Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат
ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).
Одним из ярко выраженных форм синтеза дизайна (его графических форм), архитектуры и градостроительства стало появление с середины ХХ века в пространственной среде города такого уникального явления как «суперграфика». Визуально трансформируя объемную композицию архитектурной или предметной формы, суперграфика при этом, как правило, подчиняется общей композиционной и сюжетной линии градостроительного ансамбля, играя в его структуре роль пространственной и смысловой доминанты (акцента).
Синтез дизайна и градостроительства проявился в формировании в условиях высотной застройки городских центров градостроительного партера – относительно автономного и независимого от общей архитектурно-планировочной композиции города пространства в уровне двух первых этажей застройки, оборудованного уличной мебелью и системой визуальных коммуникаций. В его организация преимущественно используются проектные методы дизайна, в частности «эргономическое проектирование» и «метод фирменных стилей». Градостроительный партер стал своего рода буфером между высотной архитектурой городских центров и человеком, функциональным, масштабно-пластическим, ин-формативно-психологическим, художественно-семантическим, обеспечивший в ХХ веке масштабный рост и развитие города вне явного конфликта с человеком.
Один из ведущих проектных методов дизайна «метод фирменных сти-лей» нашел свое использование и развитие в дизайне города, образуя на методологическом уровне своеобразный синтез с архитектурно-художественным стилеобразованием и превращаясь в локальный художественный стиль архитектурного ансамбля, призванный подчеркнуть его уникальность и индивидуальность, и отражая при этом в формообразовании определенные объективно действующие «законы места».
5. Дизайн вместе с эргономикой
принес с собой в
Следуюшим этапом развития комфортной среды города становится появление в конце ХХ века в его пространственной структуре «дизайн-пространств» – относительно компактных и соразмерных человеку, функционально продуманных и высокооснащенных технически пространств, обладающих интерактивностью и определенным уровнем интеллекта. Эти высококомфортные городские пространства микроуровня организуются отличными от традиционных архитектурных проектными и техническими средствами. Упор здесь делается на дизайн и эргономическое проектирование. В основе построения таких «дизайн-пространств» лежит основной принцип формообразования в постиндустриальном дизайне – «принцип эргоцентризма», ставящий во главу угла человеческий фактор. Формируемые в градостроительном партере высококомфортные, интеллектуальные дизайн-пространства организуют вокруг человека своеобразную оболочку (верхняя граница «эргоцентрической модели») и по уровню своей комфортности начинают стирать границу между внутренним и внешним пространством в городе.
6. В дизайне современного города в концу ХХ века возникло новое направление для решение возникшей в условиях техногенной среды совре-менного города проблемы дефицита естественного природного компонента – «ландшафтный дизайн». Подчиненный общей философии дизайна ланд-шафтный дизайн дополняет существующий арсенал средств садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры современными проектными приемами дизайна, ставя первостепенной задачу формирования у зрителя ассоциативных образов живой природы, создания необходимого психологического комфорта в окружающей человека среде. Арсенал средств ландшафтного дизайна здесь в значительной степени пополняют приемы формирования таких художественно-стилевых течений как «зоооморфный дизайн», «оп-арт», «кинетическое искусство» и «эл-арт». Последние, преследовавшие цель создания динамических зрительных образов в пространстве и времени, привели к появлению в городской среде кинетических объектов, приводимых в движение действием ветра, воздушных масс и водяных струй, элетромагнитыми силами и моторами. Эти кинетические формы вместе с динамической архитектурной подсветкой, свето-музыкальными инсталляциями, медиа-фасадами и «живыми картинами» рекламы на движущемся транспорте привносили в город (»застывшую музыку в камне») движение, а вместе с ним – и образы живой природы. Кроме того, кинетические формы и объекты оп-арта в городе стали первыми прообразами интерактивной предметно-пространственной среды.
7. Традиционная методология современной градостроительной практики базируется на общенаучном методе дедукции и включает ряд иерархически взаимосвязанных проектных уровней, расположенных по нисходящей: проект районной планировки – генплан города – ПДП градостроительного ансамбля – генеральный план отдельного архитектурного объекта. Однако построенные на методе дедукции, а тем самым неся в определенной степени односторонний характер, эти традиционные методы организации пространственной структуры города на основе индустриальных методов в условиях интенсивного процесса урбанизации и массового строительства привели во второй половине ХХ века к возникновению ряда проблем, связанным с гипертрофированным масштабом новых градостроительных образований, в особенности в центрах городов, оторванностью их от естественного природного окружения, переусложненностью функционально-пространственной структуры, чрезмерной техногенностью предметной среды, разрушением композиционной целостности. Острота этих проблем в особенности ощущается в современных условиях постиндустриального общества, ориентированного на человеческий фактор. И решение многих из них, как показывает практика, сегодня невозможно без активного использования арсенала средств, накопленного городским дизайном.
На основе обобщения опыта средового подхода и проектных разработок по архитектурно-художественному оформлению городов, базировавшихся на сценарном подходе, в основе которого лежал общенаучный метод индукции, в работе была предложена альтернативная методологическая модель-концепция организации пространственной структуры города – «индуктивная градостроительная модель», основанная на принципе «эргоцентризма». В основе ее построения лежат «метод сценарных карт» и «принцип ярусности градостроительного партера», учитывающих психофизиологические особенности человека и, в первую очередь, – его зрительного восприятия.
Полученные в результате исследования альтернативная «индуктивная градостроительная модель» в соотнесении ее с традиционной «дедуктивной градостроительной моделью» позволили построить теоретико-методологическую модель-концепцию комплексной организации предметно-пространственной среды города, отражающей взаимодействие названных градостроительных моделей на различных иерархических уровнях пространственной организации города, представляя в итоге новый синтетический подход к гармоничной организации пространственной структуры города и её предметного наполнения.
1. Михайлов С.М. Три аспекта
реконструкции улицы Советской
в городе Оренбурге. По результатам
XIV научно-проектного семинара
2. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Становление универсального проектного метода дизайнера в первых школах дизайна – Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг.//Мир науки, культуры, образования, 2008, № 5 (декабрь). С. 104-106 (0,3 п.л. /0,15 п.л.).
3. Михайлов С.М. Пространство
как объект дизайнерской
4. Михайлов С.М. Метод «фирменных
стилей» в организации
5. Михайлов С.М. К понятию
«ландшафтный дизайн» в
6. Михайлов С.М. Метод «Сценарных
карт» в организации пред-
7. Михайлов С.М., Михайлова
А.С. Постиндустриальный дизайн: новые
виды синтеза//Декоративное
8. Михайлов С.М., Белов М.И.
Принципы организации
9. Михайлов С.М., Белов М.И. Метод «фирменных стилей» в ди-зайне пешеходных пространств города (на примере квартала «Николай-фиртель» в Берлине)//Мир науки, культуры, образования, 2010, №6 [25] (декабрь) Часть 1, С. 37-39 (0,4 п.л./0,2 п.л.).
Монографии
10. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник/Н.Д. Дембич, В.И. Захаров, Л.В. Листовская, С.М. Михайлов/Под ред. С.М. Михайлова. – Казань: «ДАС», 1994. – 240 с.: ил. (8 п.л./3 п.л.).
11. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов/Под ред. С.М. Михайлова. – Казань: «Новое знание», 1999. – 240 с.: ил. (16,5 п.л./11,5 п.л.).
12. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. для вузов. – М.: Со-юз Дизайнеров России, 2002. – 270 с.: ил. (16,5 п.л.).
13. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2: Учеб. для вузов. – М.: Со-юз Дизайнеров России, 2004. – 396 с.: ил. (24,75 п.л.)
14. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс: Учебное пособие/Под ред. С.М. Михайлова. – М.: Союз Дизайнеров России, 2004. – 289 с.: ил. (18,12 п.л./12,6 п.л.)
15. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Основы дизайна: Учеб. для вузов/ Под ред. С.М. Михайлова. – Казань: Дизайн-квартал, 2008. – 288 с.: ил. (30 п.л./ 21 п.л.).
Учебно-методические работы
16. Комплексное проектирование
предметно-пространственной
17. Грубов В.А., Дембич А.А., Михайлов С.М. Градостроительное проектирование: Учебное пособие/В.А. Грубов, А.А. Дембич, С.М. Михайлов. – Казань: КХТИ, 1985. – 56 с.: ил. (3,75 п.л./1,25 п.л.).
18. Дизайн жилой среды: Учебное пособие/В.И. Захаров, С.М. Михайлов. – Казань: КИСИ, 1992 (3 п.л./1,5 п.л.).
19. Композиционное моделирование в учебном градостроительном проектировании: Учебное пособие/А.А.Дембич, С.М. Михайлов. – Казань: КИСИ, 1993. – 49 с.: ил. (3 п.л./1,5 п.л.).
Научные статьи в других изданиях
20. Михайлов С.М. Пешеходная
торговая улица как форма
21. Михайлов С.М. Проект
благоустройства Ново-Южного
22. Михайлов С.М., Григорьев
О.Д. Малая архитектура как
23. Михайлов С.М., Романов А.Г. Схема цветового оформления города/ Экспресс-информация//Современ. состоян. и тенденции