометрической формы, ограниченных живой изгородью, здесь располагались скульптуры, декоративные партеры, статуя Геркулеса, фонтаны, бассейн, водяной каскад, гроты и канал. Дворец, окруженный водой, связывал с парком подъемный мост.

Информация о работе Архитектура западноевропейского барокко