Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 13:00, контрольная работа
Вопрос, что представляет собой современная архитектура и дизайн, достаточно сложен и не имеет однозначного ответа. К примеру, в изобразительном искусстве новое от старого принято отделять зарождением импрессионизма, т.е. 70-ми годами прошлого века.
В 1938 году Мис возглавил Архитектурную школу Иллинойского технологического института в Чикаго. Одновременно ему было поручено строительство и проектирование нового комплекса сооружений института. Строительство было запланировано на десять лет, фактически же застройка заняла более чем двадцатилетний период. Предвидя затяжной срок строительства, Мис ван дер Роэ ставит перед собой трудную задачу - создать архитектуру зданий, морально и функционально не устаревающую в будущем, сделать так, чтобы здания выглядели современно и через много лет. Он понимал, что с развитием науки постоянно будут меняться требования к функциональному назначению лабораторий института и что эксплуатация зданий с застывшей планировкой, спроектированных и построенных однажды, по всем рецептам теории функционализма неизбежно вступит в противоречие с требованиями времени. Необходима была архитектура, свободная от конъюктуры и моды, не подверженная влиянию времени.
Мис ван дер Роэ при проектировании комплекса вводит принцип универсальности. Этому принципу отвечает геометрическая прямоугольная сетка генерального плана с ячейкой размером 7,2х7,2 метра, регламентирующая как габариты самих зданий, так и свободного пространства между ними, а также единый вертикальный модуль, равный 3,6 метра. Принципу универсальности отвечает также конструктивная и планировочная основа здания - металлический каркас, при применении которого неизменными остаются его стойки, членение же пространства перегородками не является незыблемым. Этот же каркас, четко выявленный на всех фасадах и в интерьерах, в сочетании с заполнением кирпичом или стеклом использован здесь в качестве единого стилеобразующего приема. Благодаря этому достигается неуловимая гармония и единство зданий и окружающей среды. Незастроенное пространство нигде не имеет тупиков, оно беспрепятственно «протекает» через застройку комплекса. Перспективу в промежутке между двумя параллельными корпусами всегда замыкает третий корпус. Это не что иное, как мисовский прием свободного плана интерьера, перенесенный на обширный участок площадью 45 га.
В дальнейшем творчестве многообразие архитектурных задач Мис сводил к двум основным архитектурным темам.
Первая – «хрустальный ларец», распластанный параллелепипед с каркасом, вынесенным за пределы нерасчлененного внутреннего пространства, и непрерывным стеклянным ограждением. Первоначальной реализацией этой модели стал дом Фарнсворт в Фокс-Ривер, Иллинойс (1950) (рис.18). Он представляет собой простую структуру из восьми стоек. Между ними подвешены две одинаковые горизонтальные плоскости - пол и покрытие. Третья, меньшая по площади плоскость образует открытую террасу-крыльцо. Между двумя горизонтальными плоскостями заключено «универсальное пространство», не имеющее перегородок. Как смелый эксперимент, как предельное выражение архитектурных тенденций ХХ века расценивала дом Фарнсворт критика: «Фарнсворт-хауз является, по всей вероятности, законченнейшей формой архитектуры «стали и стекла», «кожи и костей», которую Мис или кто-либо другой когда-нибудь сможет осуществить».
Здание факультета архитектуры и промышленного проектирования Иллинойского технологического института - Кроун-холл (1955) следует считать новым шагом по отношению к тектонике ранее построенных институтских зданий. Из прежней архитектурной палитры Мис ван дер Роэ оставил здесь лишь два материала: сталь и стекло. Вся сложная функциональная программа, включающая разнохарактерные учебные помещения двух факультетов, сведена в конечном счете к огромному единому объему, поставленному на цокольный этаж. Все курсы факультета должны одновременно проводить свои занятия в этом колоссальном зале, только в центре системой перегородок, не доходящих до потолка, создано относительно изолированное пространство для выставок студенческих работ. Впечатление единства интерьера усиливается решением пола, не расчлененного рисунком, общего для всего помещения потолка из акустических плит со встроенными светильниками и сплошным витражом. Его нижняя часть имеет стекло песочного цвета, верхняя - прозрачное с постоянно подвешенными пластинчатыми шторами, обеспечивающими рассеивание света. Мастер утверждает, что взамен отчужденности, характерной для обычного аудиторного метода обучения, здесь должно царить чувство простора и коллективизма, ощущение неразрывности всего учебного процесса, выработанного Мис ван дер Роэ именно для этого учебного заведения.
Второй архитектурной темой стала вертикальная призма, в прозрачную оболочку стеклянных стен которой упакована сумма функциональных ячеек. Первой реализацией идеи стеклянной призмы, восходящей к проектам 1919 года, стала пара 25-этажных многоквартирных домов на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1948-1951). Самым же большим достижением архитектора в области высотного строительства является здание Сигрэм (рис.19) в Нью-Йорке. Сила его выразительности - в законченности и совершенстве архитектурной системы Мис ван дер Роэ. Оно выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных материалов – бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота.
Видимая простота формы произведений Мис ван дер Роэ обманчива: тонко модулированные ритмы индивидуальны, дополнены нюансами деталей, элементарность очертаний и непрерывность стеклянных ограждений обеспечены сверхсложными техническими решениями, обуславливающими, например, компенсацию разных коэффициентов теплового расширения стеклянных панелей и металлического каркаса наружных стен при их абсолютной герметичности. Осуществлять замыслы Миса позволила специфика американской техники с ее гибкостью и высокой культурой реализации.
В 50-е годы мода на «стиль Миса» стала международной. Однако содержание его символов и метафор игнорировалось, стиль использовался подчас вопреки условиям места и климата, а также возможностям строительной техники (как, например, в Москве). В окончательной оценке вклада Мис ван дер Роэ наиболее выпуклы две грани его творчества.
Первая - это метод, определяемый его афоризмом «большое - в малом», благодаря которому в условиям ограниченного выбора изобразительных средств путем настойчивой проработки деталей и тщательной отшлифовки пропорций он так неподражаемо учит добиваться максимальной художественной правды и красоты. У Миса ван дер Роэ была всегда особенное отношение к материалу. Он писал, что архитектура начинается с двух кирпичей, аккуратно сложенных, прилаженных друг к другу.
Вторая особенность его творчес
Контрольные вопросы: