Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:24, реферат
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР. Театральное искусство Италии своими истоками восходит к народным обрядам и играм, к карнавалам, культовым песням и пляскам, связанным с природным циклом и сельскими работами. Богаты песнями и драматическим действием были майские игры, проходившие у пылающего костра, символизирующего солнце. С середины 13 в. в Умбриивозникает лауда (lauda), своеобразный вид площадного зрелища, – религиозные хвалебные песнопения, постепенно получившие диалогическую форму. Сюжетами этих представлений становились преимущественно евангельские сцены – благовещение, рождение Христа, деяния Христа... Среди сочинителей лауд выделялся тосканский монах Якопоне да Тоди (1230–1306).
Противоположностью Ристори
была КлементинаКаццола (1832–1868), романтическая
актриса, которая создавала образы тончайшего
лиризма и психологической глубины, ей
были под силу характеры сложные. Она противостояла
Ристори, которая всегда выносила на поверхность
основную черту характера персонажа. В
итальянском театре Каццола считается
предшественницей Э.Дузе. К лучшим ее ролям относятся
Пия (Пия де Толомеи Маренко),
Маргарита Готье (Дама с камелиями Дюма), АдриенаЛекувр
ТоммазоСальвини, ученик Г.Модены и Л.Доменикони, одного из наиболее ярких представителей сценического классицизма. Актера интересует не обычный человек, а герой, чья жизнь отдана высокой цели. Прекрасное он ставил выше приземленной правды. Он высоко поднял образ человека. В его искусстве органично соединились великое и обыденное, героическое и повседневное. Он виртуозно умел управлять вниманием публики. Это был актер могучего темперамента, уравновешенного твердой волей. Образ Отелло (Отелло Шекспира) – высшее создание Сальвини, «монумент, памятник, закон на вечные времена» (Станиславский). Отелло он играл всю жизнь. К лучшим работам актера относятся также главные роли в пьесах Гамлет, Король Лир, Макбет Шекспира, а также роль Коррадо в пьесе Гражданская смерть Джакометти.
Творчество другого гениального трагика – Эрнесто Росси (1827–1896) представляет уже иную ступень в развитии сценического искусства Италии. Он был самым любимым и самым последовательным учеником Г.Модены. В каждом персонаже Росси старался увидеть не идеального героя, а просто человека. Тончайший психологический актер, он с мастерством мог показывать внутренний мир, передавать малейшие нюансы характера персонажа. Трагедии Шекспира – основа репертуара Росси, им он отдал 40 лет свой жизни и играл в них до последнего дня. Это главные роли в пьесах Гамлет, Ромео и Джульетта, Макбет, Король Лир,Кориолан, Ричард III, Юлий Цезарь, Венецианский купец. Играл он также в пьесах Дюма, Джакометти, Гюго, Гольдони, Альфьери, Корнеля, сыграл и в маленьких трагедиях Пушкина, и Ивана Грозного в драме А.К.Толстого. Художник-реалист, мастер перевоплощения, он не принял веризм, хотя сам всем своим искусством подготовил его появление.
Веризм, как художественное
явление, с наибольшей полнотой на сцене
выразил ЭрметтеЦаккони (1857–1948). Репертуар
Цаккони – это, прежде всего современная
пьеса. С огромным успехом он играл в произведенияхИбсена, А.К.
Самой крупной трагической актрисой рубежа веков была легендарная Элеонора Дузе. Тончайшая психологическая актриса, чье искусство казалось чем-то большим, чем искусство перевоплощения.
19 в. – время расцвета диалектальной культуры. Наибольшего развития она получает в Сицилии, Неаполе, Пьемонте, Венеции, Милане. Диалектальный театр – детище комедии дель арте, от нее он воспринял многое: импровизационный характер игры по заранее составленному сценарию, любовь к буффонаде, маски. Спектакли исполнялись на местном диалекте. Во второй половине 19 в. диалектальная драматургия только начинала обретать свою литературную основу. Диалектальный театр той поры – это прежде всего театр актерский. Хорошо был известен не только в Италии, но и за ее пределами сицилиец Джованни Грассо (1873–1930), «первобытный трагик», актер стихийного темперамента, гениальный исполнитель кровавых мелодрам. Огромным успехом пользовался северянин ЭдоардоФерравилла (1846–1916), блистательный комический актер, автор и исполнитель своих текстов. Антонио Петито (1822–1876) – самая легендарная фигура неаполитанского театра, гениальный импровизатор, работавший в технике комедии дель арте, непревзойденный исполнитель маски Пульчинеллы. Его ученик и последователь ЭдуардоСкарпетта (1853–1925), гениальный актер, «король комиков», создатель своей маски ФеличеШошамокки, известный драматург. Лучшая его комедия – Беднота и знать (1888).
20 век.
Начало 20 в. вошло в историю
сценического искусства как время театральной
революции. В Италии роль новаторов сцены
взяли на себя футуристы. Их цель – создание
искусства будущего. Футуристы отрицали
академический театр, существовавшие
театральные жанры, пытались отказаться
от акте ра или свести его роль к марионетке,
отказаться также от слова, заменив его
пластическими композициями и сценографией.
Традиционный театр они считали статичным,
полагая, что в век машинной цивилизации
главное – движение. Виднейшими деятелями
футуризма были Ф.Т.Маринетти (1876–1944) и
А.Дж.Брагалья (1890–1961). Их театральные
манифесты: Манифест театра-варьете (1913)
иМанифест футуристического
синтетического театра (1915) до сих пор
не потеряли значения. Драматургия футуристов
– это в основном произведения Маринетти,
называемые синтезами (короткие сценки,
исполняемые чаще без слов). Наибольший
интерес представляет сценография: в футуристическом
театре работали лучшие художники того
времени: Дж. Балла, Э.Прамполини (1894–1956), Ф.Деперо
(1892–1960). У зрителя театр футуристов успеха
не имел: спектакли часто вызывали возмущение
и нередко проходили со скандалами. Роль
футуристов стала ясна позднее – во второй
половине века: именно тогда их идеи получили
дальнейшее развитие. Вместе с т.н. «драматургами
гротеска» и драматургами «сумеречниками»
футуристы подготовили появление крупнейшей
фигуры театра 20 в. Л.Пиранделло. Большое
значение в 1920–1930 имела деятельность
и иностранных режиссеров: это постановки М.Рейнхардта, В.И.
Луиджи Пиранделло для театра начал писать в 1910. В первых пьесах, посвященных жизни на Сицилии и написанных на сицилийском диалекте, отчетливо ощущается влияние веризма. Главные темы его творчества – иллюзия и реальность, лицо и маска. Он исходит из того, что все в мире относительно, а объективной истины нет.
Среди других значительных актеров той эпохи РуджероРуджери (1871–1953), Мемо Бенасси (1891–1957), а также сестры Граматика: Ирма (1870–1962) и Эмма (1875–1965). Из драматургов известность приобрел Сем Бенелли (1877–1949), автор репертуарной пьесы Ужин шуток (1909), и Уго Бетти (1892–1953), лучшая пьеса которого Коррупция во дворце правосудия (1949).
Между двумя мировыми войнами
значительное место в культуре Италии
занимал диалектальный театр (хотя политика
фашистского государства была направлена
на подавление диалектов). Особенным успехом
пользовался неаполитанский театр. С 1932
начинает работать «Юмористический театр
братьев Де Филиппо». Однако самая крупная
фигура того времени – РаффаэлеВивиани
(1888–1950), человек со «страдающим лицом
и сверкающими глазами бродяги», создатель
своего театра, акте р и драматург. Пьесы
Вивиани рассказывают о жизни простых
неаполитанцев, в них много музыки и песен.
К лучшим его комедиям относятся Улица Толедо ночью (1918), Неаполитанская
деревня (1919),Рыбаки (1924),
Период Сопротивления и первые годы после второй мировой войны вошли в историю Италии вторым Рисорджименто – так решительны и необратимы были изменения, произошедшие во всех сферах жизни и искусства. После долгих лет общественного застоя все пришло в движение и потребовало перемен. И если в годы фашистской диктатуры театр буквально задыхался от фальши, риторики и помпезности (такова была линия официального искусства), то теперь он, наконец, заговорил человеческим языком и обратился к живому человеку. Искусство послевоенной Италии поразило мир своей искренностью. На экран и на сцену пришла жизнь, как она есть, со всей ее нищетой, борьбой, победами и поражениями и простыми человеческими чувствами. После войны театр развивается в русле неореализма, одного из самых демократических и гуманистических направлений искусства двадцатого века. Диалектальный театр обретает новое дыхание. Неаполитанец Эдуардо Де Филиппо получает национальное признание, и его драматургия быстро завоевывает сцены мира. Свои пьесы он называл «инсценировкой реальной жизни». В его грустных комедиях речь идет о жизни, об отношениях в семье, о нравственности и назначении человека, о проблемах войны и мира.
Профессия режиссера, появившаяся
в европейском театре на рубеже столетий,
в Италии утверждается лишь во второй
половине века. Первым режиссе ром в европейском
смысле этого слова стал ЛукиноВисконти
(1906–1976), художник-реалист, тонко чувствующий
красоту, убежденный антифашист и гуманист,
работавший и в театре, и в кино. В театре
Висконти спектакль понимается как целое,
подчиненное единому замыслу, объявляется
война премьерству, акте рыучатся работать
в ансамбле. Наиболее значительные работы
Висконти в драматическом театре: Преступление и наказание Достоевского
(1946), Стеклянный зверинец (1946), Трамвай Желание Т.Уильямса
(1949), Розалинда, или Как
вам это понравится (1948), Троил и Крессида Шекспира, Орест Альфь
В первые послевоенные годы в Европе началось движение за доступные и понятные народные театры. В Италии оно слилось с борьбой за стационарные театры, получившие название Стабиле (stabile/постоянный). Первым Стабиле стал «Пикколо театро» в Милане, основанный в 1947 П.Грасси и Дж.Стрелером. Художественный театр на службе общества – вот задача, которую ставил перед собой «Пикколо театро». В творчестве Стрелера сошлись несколько линий европейской театральной культуры: национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр.
В 1960–1970-х европейский театр переживал подъе м. В итальянский театр пришло новое поколение режиссе ров и акте ров. Молодые люди, наиболее остро ощущая исчерпанность традиционного языка сцены, начали осваивать новое пространство, иначе работать со светом, звуком, искать новые формы взаимоотношений со зрителем. В те годы активно работали Джанкарло Нанни, АльдоТрионфо, Меме Перлини, Габриеле Лавиа, Карло Чекки, Карло Квартуччи, ДжулианоВасилико, Лео Де Берардинис. Однако наиболее значительные фигуры поколения шестидесятых: Роберто Де Симоне, Лука Ронкони, Кармело Бене, ДариоФо. Все они немало сделали для обогащения театрального языка, их открытия широко используются в театральной практике.
ДариоФо является самым ярким представителем политического театра. Фо интересует человек как социальный тип, с яркими, заостренными, преувеличенными чертами, помещенный в острую, фарсовую, парадоксальную ситуацию. Он широко пользуется такими приемами народного театра, как импровизация и буффонада.
Кармело Бене (р. 1937) – признанный
глава итальянского авангарда второй
половины 20 в. Бене называют великим акте
ром. Он сам пишет, ставит и исполняет главные
роли в своих произведениях. Его творчество
существует в неразрывном единстве автора,
акте ра и режиссера. Бене является автором
множества спектаклей в основном по произведениям
мировой литературы и театра: Пиноккио Каллоди
(1961), Фауст и Маргарита (1966), Саломея Уайл
Из более молодых, в настоящее время успешно работающих в итальянском театре, можно назвать режиссера Федерико Тьецци (1951), режиссера и акте ра Джорджо БарбериоКорсетти (1951), режиссера Марио Мартоне (1962), в течение нескольких лет возглавлявшего римский театр «Стабиле», поставившего ряд очень интересных спектаклей, среди которых и имевший огромный успех спектакль Десять заповедей Р.Вивиани (2001).
Во второй половине 20 в. итальянский
театр, став режиссерским, не перестал
быть и театром больших актеров. В спектаклях
самых крупных режиссеров всегда работали
и лучшие актеры страны. Это относится
и к Эдуардо де Филиппо, и к Джорджо Стрелеру,
и ЛукиноВисконти, а также к режиссерам-шестидесятникам,
пришедшим в театр на волне контестации.
Ядром труппы Висконти была супружеская
пара РинаМорелли и Паоло Стоппа, тонкие
психологические актеры, игравшие во всех
его спектаклях в драматическом театре.
Огромный успех в спектаклях Висконти
имел и ВитториоГассман (особенно в спектаклях Орест Альфьери
и Троил и Крессида Шекспира).
После ухода от ВисконтиГассман много
играл в классическом репертуаре; наиболее
заметными стали его работы в спектаклях Отелло и Макбет Шек
По давней традиции итальянского театра труппа обычно группировалась вокруг одного большого актера (или актрисы), а спектакли обычно ставились в расчете на данные премьера. В таком театральном коллективе первый актер, актер-звезда (называемый в Италии divo или mattatore) бывал нередко окружен весьма слабыми исполнителями.
В течение нескольких десятилетий (вплоть до настоящего времени) на сценах итальянских театров выступают очень популярные актеры Джорджо Альбертацци и Анна Проклемер, исполняющие главные роли в основном в пьесах мирового классического репертуара. Много работали в театре многие очень известные и любимые итальянской публикой актеры разных поколений, среди которых Анна Маньяни, СальвоРондоне, ДжанкарлоТедески, Альберто Лионелло, ЛуиджиПройетти, Валерия Морикони, Франко Паренти, чьим именем теперь назван один из театров в Милане. Паренти работал и в «Пикколо театро» с Джорджо Стрелером. В театре Стрелера всегда играли замечательные актеры. Это ТиноБуаццелли, знаменитый исполнитель роли Галилея в спектакле Жизнь Галилея Б.Брехта. ТиноКарраро, в течение долгих лет игравший главные партии в пьесах Шекспира (Король Лир, Буря), Брехта, Стриндберга и др. Выдающейся исполнительницей женских ролей в театре режиссера была Валентина Кортезе, среди вершин, творчества которой стала роль Раневской в Вишневом саде (постановка 1974). Среди более молодых выделяется ПамеллаВиллорези, замечательная исполнительница женских образов в комедиях Карло Гольдони, в пьесах Лессинга, Мариво и др. В последний период творчества режиссера его музой стала актриса АндреаЙонассон, исполнявшая драматические роли в постановках Брехта, Лессинга, Пиранделло и др. Особое место среди актеров «Пикколо театро» занимают два великих исполнителя маски Арлекина – Марчелло Моретти и ФерруччоСолери в легендарном спектакле Арлекин по комедии ГольдониСлуга двух господ.