Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 23:58, реферат
Ансамбль Гелатского монастыря первой четверти XII века, в нескольких километрах от Кутаиси, в долине речки Цхал-Цитела. Монастырь, расположенный в редкой по красоте местности, включает, кроме главного храма Рождества Богородицы, начатого царем Давидом Строителем в 1106 году, еще две маленьких церкви, (Святого Георгия и Святого Николая 14 веков), колокольню ((16 в.), здание Академии и др.
Интерьер здания имеет стройные и гармоничные формы, оба этажа создают единый архитектурный организм, что подчеркивается общим ритмом арок, проходящим от низа до наличников барабана купола. Нижняя часть, решенная крупными формами, тяжела и массивна, чему способствуют пропорции арок и их крупная профилировка, грубо отделанная поверхность стен, широкая лестница и глубокие арки под ней. Сама церковь с ее ступенчатыми переходами архитектурных форм и мелко разделанными декоративными элементами, придающими ей легкость, венчает здание.
Церковь принадлежит типу так называемого «свободного креста» — излюбленному типу строителей грузинских памятников VI—VII веков (Малая церковь Джвари, Идлети, Малая церковь в Шиомгвиме, Самцевриси), особенностью которых является определенное соотношение подкупольного квадрата и высоты купола со всем зданием. В памятниках X—XI веков (Триалетский Ахалкалаки, Экеки, Икви) упомянутое соотношение уменьшилось — уменьшилась площадь подкупольного квадрата, высота купола увеличилась. Поздним примером в группе сооружений данного типа, которому наиболее близка Никольская церковь Гелати, можно назвать небольшую церковь в Зеда-Сакара с сильно вытянутым, но вместе с тем широким куполом.
Но уникальность гелатской церкви заключается в том, что она представляет лишь часть двухэтажного сооружения, и построение ее архитектурных форм подчинено этой общей композиции. Двухэтажное сооружение в Мартвили (XII—XIII века), небольшая купольная церковь на втором этаже которого также решена по типу «свободного креста», по пропорциям несколько отличается от гелатской. Однако, ее интерьер характеризуется схожими чертами: плоские рукава креста, высокий купол и в целом мало выразительное внутреннее пространство.
Церковь святителя Николая интересна не только как один из редких двухэтажных памятников — она совершенно уникальна по решению своей нижней части — высокой и открытой во все четыре стороны, не имеющей параллелей не только в Грузии, но и в других странах греко-восточного мира. Среди памятников Грузии можно найти всего лишь несколько примеров церквей с двухэтажным решением: это упомянутый выше Мартвили, Шорети, Марткопи, Лагами, Лехтаг—Ламариа около Местии и Загер в Цвирми эпохи зрелого средневековья. Первые этажи названных церквей, за исключением Мартвили, представляют собой замкнутые в стенах помещения. В Мартвили и Гелати нижний этаж открыт арками, наверху возведен купольный храм, в то время как все остальные примеры поверху имеют зальные пространства. Несмотря на ряд общих черт с мартвильской двухэтажной церковью, гелатский храм по пропорциональному соотношению верхней и нижней частей и по решению второго этажа носит отличительный характер.
Беглый просмотр материала двухэтажных храмов разных стран (Пастушья и Грузинская церкви в Ани, Нораванк, Тегер — Армения; костница Бачковского монастыря, церковь Бояна и Асенева церковь — Болгария; Золотые ворота в Киеве, надвратная церковь Киево-Печерского монастыря, а также двухэтажные церкви Херсонеса, Константинополя, церкви-капеллы Франции и Германии и т. д.) показал, что эти сооружения по решению нижнего этажа представлены в двух вариантах: замкнутые помещения или открытые арками этажи, причем последние встречаются довольно редко.
А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями).
Уникальность гелатской церкви заключается в том, что ее нижний этаж, с одной стороны, не являлся только постаментом для церкви, и вместе с тем, проходом служить не мог. Кроме того, наличие захоронений здесь и, соответственно, использование его как костница, не было подтверждено.
Заключение
В настоящее время Гелати передан Грузинской Православной Церкви.
Литература
Гримм Д. Н. Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 2001.
Церетели Г. Е. О некоторых древностях в Гелатском монастыре // Пятый археологический съезд в Тифлисе. М., 1982.
Церетели Г. Е. Полное собрание надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского монастыря. М., 1991;
Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии / грузинские надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1990.
Меписашвили Р. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966.