Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат
ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).
Методы исследования
Исследование строится на системном подходе к изучению явлений в их взаимосвязи, включая следующие научные методы:
- историко-генетический, позволивший проследить в историческом аспекте становление дизайна городской среды как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности в соотнесении с эволюцией проектной методологии в градостроительном и ландшафтном проектировании кон.XIX – нач.XXI вв.;
- обобщение отечественного и зарубежного опыта, выявившее современные тенденции в области организации предметно-пространственной среды города;
- натурные исследования
предметно-пространственной
- формализация и логическое
моделирование в формулировке
принципов и построении
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Глава 1. «Человек и дизайн: особенности развития дизайна в условиях современного постиндустриального общества» включает три раздела, раскрывающие особенности организации предметного окружения человека в условиях современного постиндустриального общества.
В разделе 1.1. «Эргоцентризм» как доктрина дизайна постиндустриального общества. Предпосылки становления постиндустриального дизайна» рассматриваются особенности постиндустриального этапа развития общества, которые определяют качественно новые подходы в дизайне, а также раскрывается понятие «эргоцентризм» как доктрина формообразования в предметном дизайне постиндустриального общества.
Человек: смена приоритетов в техногенном обществе. Научно-технический прогресс и, в первую очередь, развитие информационных технологий в конце XX века значительно расширил горизонты интеллектуальных возможностей человека и ознаменовал переход общества на новую более высокую ступень – «информационное» или «постиндустриальное» общество . Его фундамент составляют наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные, т.н. «высокие технологии». В постиндустриальном обществе происходит переоценка ценностей, переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества – экономический рост перестает выступать в качестве основной цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, в центре которых становится человек . Все отчетливее начинает выражаться стремление к удовлетворению его индивидуальных потребностей. Во главу угла ставится экологический подход к окружающей среде, гуманизация техногенного мира во многих аспектах, включая духовный. Идет процесс экологизации социально-экономического развития (В. Иноземцев). Наступает своего рода «Новый Ренессанс», который по размаху и гуманитарной направленности в определенной степени можно сравнивать с эпохой Возрождения. Но здесь складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает как органическая часть системы «человек-общество-природа». Перед дизайном встает задача активного включения в решение экологических проблем, компенсации дефицита естественной природного компонента в современном техногенном окружении человека.
В постиндустриальном обществе усиливается роль малого бизнеса, сердцем экономики становятся небольшие мобильные компании, оснащенные высокотехнологичным производством, способные выпускать мелкосерийные товары с множеством модификаций и вариантов услуг с целью удовлетворить индивидуальные запросы широкого круга потребителей. Тенденция к индивидуализации предметов массового потребления вызывает необходимость перестройки всей философии индустриального дизайна. Закономерно встают вопросы о локальном стилеобразовании («индивидуальном стиле» архитектурного ансамбля), региональном и национальном своеобразии дизайна
Новые представления о комфорте предметно-пространственной среды. Комфорт предметно-пространственной среды является одной из фундаментальных целей дизайна. В современных условиях условно его необходимо рассматривать как комплексную системную характеристику, отражающую функционально-технологические, психофизиологические и эмоционально-эстетические потребности человека. Он формируется в процессе дизайнирования на основе определенной системы знаний в области архитектуры, дизайна, эргономики, психологии и др. Системное построение этих теоретических и практических знаний предполагает создание особой методологии, отличной и, вместе с тем, вбирающей в себя методологию отдельных научных знаний (В. Сааков).
В современном постиндустриальном обществе с его новейшими информационными и техническими возможностями, особенностями социально-экономического развития, происходящей сменой ценностных ориентиров, а вместе с ней и эстетических идеалов, происходят существенные изменения представлений и о комфорте окружающей среды. Наряду с традиционными функционально-утилитарными, физиологическими и эргономическими составляющими здесь все более важную роль начинают играть эстетический, эмоционально-психологический и социокультурный аспекты. Дизайн в условиях общества информационных технологий получает качественно нового потребителя с более высокими духовными и функционально-утилитарными запросами, которые становятся неотъемлемой частью представлений о комфорте окружающей предметно-пространственной среды. Кроме того, в современном техногенном мире все чаще обязательной составляющей в представлениях о комфорте предмета или предметно-пространственной среды становится их интерактивность – способность на своего рода диалог с человеком. Все это привело к появлению так называемых «умных» вещей, реагирующих на поведение человека, включая смену его эмоционального состояния. Логично встает вопрос уже об интеллектуальных пространствах как интерьерных – «умный дом», так и в городской среде – высоко комфортных городских микро-пространствах, обладающих искусственным интеллектом.
В разделе 1.2. «Постиндустриальный дизайн: основные признаки» раскрывается понятие и основные признаки «постиндустриального ди-зайна» как новой ступени в развитии дизайна в условиях общества информационных технологий.
На рубеже ХХ и ХХI вв. обозначился переход индустриального дизайна в новое качество – производство предметов потребления вне индустриального направления с использованием новейших информационных технологий, с превалированием в объектах проектирования эмоциональной и эргономической составляющих, с высоким уровнем индивидуальности объектов дизайна. Таким образом, дизайн в обществе информационных технологий вступил в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Он не только расширил свои предметные границы, далеко выйдя за пределы проектно-художественной деятельности, но и приобрел новые качества .
Как показало исследование наиболее существенными признаками постиндустриального дизайна являются:
- миниатюризация – уменьшение
воспринимаемой человеком
- виртуальность – кибер-дизайн, бестелесный дизайн, при котором «форма предмета начинает терять свою материальность» ;
- искусственный интеллект (»умные вещи») – робототехника, биомеханический и «интеллектуальный» дизайн – окружающие человека предметы все больше превращаются из послушных «слуг» в «партнеров», и «форма предмета начинает следовать за эмоцией человека»;
- интерактивность –
Эти признаки в объектах постиндустриального дизайна могут проявляться как каждый по отдельности, так и в различных сочетаниях.
Постиндустриальный дизайн принес с собой и новые формы взаимодействия дизайна с различными видами проектно-художественной культуры. Традиционные формы синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой в информационном обществе в значительной степени уступают место синтезу дизайна с монументально-декоративным искусством, скульптурой, эргономикой, архитектурой и даже градостроительством. Это нашло выражение в появлении таких художественно-стилевых течений, как «хай-тек», «арт-дизайн», а также формированию новых специализаций в дизайне – «дизайн архитектурной среды», «городской дизайн», «ландшафтный дизайн» и др. Процесс синтеза дизайна с различными видами проектно-художественной культуры, направленный на расширение палитры научно-исследовательских и проектно-художественных средств, продолжается, отражая в целом стремление к новым идеалам постиндустриального общества.
Вместе с тем в условиях высоких технологий постиндустриального общества появился и качественно новый вид синтеза в рамках системы «чело-век-предмет», который кардинально меняет существовавшие до сих пор наши представления об эргономичности формы предмета, рассчитанной на традиционный «визуально-тактильный» контакт человека с предметом. Такой синтез имеет более сложную структуру и включает целый ряд уровней – интеллектуальный, психоэмоциональный, биомеханический. Помимо уменьшения размеров предметов вплоть до их визуального исчезновения, миниатюризация ознаменовала начало эпохи тотального слияния компьютера и человека и создания кибер-человека или киборга , проектирования т.н. «биотехнических систем» и «механоорганизмов», синтеза робототехники и живого организма .
Особое значение в постиндустриальном дизайне приобретает эргономика. Призванная создать максимально удобные предметы и комфортную среду она становится одним из центральных проектных методов постиндустриального дизайна. При этом классическая эргономика в постиндустриальном дизайне значительно расширяет свои как объектные, так и предметные границы. Здесь уместным становится говорить об эргономике микроуровня, связанной с биоинженерией и нанотехнологиями . В условиях информационного общества эргономика начинает касаться не только традиционных аспектов, связанных с антропометрией и моторикой человека, но и его эмоциональной составляющей.
В разделе 1.3. «Эргоцентрическая модель предметного формообразования» в постиндустриальном дизайне» представлена многоуровневая проектная модель предметного формообразования, основанная на принципах индукции и эргоцентризма, как ведущая в постиндустриальном дизайне.
Ставящий во главу угла «человеческий фактор» постиндустриальный дизайн таким образом в формообразовании опирается на общенаучный метод «индукции», идущий «от человека» – к его предметному и пространственному окружению. Согласно этой доктрине формообразование в дизайне можно рассматривать как проектирование ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих «оболочек человека», обеспечивающих ему комфортные условия для функциональных процессов жизнедеятельности.
Первой из них является «биомеханический уровень», на котором происходит «диффузионный» контакт человека с предметом с взаимопроникновением друг в друга (медицинские протезы, киборг-дизайн).
Вторую «оболочку» составляет одежда и аксессуары, в которые облачается человек, с которыми он непосредственно соприкасается и они обеспечивают комфорт для человеческого тела и его движений – «уровень продолжительного тактильного контакта».
Третья «оболочка» – предметное окружение человека, призванное создать комфортные условия для различных функциональных процессов его жизнедеятельности. С предметным окружением здесь человек вступает в сенсорный, а также тактильный контакт, как правило кратковременный, но оно определяется также во многом моторикой, связанной с выполнением определенных функциональных действий – «уровень сенсорного контакта и моторики».
Четвертой «оболочкой» можно считать предметно-пространственное окружение, с которым человек вступает в визуальный контакт, его организация во многом определяется особенностями психофизиологии человеческого восприятия – «уровень зрительного контакта».
В совокупности все эти оболочки-уровни представляют собой иерархическую «эргоцентрическую модель предметного формообразования», в центре которой находится система «человек-предмет». Пограничными областями этой проектной модели являются архитектурное пространство (верхняя граница) и область биогенного синтеза (нижняя граница).
Эргоцентрическая проектная модель, рассматривая предметно-пространственную среду как своеобразную систему оболочек, взаимосвязанных и развивающихся «от человека», таким образом, определяет принципиально новый системный подход к организации предметной среды и построения пространственной структуры города, с использованием иных (альтернативных), кардинально отличных от традиционных архитектурных, проектных принципов, основанных на философии постиндустриального дизайна.
Основным результатом первой главы стало обоснование принципа «эргоцентризма» (от «эргономика + центризм») в предметном формообразовании как доктрины в дизайне современного постиндустриального общества. Согласно этому принципу, в центре проектной деятельности дизайнера стоит человек как «био-социум» с его эргономическими особенностями и потребностями, включая целый ряд аспектов: функциональный, психофизиологический, эмоциональный, социокультурный и др. «Эргоцентрическая модель предметного формообразования», включая организацию предметно-простанственного окружения человека (в том числе и на уровне пространственной среды города), отражает особенности современного постиндустриального этапа развития общества и становится основополагающей в постиндустриальном дизайне. Организация предметного слоя и окружающей пространственной среды ведется от «человека» как система своеобразных оболочек человека – уровней контакта с предметным и пространственным окружением, обеспечивающих ему комфортные условия для самых различных процессов жизнедеятельности: уровень биомеханического контакта; тактильный уро-вень; уровень сенсорного контакта и моторики; уровень визуального контакта. Эти «оболочки» (контактные уровни) определяют различные группы проектных задач для дизайна и эргономики. Такая постановка вопроса требует расширения традиционных предметных границ эргономики и дизайна, появления новых направлений и специализаций.
Эргоцентрическая модель предметного формообразования в результате стала основой разработки в следующих главах альтернативного «индуктивного подхода» к организации предметной среды и пространственной структуры города как составляющей общей диалектики организации предметно-пространственной среды современного города.