Античный мир
Античным миром называют эпоху
цивилизаций древней Греции и древнего
Рима. Объединили их не только общий социально – политический строй – рабовладельческий, но и схожие
черты культурного развития.
Архитектура
Древней Греции (XII в. до
н.э. - I в. н.э.)
Без сомнения, самое
большое влияние на последующие поколения
оказало искусство Древней Греции. Его
спокойная и величественная красота, гармония
и ясность служили образцом и источником
для позднейших эпох истории культуры.
Потребовалось несколько
столетий, прежде чем дорийские племена,
явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6
веку до н.э. создали высокоразвитое искусство.
Далее последовали три периода в истории
греческого искусства:
1) архаика, или древний
период, - примерно с 600 до 480 года
до н.э., когда греки отразили нашествие
персов и, освободив свою землю от угрозы
завоевания, получили снова возможность
творить свободно и спокойно;
2) классика, или
период расцвета, - с 480 по 323 годы
до н.э. - год смерти Александра Македонского,
который покорил огромные области, очень
непохожие по своим культурам; эта пестрота
культур была одной из причин упадка классического
греческого искусства;
3) эллинизм, или
поздний период; он закончился
в 30 году до н.э., когда римляне завоевали
находившийся под греческим влиянием
Египет.
Греческая культура
распространилась далеко за пределы своей
родины - на Малую Азию и Италию, на Сицилию
и другие острова Средиземноморья, на
Северную Африку и другие места, где греки
основывали свои поселения. Греческие
города находились даже на северном побережье
Чёрного моря.
Величайшим достижением
греческого строительного искусства были
храмы. Древнейшие развалины храмов относятся
к эпохе архаики, когда вместо дерева в
качестве строительного материала стали
использовать желтоватый известняк и
белый мрамор. Полагают, что прообразом
для храма послужило древнее жилище греков
- прямоугольное в плане строение с двумя
колоннами перед входом. Из этой простой
постройки выросли со временем различные
более сложные по своей планировке типы
храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом
основании. Он состоял из помещения без
окон, где находилась статуя божества,
здание окружали в один или два ряда колонны.
Они поддерживали балки перекрытия и двускатную
крышу. В полутёмном внутреннем помещении
у статуи бога могли бывать лишь жрецы,
народ же видел храм только снаружи. Очевидно
поэтому главное внимание древние греки
уделяли красоте и гармонии внешнего облика
храма.
Строительство храма
было подчинено определённым правилам. Размеры,
отношения частей и количество колонн
были точно установлены.
В греческой архитектуре
господствовали три стиля: дорический,
ионический, коринфский. Древнейшим из
них был дорический стиль, который сложился
уже в эпоху архаики. Он был мужественным,
простым и мощным. Название он получил
от дорических племён, которые его создали.
Сегодня сохранившиеся части храмов белого
цвета: покрывавшие их краски с течением
времени осыпались. Когда - то их фризы
и карнизы были раскрашены в красный и
синий цвета.
Ионический стиль возник
в Ионийской области Малой Азии. Отсюда
уже он проник в собственно греческие
области. По сравнению с дорическим колонны
ионического стиля более нарядны и стройны.
Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя
часть капители напоминает подушку с закрученными
в спираль углами, т.н. волютами.
В эпоху эллинизма,
когда архитектура стала стремиться к
большей пышности, чаще всего стали использовать
коринфские капители. Они богато украшены
растительными мотивами, среди которых
преобладают изображения листьев аканта.
Случилось так, что
время пощадило старейшие дорические
храмы главным образом за пределами Греции.
Несколько таких храмов сохранилось на
острове Сицилия и в Южной Италии. Самый
известный из них - храм бога моря Посейдона
в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который
выглядит несколько тяжеловесным и поземистым.
Из ранних дорических храмов в самой Греции
наиболее интересен стоящий ныне в развалинах
храм верховного бога Зевса в Олимпии
- священном городе Греков, откуда ведут
своё начало Олимпийские
игры.
Расцвет греческой
архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта
классическая эпоха неразрывно связана
с именем знаменитого государственного
деятеля Перикла. Во время его правления
были начаты грандиозные строительные
работы в Афинах - крупнейшем культурном
и художественном центре Греции. Главное
строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Афинский
акрополь V в. до н.э.
Афинский
акрополь V в. до н.э.
Даже по развалинам
можно представить, как прекрасен был
в своё время Акрополь. Вверх
на холм вела широкая мраморная лестница.
Справа от неё на возвышении, как
драгоценная шкатулка, поставлен небольшой
изящный храм богине победы Нике. Через
ворота с колоннами посетитель попадал
на площадь, в центре которой высилась
статуя покровительницы города, богини
мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон,
своеобразный и сложный по плану храм.
Его отличительная черта - выступающий
сбоку портик, где перекрытия поддерживали
не колонны, а мраморные изваяния в виде
женской фигуры, т.н. кариатиды.
Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421 — 406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор неизвестен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
История
Начатый много после смерти Перикла — около 421
года до н. э., Эрехтейон строился в сложной обстановке Пелопоннесской
войны и был завершён накануне крушения Афин в 406
году до н. э.
Он располагался на месте мифического
спора Афины и Посейдона за обладание
Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем
важнейших реликвий полиса. Эта функция
перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате и уничтоженного во время Греко-персидских
войн. Там хранились деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Название
храм получил из-за остатков гроба Эрехтея.
Известно, что было ещё много менее значимых святынь. Само оливковое
дерево Афины (в 480
году оно было сожжено, но затем, по легенде,
возродилось вновь) росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада
святилище нимфы Пандросы. В храме находился и колодец
с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.
Вплоть до XVII
века постройка находилась в более-менее
приличном состоянии. В 1687
году венецианские
войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону огромный
ущерб. После восстановления
греческой независимости упавшие фрагменты были поставлены на
место, но здание всё равно представляет собой лишь развалины.
Лучше всего сохранился портик Пандросы
с северной стороны.
Архитектура
Портик кариатид
Эрехтейон имеет необычную ассиметричную
планировку, вызванную, во-первых, значительным
перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых,
многообразием реликвий, хранившихся
в нём. Он имел два входа, с севера и востока,
которые были оформлены ионическими портиками.
Восточная часть Эрехтейона, находящаяся
выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице).
Именно здесь хранилось деревянное изображение
богини, которому ежегодно во время Панафиней подносили новый пеплос. Портик этой целлы имеет шесть колонн.
Западная часть храма была посвящена
Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи
двумя антами, между которыми стоят четыре
аттических полуколонны. У этой части
два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа был обрамлён резьбой с розетками. На южной стороне храма находится знаменитый
Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота
2,1 м), поддерживающим архитрав. Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. Все они сегодня заменены на копии. Оригиналы
хранятся в Британском музее (одна кариатида,
вывезенная лордом Элджином) и в Музее
Акрополя (все прочие). Портик кариатид
именовался Пандрозейоном (по имени Пандрозы — одной их дочерей Кекропса).
Сюжетом фриза, очевидно, был миф об Эрехтее
и кекропидах. Сохранились его обломки.
Фигуры из белого паросского
мрамора были закреплены на фоне из тёмного элевсинского мрамора.
Главное сооружение
Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон.
Парфено́н (др.-греч. Παρθενών) — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском
Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и
всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438
до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия. В настоящее время находится в полуразрушенном
состоянии, но ведутся восстановительные
работы.
Древность и Средневековье
Парфенон расположен в самой
высокой точке афинского Акрополя. На
этом месте ещё при Писистрате (или Солоне) был возведён так называемый Гекатомпедон, однако во время похода Ксеркса он, как и прочие постройки на Акрополе,
был разрушен. В 447 году до н. э., во время
расцвета Афин, Перикл выдвигает идею восстановления ансамбля
Акрополя. Руководителем работ стал Фидий. Парфенон был спроектирован Иктином, проект которого воплотил в жизнь другой
архитектор — Калликрат. Храм строился почти десять лет — с 447 по 438 до н. э. Работы по его украшению (скульптурная
отделка, руководитель Фидий) продолжались
до 431 до
н. э.
Некоторое время Парфенон стоял
нетронутым во всём своём великолепии. В эпоху эллинизма (около 298 до
н. э.) афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины.
Во II веке
до н. э. храм сгорел, но его отремонтировали.
После завоевания Греции (146 до н. э.) римляне вывезли к себе на родину большу́ю часть скульптур. Византийский
период ознаменовался торжеством
христианства. Вероятно во второй половине VI века Парфенон был превращён в христианский храм, а в надписи,
датируемой 693 годом, он уже назван кафедральным
собором. Согласно более поздним источникам,
храм был посвящён Приснодеве Марии. В связи с переменой функций здания
была изменена и его планировка. Восточный
вход, когда-то ведший в древний наос, был закрыт апсидой для устроения там алтаря, а в центре фронтона прорубили окно. Западный вход стал единственным.
Поскольку он вёл в опистодом, отделённый от наоса глухой стеной,
пришлось прорубить эту стену. На юго-западном
углу храма была построена колокольня.
Трагична судьба статуи Афины
Парфенос: она была вывезена в Константинополь приблизительно в V веке, где и погибла, возможно, во время Четвёртого крестового
похода (1204). Сам же Парфенон стал на время католической церковью Девы Марии (Notre Dame d’Athenes).
Южная сторона Парфенона. Хорошо
видны разрушения средней части храма
от взрыва 1687
года.
Турки сделали Парфенон мечетью (около 1460
года), пристроили минарет, остатки которого были снесены лишь
после Греческой революции. Наконец, в 1687
году, во время осады Афин венецианцами во главе с Франческо Морозини, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября через крышу ядро произвело огромный
взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами.
Вся его средняя часть была уничтожена,
множество рельефов упало и разбилось.
Ремонтировать здание не стали. Более
того, местные жители начали растаскивать мраморные блоки и жечь их на известь (подобная участь постигла Колизей).
Этот храм - наиболее
совершенное сооружение в дорическом
стиле - был завершён почти две с половиной
тысячи лет назад, но нам известны имена
его создателей: их звали Иктин и Калликрат.
В храме стояла статуя Афины, изваянная
великим скульптором Фидием; один из двух
мраморных фризов, 160 - метровой лентой
опоясывавший храм, представлял праздничное
шествие афинян. В создании этого великолепного
рельефа на котором были изображены около
трёхсот человеческих
фигур и двухсот лошадей, также принимал
участие Фидий.
Реконструкция храма
Храм Ники Аптерос (то есть бескрылой победы)
— древнегреческий храм на афинском
Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей. Построен Калликратом в 427—421 годах до н. э. по проекту 450 года до
н. э. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница). Постройка представляет
собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских
войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая
в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира.
В результате завоеваний
Александра Македонского во второй половине
4 века до н.э. влияние греческой культуры
и искусства распространилось на обширные
территории. Возникали новые города; крупнейшие
центры складывались, однако, вне пределов
Греции. Таковы, например, Александрия
в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная
деятельность получила наибольший размах.
В этих областях предпочитали ионический
стиль; интересным его образцом было огромное
надгробие малоазийскому царю Мавсолу,
причисленное к семи чудесам света. Это
была погребальная камера на высоком прямоугольном
основании, окружённая колоннадой, над
нею возвышалась каменная ступенчатая
пирамида, увенчанная скульптурным изображением
квадриги, которой управлял сам Мавсол.
По этому сооружению впоследствии стали
называть мавзолеями и другие большие
торжественные погребальные сооружения.
В эпоху эллинизма
храмам уделяли меньше внимания, а строили
обнесённые колоннадами площади
для прогулок, амфитеатры под открытым
небом, библиотеки, разного рода общественные
здания, дворцы и спортивные сооружения.
Усовершенствованы были жилые дома: они
стали двух - и трёхэтажными, с большими
садами. Роскошь стала целью, в архитектуре
смешивали различные стили.
Греческие скульпторы
дали миру произведения, которые вызвали
восхищение многих поколений. Древнейшие
известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они
несколько примитивны: их неподвижная
поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы
узким длинным каменным блоком, из которого
статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута
вперёд - для сохранения
равновесия. Археологи нашли много таких
статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых
в ниспадающие свободными складками наряды
девушек. Их лица нередко оживляет таинственная
"архаическая" улыбка.