Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:10, курсовая работа
Восемнадцатый век — время замечательного расцвета русского зодчества. Продолжая, с одной стороны, свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты.
1. Введение
2. Архитектура России первой трети XVIII века: барокко.
2.1. Барокко в России первой трети XVIII века
2.2. Стиль барокко
2.3. Аннинское барокко в Москве
2.4. Елизаветинское барокко в Москве
3. Некоторые выдающиеся памятники архитектуры России первой трети XVIII века
4. Иван Петрвч Зарудный
5. Иван Федорович Мичурин
6. Список испоьзуемой литературы и интернет сайтов
Здание использовалось для масонских
собраний; восстановлено как храм
в 1863 году, когда по распоряжению митрополита
Филарета со стен были стерты масонские
символы и изречения[4]. (По другим сведениям, в 1821 году Меншикова
башня была причислена к почтовому ведомству
и именовалась церковью Архангела Гавриила
при Почтамте как летний (неотапливаемый)
храм[5]). Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церко
В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою[7]. Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском, который был разрушен в 1964 году; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь городаМахачкалы.
Храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе
Церковь Петра и Павла на Новой
Басманной улице была построена в 1705-1728
годах, на месте деревянного храма, сооружённого
на этом месте в 1695 году. Строительство
церкви началось архитектором И.П. Зарудным
по указу Петра I и «по данному собственной
его величества руки рисунку», но было
приостановлено на несколько лет из-за
указа 1714 года «О запрещении каменного
строительства в Москве». Завершено уже было под руководством архитектора
И.Ф. Мичурина. В 1745-1746 годах по проекту
архитектора К.И. Бланка с запада по оси
с храмом была возведена колокольня.
Церковь принадлежит к немногочисленной
в Москве группе памятников раннего барокко,
тяготеющего к западноевропейским формам.
Монументальную представительность объёмов
церкви подчёркивало лаконичное декоративное
оформление. Фасады украшали лишь профилированные
белокаменные карнизы и пилястры. Частично
сохранившиеся на фасадах рустованные
угловые пилястры и плоские штукатурные
наличники, выполненные в необарочных
формах, относятся ко времени обновления
здания в середине 19 века. Тогда же в 1856
году нижний ярус галереи был приспособлен для размещения
2 приделов (иконы Богоматери «Утоли
моя печали» и иконы Владимирской Богоматери)
и перестроен переход между храмом и колокольней.
Колокольня церкви Петра и Павла — одно
из самых ярких в Москве произведений
барокко, выделяющееся среди одновременных
сооружений динамичным силуэтом и насыщенной
ордерной декорацией. Почти скульптурная
пластика архитектурного декора колокольни
отчётливо противопоставлена лаконичным
формам храма, создавая чрезвычайно эффектную
по своей художественной выразительности
композицию.
В притворе верхней церкви сохранились
настенные росписи рубежа 18-19 веков, выполненные
на темы Апокалипсиса. В переходе между
храмом и колокольней находится чугунная
лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу
участка, сохранилась белокаменная ограда
с замечательной кованой решёткой в стиле
барокко, выполненной в середине 18 века
для церкви Спаса на Большой Спасской
улице (церковь, к сожалению, не сохранилась)
и перенесённой сюда в 1966 году.
После 1922 года церковь была захвачена
обновленцами, а в 1931 году, после закрытия
Храма Христа Спасителя, здесь обосновался
со своей «Богословской академией» их
лидер А.И. Введенский.
Церковь была закрыта в 1934-1994 годах. В ней
размещались склад и различные учреждения.
Частичная реставрация проведена в 1960-х
и 1990-х годах. В 1992 году церковь была возвращена
русской православной церкви.
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
Церковь Рождества Богородицы — один
из подмосковных православных храмов
начала XVIII века, которые обозначили радикальный
разрыв с древнерусской архитектурной
традицией. Вотчинный храм князя Г. Ф. Долгорукова предст
Один из первых за пределами Петербурга храмов русской церкви, воплотивших в себе черты западноевропейского барокко. Это наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от всей 1-й пол. XVIII века ротонд. Церковь была начата на средства Григория Фёдоровича Долгорукова (1656—1723), продолжена его сыном Сергеем, и закончил внук Николай, которому имения были возвращены императрицей Елизаветой Петровной. Он снабдил церковь алтарем, иконостасом, иконами, завершил столярные работы, в 1754 году написал прошение в Синод о разрешении освятить церковь. Храм был освящен в 1754 году (в старых исследованиях, до публикации В. В. Зубарева в 1991 году, эта дата встречается как год его создания).
Автор проекта неизвестен, напоминает постройки учеников К. Фонтана. В документах найдено упоминание, что «церковь должна быть круглая, согласно чертежу и указаниям иноземца Лоренца фон Фикина». В другом контракте упоминается имя иностранца Андрея Шульца, указаниями которого артель должна пользоваться помимо чертежа. Разрешение на постройку каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года указом митрополита Стефана по прошению Г. Ф. Долгорукова. После 1861 года рядом с церковью были построены каменная ограда и колокольня (уничтожены после революции).
Храм представляет собой редкий
для России тип купольной ротонды. Двусветная оштукатуренная
кирпичная ротонда в первом ярусе окружена
открытой арочной галереей (соединенной
с корпусом системой крестовых сводов),
которая на втором ярусе превращается
в балкон с балюстрады. Опоры галереи украшены каннелированными пиля
Уникальной особенностью храма были 16 статуй: двенадцать апостолов и четыре евангелистов, установленных на балюстраде над галереей. Они поставлены по осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады. Использование круглой скульптуры является редкостью для православной церкви. В семидесятых годах XX века пять из них были сброшены. В начале 1980-х годов была начата реставрация фасадов одной из мастерских треста «Мособлстройреставрация». Скульптуры были сняты с балюстрады храма и укрыты коробом. В настоящее время часть скульптур разрушена, некоторые из сохранившихся находятся на реставрации в филиале Серпуховского историко-художественного музея, который расположен в здании Троицкого собора. План ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря предусматривал замену их на фасаде гипсовыми копиями.
Белокаменная резьба и скульптура подмокловского храма были выполнены из мячковского известняка. Ранее считалось, что эти скульптуры — работа приезжих иностранцев, однако обнаруженный контракт дал возможность узнать имена местных мастеров-резчиков: подрядчик Иван Зимин и резчики Петр Дмитриев, Дмитрий Васильев, Иван Говор, Кондратий Марков, Гаврило Васильев, Тимофей Марков, Григорий Васильев.
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895 г.) сообщается: «Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход».
В 1883—1893 гг. храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады.
В 1915 году в храме служил 1 священник
и псаломщик. В 1937 храм был закрыт
и использовался под
Церковь Святого Иоанна Воина на Якиманке
Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка (улица Большая Якиманка, 46).
Здание храма возведено в 1704—
Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещалисьСлобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.
В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве;согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя[2].
В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754—1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
В 1785—1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и С.-Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как талантливый проповедник.
В 1779—1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) иВасилием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.
С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский). В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).
Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.
В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).
Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
Южный придел храма — во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный — свт. Димитрия Ростовского; приставной — великомученицы Варвары; в храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.
В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами — в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» — пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.
4. Иван Петрович Зарудный (1670(?)-1727)
Иван Петрович Зарудный - русский
художник широкого диапазона, один из
основоположников нового направления
в русском искусстве ХVШ
Место и год рождения Зарудного не установлены. Известно лишь, по свидетельству русского историка С. М. Соловьева, что И. П. Зарудный умер в 1727 г. Вероятно, зодчий прибыл в Москву вместе с теми южнорусскими священниками, риторами, художниками и ремесленниками, которые во множестве наехали сюда во второй половине XVII века. Только этим, конечно, объясняется загадочное прозвище "иноземец", примененное к нему в одном сенатском указе 1713 г. о выдаче жалованья Зарудному за его службу по охране "глобоза" - глобуса, привезенного из Амстердама. Доныне сохранилась любопытная переписка И. П. Зарудного с князем Меньшиковым, исключающая всякие сомнения в его происхождении.
Жизнь и творческая деятельность Зарудного проходили на фоне больших и знаменательных для всей России исторических событий, когда Петр I начал решительное преобразование страны.
Выписывая из-за границы знаменитых мастеров, Петр I в то же время всячески старался создать собственные кадры зодчих, скульпторов, художников и т. п. Наиболее одаренные молодые люди посылались в лучшие высшие учебные заведения Европы: они назывались "петровскими пенсионерами".
И. П. Зарудный не принадлежал к
числу "пенсионеров", но, как отмечал
И. Э. Грабарь, он "должен быть причислен
к самым замечательным
В основном работа Зарудного проходила в Москве. Своеобразие определяющего архитектурного стиля Москвы этого периода заключалось в том, что два его варианта - старомосковское и западное барокко - существовали как бы одновременно. Блестящим памятником новомосковской архитектуры стала Меньшикова башня, создателем которой был И. П. Зарудный. Меньшиковой башней народ прозвал церковь Архангела Гавриила, "что на Чистом пруду".
В 1704 г. А. Д. Меньшиков, бывший прихожанином церкви Архангела Гавриила в Мясниках, сломал эту невзрачную и уже обветшавшую церковку, с тем чтобы с весны будущего года приступить к постройке новой. Последняя должна была стать обширнее и наряднее старой. Мало того, Меньшикову хотелось, чтобы выстроенный по его заказу храм затмил своей красотой все московские строения, а высотой превзошел не только Сухареву башню, но и самого "Ивана Великого".
Башенная форма храма была подсказана
необычайным успехом Сухаревой
башни, всего лишь за три года до
того оконченной к великой радости
Петра I. Меньшиков, уже тогда постигший
искусство угадывать и