Архитектура современных театральных зданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является сбор информации о советской архитектуре, в частности о театрах оперы и балета, и представление ее в единой систематизированной форме в виде реферата. Взято три театра оперы и балета разных годов постройки и из разных городов. А соответственно и разных архитектурных стилей.
Задачи данной работы – проанализировать театры оперы и балета
- архитектуру,
- интерьеры,
- стили и, по возможности,
- конструкции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1. Общая характеристика архитектуры театров…………………………………….
1.1. Архитектура периода 1930 – 1940 годов……………………………………......
1.2. Архитектура периода 1940 - 1945 годов….…………………………………….
1.3. Архитектура периода 1945 – 1960 годов………………………………………..
1.4. Архитектура периода 1960 – 1980 годов………………………………………..
2. Сравнительная характеристика оперных театров России……………………….
2.1. Новосибирский театр оперы и балета…………………………………………..
2.2. Челябинский государственный академический театр оперы и
балета имени М. И. Глинки……………………………………………………..
2.3. Воронежский государственный театр оперы и балета…………………………
Заключение ……………………………………………………………………………
Литература……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по современной арх-ре.docx

— 487.41 Кб (Скачать файл)

При типовой  индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые  придают районам своеобразие. Выявить  и сформировать приципы советской архитектуры помогли конкурсы на новый проект Дворца Советов (1958 и 1959 гг.). Хотя проекты не получили осуществления, в конкурсе приняли участие ведущие архитекторы.

Тогда была построена гостиница «Юность» (Москва, 1961, арх. Юрий Арндт, Т. Ф. Баушева, В. К. Буровин, Т. В. Владимирова; инженеры Нина Дыховичная, Б. М. Зархи, И. Ю. Мищенко). Она сделана с использованием крупных панелей, тех же, которые применялись в жилищном строительстве. Облик здания простой, формы геометрически четкие. К тому же году относится кинотеатр «Россия» («Пушкинский») с его выдвинутым козырьком. Государственный Кремлёвский дворец (1959—1961) — пример лучших общественных сооружений этого времени (арх. Михаил Посохин). В нем решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями. Дворец пионеров в Москве (1959-63) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединенных между собой пространственной композицией. Элементы расположены свободно, с многообразными формами декоративных украшений.

В 1960-70-х гг. развивался новый стиль архитектуры  — простая, экономная, на основе новой  индустрии и выражающая возможности  современной техники. Важные объекты  этого периода — Проспект Калинина (1964-9, арх. М. В. Посохин). Он же с А. А. Мндоянцем, В. А. Свирским и инженерами В. И. Кузьминым, Ю. Рацкевичем, С. Школьниковым и проч. построил трехконечное Здание СЭВ (1963—1970), которое считалось «одним из самых выразительных по архитектуре сооружений последнего времени». Останкинская телебашня (1967) доказывает рост технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам начали строиться станции метрополитена, которые дифферинцируются благодаря разлисным отделочным материалам.

Национальная  архитектура союзных республик  развивается по тем же принципам, но акцентирует своеобразие, благодаря  трактовке отдельных архитектурных  деталей, декоративным свойствам материала, и проч. Дворец искусств в Ташкенте (1965, арх. Ю. Халдеев, В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев) соединяет простые архитектурные формы и красочную фресковую живопись. Форма здания оригинальна — оно напоминает горизонтальную каннелюированную колонную. В фасаде Управление Каракумстроя в Ашхабаде (1967, арх. А. Ахмедов, Ф. Алиев, скульпторы В. Лемпорт, Н. Силис) вплетен национальный орнамент и условные скульптурные изображения. Этот синтез включает архитектуру и национальные традиции.

Стиль советской  архитектуры этого времени эволюционирует. Он отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и  затем выдвигает новыую проблему — соответствие органическим формам. Пример решения этих вопросов — Дворец художественных выставок в Вильнюсе (1967, арх. В. Чеканаускас), Павильон СССР на Международной выставке в Осаке (1967-8, арх. М. В. Посохин, В. А. Свирский). Появляется тяготение к кривым линиям, перетеканию форм, при сохранении достигнутой ранее строгости и целесообразности архитектурных сооружений.

 

 

2. Сравнительная характеристика  оперных театров России

 

2.1. Новосибирский театр оперы  и балета

 

Новосибирский государственный академический  театр оперы и балета - театр  федерального подчинения (см. приложение №1). Первый спектакль состоялся 12.05.1945 года (опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки).

Строительство здания началось в 1931 (закладка первого  камня 22.05.1931). По первоначальному проекту художника Большого театра СССР М.И. Курилко, архитектора-художника Т.Я. Бардта, архитектора А.З. Гринберга - Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с уникальными размерами зрительного зала и параметрами сцены, с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади, со знаменами в руках должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене. На этой гигантской сцене могла помещаться и техника - машины, трактора. По данному проекту зрительный зал должен был иметь 3000 мест.

К 1933 г. сооружение в основных конструкциях поднялось  над городом в самом его  центре. Архитектура театра была выполнена в стиле конструктивизма (авангарда), занимающего в те годы основные творческие позиции в среде зодчих. Но изменилась формальная направленность архитектуры в стране. Лозунг декоративного обогащения и следования классическим образцам в архитектуре был императивно указан зодчим. В результате этого проект был изменен во 2-й Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева, и с 1936 строился театр оперы и балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В.С. Биркенберга и инженера-конструктора Л.М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937).

В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны, строительство  законсервировали. Во время войны  в здании хранились сокровища  музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковской  галереи, Павловского дворца и др.). Изредка использовалась и сцена  для проведения концертов - здесь  выступал в годы войны Академический  симфонический оркестр Ленинградской  филармонии под управлением Евгения  Мравинского (Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске).

В 1942 году правительство  СССР принимает решение о срочной  достройке театра. В феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и здание сдается в эксплуатацию. Сразу же начинается формирование труппы.

Здание театра является памятником истории и архитектуры. Общая площадь здания - 11837,8 м2, объем - 294 3400 м3 - превышающий объем здания Большого театра России.

С точки зрения инженерного искусства театр  является исключительно сложным  сооружением. Самая уникальная часть  здания - конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрфорсов и ферм впервые  было применено в строительной практике Европы. Кровля купола - тысячи железных чешуек серебристого цвета.

Пространственная  композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.

Размеры сцены  соответствуют общим масштабам  здания. Глубина сцены 30 м, высота до колосников - 29,5 м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес  состоял из пемзобетона, весом 72,5 тонн. Во время реконструкции (2003 г.), он был заменен на новый, облегченный, весом 32 тонны.

До реконструкции  большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный зал - 450 мест, малый  зал - (верхняя сцена) 150 мест. Большой  и концертный залы связаны центральным кольцевым фойе.

С 14 апреля 2004 года по 14 декабря 2005 года Большой зал, фойе 2 го этажа и сценическая  коробка театра были закрыты на ремонт, реставрацию и реконструкцию.

После ремонта  и реконструкции число мест в  большом зале стало 1774 (вместе с местами  для инвалидов-колясочников), в концертном - 375.

Особый архитектурный  прием использован в решении  верхней части интерьера большого зрительного зала - мощная галерея  над амфитеатром, которая обрамляет  площадь живописного плафона  с хрустальной люстрой диаметром 6 метров и весом около 2-х тонн. Оригинален потолок зрительного  зала - своеобразный акустический экран  из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи  заполнено 16 скульптурами - копиями  произведений античных мастеров.

 

2.2. Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки.

 

29 сентября 2011 года Челябинскому театру оперы  и балета им. М.И. Глинки (см. приложение №2) исполнилось  55 лет. Несмотря на то, что в сравнении с другими театрами уральского региона он – самый  молодой, все же полвека – это уже история. 

На месте, где сегодня находится здание театра, был когда-то Христорождественский собор. 200 лет стоял он на этом месте, оглашая округу своим колокольным звоном. Пропагандист марксистского атеизма Емельян Михайлович Ярославский, который в течение многих лет по поручению партии возглавлял ряд государственных и общественных учреждений, осуществлявших антирелигиозную пропаганду, настаивал на уничтожении храмов. Именно это стало причиной сноса не только Христорождественского собора, но и многих других церквей России. На месте разрушенного собора сразу же (в 1937 году) начинается строительство здания для музыкально-драматического театра. Позднее, площадь, на которой построят здание театра, станет носить имя  Е.М. Ярославского. 

Открытию  театра  помешала война. В 1941—1948 гг. в здании театра размещался эвакуированный из Москвы завод «Калибр». Позже челябинцы построили для него специальные корпуса. Промышленная деятельность завода имела негативные последствия для состояния здания театра, восстановление которого потребовало значительного времени. Открытие театра состоялось 29 сентября 1956 года. Первой постановкой стала опера «Князь Игорь». В 1980—1983 гг. была проведена масштабная реконструкция здания, в результате которой оно обрело современный вид.

Монументальное  здание театра построено в духе русской  классической архитектуры (автор проекта  Н. Куренной). Над фронтоном, покоящимся на восьмиколонном портике, скульптурная композиция «Танец, Музыка и Рабочий», работа скульпторов Г. и Ю. Нерода, Ш. Муратова и И. Рукавишникова. Всего в здании более двухсот различных помещений. Бригада художников под руководством академика А. Дейнеки осуществила роспись зрительного зала и фойе.  Вестибюль и парадные лестницы украшены мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, художественное литье каслинских мастеров. Люстры, канделябры, торшеры и бра изготовлены из бронзы и хрусталя по специальным эскизам.  Вновь построенное театральное здание стало дворцом искусства, местом гордости челябинцев.

Лишь недавно  после реконструкции открылся уютный сквер перед театром. В нем  помимо аккуратных клумб, подстриженных  кустов, удобных скамеек высится  памятник композитору Михаилу Глинке.

 

2.3. Воронежский государственный театр  оперы и балета

 

Создан в 1931 как театр музыкальной комедии. В 1960 решением правительства преобразован в музыкальный театр, с 1968 – современный  статус и название.

Строительство театра началось еще в довоенное  время по проекту архитектора  Б.В. Ефимовича. Были возведены стены, междуэтажные перекрытия, балконы, портал стены, сценические коробки.

С началом  Отечественной войны строительство  было приостановлено, и только в 1957 г. появилась возможность возобновить  его. К этому времени вышли  нормы по проектированию театров, что повлекло необходимость корректировки ранее выпущенной проектной документации. Выяснилось, что в зрительном зале было запроектировано большое количество мест с ограниченной видимостью, размеры портала сцены и оркестровой ямы были занижены. После доклада руководства города и обкома партии, последовало указание корректировку проекта выполнить силами "Облпроекта". Узнав об этом, Б.В. Ефимович поспешил приехать из Москвы в Воронеж с авторским требованием передачи корректировки проекта ему, но получил отказ.

Для работы над театром была сформирована группа во главе с главным архитектором И.А. Ильевским. В нее вошли Р.В. Березина, Л.С. Сизов, В.А. Казанцев и Л.Б. Целярицкая.

В проекте Б.В. Ефимовича фойе по архитектуре очень было похоже на фойе уже построенного кинотеатра "Спартак" (архитектор Неведров). Естественно, в театре хотелось иметь фойе с иной архитектурой. Разработав несколько вариантов, Березина и Левицкий поехали в Москву на консультацию к академику архитектуры И. В. Жолтовскому. Прием был назначен на ночное время: Иван Владиславович работал всегда ночью. В результате обсуждения был одобрен вариант с колоннадой высотой на один этаж несущей антресоли, который и был реализован.

Прежде чем  приступить к дальнейшей работе, был  организован архитектурный совет  в стенах строящегося театра. Присутствовали главный архитектор города А.С. Плотников, главный архитектор "Облпроекта" И.А. Ильевский, начальник первого строительного отдела Л.В. Мордухович, архитекторы Н.В. Александров, Ю.В. Львов, В.А. Казанцев, представители областного отдела культуры и другие.

Архитектор  Александров внес предложение соединить  амфитеатром партер зрительного  зала с фойе второго этажа.

Работу распределили следующим образом: Р. В. Березиной - фойе, Л. С. Сизову - фасады, И. А. Ильевскому и Л. Б. Целярицкой - главный вестибюль, В.А. Казанцеву - зрительный зал с прилегающими помещениями. Вариант, предложенный архитектором Александровым, был выполнен и представлен иллюстративный материал на архитектурный совет при Главном архитекторе города. На этот совет по инициативе областного отдела культуры был приглашен из "Гипротеатра" (г. Москва) архитектор Наприенко. В ходе рассмотрения некоторые выступающие высказали сомнение по поводу надобности амфитеатра. Наприенко их поддержал и рекомендовал проработать вариант без него. Предложение было принято. После выполнения эскизного проекта материал был рассмотрен на совете и вариант был принят к разработке рабочих чертежей.

Проектирование  и строительство театра велось одновременно, спешили все закончить к приезду  Хрущева, который хотел провести в нем совещание по сельскому  хозяйству Черноземья. В связи  с этим областное и городское  руководство запретило выполнять  роспись потолка и лепные декоративные детали на барьерах балконов, боялись, что это будет архитектурным  излишеством.

Высокий портик из шести колонн, расположенных между  фланкирующими пилонами с пилястрами на углах, образует большую лоджию, перекрытую треугольным фронтоном  во всю ширину здания, и подчеркивает главный вход в театр со стороны  площади.

Из вестибюля  первого этажа с вместительным  гардеробом по удобным широким лестницам  зрители проходят в главное фойе театра. Это самое обширное и парадное помещение для отдыха зрителей в  антрактах (арх. Р. В. Березина). Большой  двусветный зал изнутри окружают колонны, поддерживающие балкон, который  опоясывает все фойе; высоко над  балконом простерся пятнадцатиметровой ширины красивый плафон.

Информация о работе Архитектура современных театральных зданий